Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом.
Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», — сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час.
Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада — язычники, не знающие Бога, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Нас поражает смирение римского офицера — язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи — учители Израиля — не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, — рассуждает сотник, — но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.
Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечен властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства — о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание.
Как мог этот сотник-язычник понять то, что не постигли учители Израильские? Почему Христос говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры»? Как понимает римский офицер то, о чем пишет апостол Павел: власть государственная, в частности римская власть, установлена, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1—6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хотят разрушить какое-нибудь государство, а затем погубить народ. Разрушить власть — значит допустить в мире хаос.
Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божию установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции — хранении мира от хаоса — христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон — гонитель христианской Церкви.
Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником — за его глубокое понимание и смирение.
Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24—25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.
Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.
Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.
Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть растление — уготовление вечной гибели для миллионов человеческих душ. И здесь ответственность правителя возрастает в еще большей степени, чем когда льется невинная кровь.
Святитель Тихон Задонский пророчески говорил, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за все, что происходит в отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: «Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою». В чем виновны? В убийстве царя — помазанника Божия. Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга. Пока не будет в нас осознания тех простых истин, которые осознал язычник-сотник, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.
Власть — это Божие установление. И дай нам Бог молиться о том, чтобы Господь просветил наш ум и нашу волю. Чтобы мы, молясь святому царю-страстотерпцу, принося покаяние вместе с нашими отцами, как говорит святитель Тихон, с которыми мы согрешили, получили от Господа великий дар исцеления и помилования отроков наших и всего нашего народа.
* * *
Пояс Пресвятой Богородицы. 6 июля отмечается праздник Владимирской иконы Божией Матери в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.
Эта икона — древнейшая наша святыня, перед которой восходил на царское служение святой Царь-мученик Николай и принимал подвиг исповеднического патриаршего служения святой патриарх Тихон. Это значит, что Божия Матерь сугубым образом участвует в судьбах нашего Отечества и нашей Церкви.
Три раза в году совершается праздник Владимирской иконы Божией Матери. Праздник 6 июля связан со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Иоанн III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен.
Во все периоды нашей истории, и сегодня в том числе, это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы.
Но мы должны понять главную тайну этого праздника. Если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление.
Божия Матерь призывает нас научиться сегодня двум вещам. Во-первых, чтобы мы помнили всегда: то, что происходит с нашим народом, имеет непосредственное отношение к Церкви. Сама Божия Матерь об этом напоминает. Как тогда святитель Геронтий выступил с посланием и благословением к великому князю и ко всему народу, чтобы они встали за землю Русскую, так и сегодня Церковь должна выступить с обращением и к великому князю, и к народу церковному, и ко всему русскому народу о том, что Отечество в опасности, что нам угрожает полная гибель, уничтожение нашей молодежи, наших детей. Не только физически убиваемых, но и духовно, и нравственно, что страшнее, ибо лишает какой-либо возможности будущего сопротивления. Обратиться с этим словом напоминания к народу и к каждому христианину — о том, что его личная судьба, как и судьба всей Церкви, связана с судьбами Отечества. Невозможно отделить одно от другого.
Во-вторых, мы должны помнить о том, как совершилась победа в этом противостоянии. Русские воины, помня о молитве всего православного народа, о благословении великого князя, стали отступать, чтобы быть ближе к своим родным святыням. Они знали, что за ними
Москва, за ними вся Россия, за ними главные святыни, которые нужно сохранить. И они стали отступать к этим святыням, чтобы приобщиться силе Божией, чтобы препоясаться по настоящему поясом Пресвятой Богородицы и противостать врагу. И совершилась победа.
Враги в свою очередь стали отступать, испугавшись непонятно чего. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». Беспорядочно стали бежать, в темноте поражая друг друга. О, если бы в сегодняшнем небывалом отступлении наш народ отступал к нашим святыням, к Владимирской иконе Божией Матери, к той благодати и крепости, которая по-прежнему хранится в Русской Православной Церкви! Тогда все бы чудесно изменилось. Мы обрели бы несокрушимое оружие, которое называется страхом Божиим. Потому что, где страх Божий, там вступает в действие и сила Божия. И тогда само наше отступление внезапно бы стало страшным для наших врагов. В самом отступлении открылась бы сила Господня, и оно стало бы для нас победоносным наступлением.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России