В рамках работы Центра евразийских исследований Филиала РГСУ в Минске 25 марта 2022 г., был проведен международный круглый стол «Церковь и историческая память. К 1030 – летию Православия на белорусских землях в год исторической памяти в Республике Беларусь», сообщает сайт Филиала РГСУ в Минске.
Основными организаторами международного круглого стола выступили Центр евразийских исследований Филиала РГСУ в Минске, Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви и Минская Духовная академия.
В ходе круглого стола обсуждены актуальные вопросы церковной истории славянских народов, в том числе влияние церкви и конфессионального фактора на развитие идентичностей и культур славянских народов и межнациональных отношений в Восточной Европе.
В работе круглого стола приняла участие первый секретарь посольства России в Республике Беларусь Ю.Е. Аряева, которая в своем выступлении высоко оценила научный уровень и организацию данного научного форума.
В ходе оживленной дискуссии обсуждался вопрос о влиянии церковного и конфессионального фактора на становление славянских идентичностей. При этом особое внимание было уделено разным аспектам этноконфессиональной инженерии специалистов из Ватикана. Было обращено внимание на то, что окатоличивание православных сербов в Далмации, Славонии и Боснии привело к успешному насаждению среди них хорватской идентичности. Проводились параллели между этноконфессиональной ситуацией на Балканах и в белорусско-литовских землях, где перевод белорусских униатов в католичество стал мощным фактором формирования у них польской идентичности. Этот фактор в значительной степени обусловил в течение 18-19 вв. формирование многочисленного польского меньшинства на Виленщине, Гродненщине и в других регионах белорусско-литовского пограничья. Отмечалась исключительно важная роль униатской церкви в становлении современной украинской идентичности в Галиции в конце 19 в. и в дальнейшем распространении идей интегрального украинского национализма.
В конференции приняли участие хорошо знакомы читателям Русской Народной Линии учёные и общественно-политические деятели:
Председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия, преподаватель Минской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии;
Анна Игоревна Филимонова,кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и дипломатии факультета международных отношений и туризма Московского гуманитарного университета:
Гронский Александр Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала. РГСУ в г. Минске и многие другие учёные России и Белоруссии.
В докладе нашего постоянного автора, доктора исторических наук, заведующий Центром Евразийских Исследований Филиала Российского Государственного Социального Института в Минске профессора Кирилла Владимировича Шевченко, была озвучена проблема переписывания истории, некогда ужасавшая самим свои фактом европейских интеллектуалов, а теперь превратившаяся в политтехнологическую рутину:
"Конвейеры политики укро-исторической памяти работаю в полном соответствии со сценарием, описанным в знаменитой антиутопии Дж. Оруэлла "1984". Оруэлл упоминает там об "отделении документации", сотрудники которого ежедневно заняты придумыванием новой истории, для чего они каждый день уничтожают старые исторические записи, заменяя их новыми - в соответствии с требованиями дня сегодняшнего. История, таким образом, перекраивается и переписывается регулярно в режиме реального времени.
Яркая черта политик укро-исторической памяти - воинствующий укро-морфизм, когда персонажей, далеких от укро-проекта или даже прямо ему враждебных, совершенно беспардонно и в вопиющем противоречии с элементарным здравым смыслом окрашивают в укро-цвета. Особенно ярко это проявляется в случае с галицко-русскими деятелями 19 в. Так, один из первых представителей галицко-русского возрождения Д.И. Зубрицкий, сторонник общерусского единства и русского литературного языка, написавший свою "Историю Галичского княжества" на рус. языке, записывается в украинцы. Еще более беспардонно менеджеры укро-проекта обходятся с другим галицко-русским деятелем Я.Ф. Головацким, убежденным противником укро-движения и укро-языка, эмигрировавшим в Россию из Австро-Венгрии по политическим причинам. Головацкого, отрицавшего существование отдельного украинского народа и бурно полемизировавшего по этому поводу с украинофильской русской либеральной прессой, тоже записывают в "галицкие украинцы", а на могиле Головацкого в Вильно (Вильнюсе) сейчас лежат жевто-блакитные венки от укр.посольства в Литве..."
Подводя итог работе научного форума, участники круглого стола отметили его исключительно высокий научный и организационный уровень, выразив благодарность его организаторам в лице Центра евразийских исследований Филиала РГСУ в Минске и Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной церкви. Было высказано пожелание чаще организовывать подобные научные форумы, которые служат очень важной площадкой для анализа современных вызовов Православию и для обмена научными идеями.