Источник: Ольшанцы Русской весны. Николаев
Из наиболее известных генерал-губернаторов Николаева и Севастополя можно назвать адмиралов Грейга, Лазарева, Панфилова, Бутакова, Фон Глазенапа, Аркаса.
Пкамятник адмиралу Грейгу в Николаеве. В 1917 году снесен блдьшевиками.
К примеру, с 1816 по 1833 губернатором был вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг. За время его правления в городе Николаеве были воздвигнуты портовые сооружения, создано кредитное общество, активизировалась морская торговля, появился Морской бульвар, начались работы по освещению города, прокладке тротуаров, открыты мужские и женские училища, построен приют. В 1820 году Грейг основал в городе морскую астрономическую обсерваторию.
В области кораблестроения Грейг разработал и широко использовал математический метод проектирования обводов судов, лично спроектировал несколько судов нового типа, построил первый в России военный пароход, усовершенствовал корабельную артиллерию.
Адмирал Богдан фон Глазенап.
А с 1860 года по 1871 год военным губернатором Николаева был адмирал Богдан Александрович Фон Глазенап. По его ходатайству, высочайшим повелением государя Александра II в 1862 году был открыт коммерческий порт для захода иностранных судов, а город — для приезда и жизни иностранцев. В связи с этим были учреждены иностранные консульства. Всё это послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт.
14 ноября 1863 года по инициативе Фон Глазенапа в Николаеве была открыта первая мужская гимназия. В том же году было основано женское училище 1-го разряда, преобразованное позже в Мариинскую гимназию. В 1865 году была создана первая газета «Николаевский вестник», а в 1867 учреждена городская больница.
Вице-адмирал Николай Андреевич Аркас
Пожалуй, третьим упомяну вице-адмирала Николая Андреевича Аркаса, который был командующим Черноморским флотом и военным губернатором Николаева в период 1871-1881гг. Именно при нем началось создание нового Черноморского флота, уже не парусного, а парового и броненосного, что потребовало полной перестройки и реконструкции производства.
При адмирале Аркасе в городе появились первые памятники — адмиралу А. С. Грейгу и матросу Игнатию Шевченко, герою обороны Севастополя.
В 1877 году началось мощение улиц гранитной брусчаткой.
В годы правления Аркаса появилось «Общество спасения на водах», филиал «Российского садового общества», новое здание приюта Николаевского благотворительного общества. В 1880 году открыта первая лечебница для приходящих.
Как я уже говорил, Николаев, будучи большим городом Новороссии и важным центром Черноморского кораблестроения с мощным торговым портом, жил наполненной кипучей жизнью, бурно развивался. В разное время город посещали множество интересных и значительных для России фигур, безусловно, и государи Российские. Например, государь Николай II дважды посещал Николаев. В нашем городе бывал и Пушкин, о чем помнит Николаевский Пушкинский клуб и напоминал замечательный памятник великому поэту у Ингульского моста (к сожалению, памятник на сегодняшний день снесен).
Имена славных николаевцев, внесших существенный вклад в науку, литературу, прославивших себя подвигами во славу России, были хорошо известны. Увы, память о многих незаслуженно предана забвению или не связывается с Николаевом.
Приведу всего 3 примера:
Памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову на одноименном бульваре.
1. Известный военно-морской деятель, океанограф, путешественник и полярный исследователь, кораблестроитель, изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости судна, пионер использования ледоколов, создатель русской семафорной азбуки и бронебойных наконечников к снарядам, герой Русско-японской войны, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Его имя носят улица, бульвар и носил Николаевский кораблестроительный институт. Воистину, славный сын России. Погиб во время Русско-японской войны на броненосце «Петропавловск» вместе со своим другом, художником Василием Васильевичем Верещагиным, именем которого в Николаеве назван художественный музей. Памятник адмиралу Макарову установлен не только в Николаеве, но и в Смоленске, Кронштадте, Владивостоке.
Знаменитый писатель, этнограф и лексикограф Владимр Даль в годы проживания в Николаеве.
2. Знаменитый русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач Владимир Иванович Даль, датчанин по отцу и немец по матери, но истинный патриот России. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Родным городом Даля был Луганск (в то время поселок Луганский завод), и он сам называл себя «казак луганский». Когда Владимиру было 4 года семья переехала в Николаев. После учебы в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге Даль вернулся служить в Николаев, где прожил около 5 с лишним лет своей юности и начал составлять свой толковый словарь. В 1824 году будущий автор «Толкового словаря» вынужден был покинуть Николаев из-за написанной им, дерзкой эпиграммы командующему Черноморским флотом адмиралу Алексею Грейгу. На доме, где жил Владимир Даль, в Николаеве установлена мемориальная доска. Интересно, что родной брат Владимира Даля, Карл, так на всю жизнь и остался в Николаеве, служа в Черноморском флоте.
Капитан I ранга Александр Казарский, командир легендарного брига "Меркурий"
3. Александр Иванович Казарский, прославленный капитан брига «Меркурий», капитан 1 ранга, кавалер ордена Святого Георгия. Он родился в Дубровно (ныне Беларусь) и начал свою карьеру в Черноморском флоте с Николаевского штурманского училища. Казарский и его экипаж известны своим беспримерным подвигом, когда «Меркурий» одержал победу в битве с двумя турецкими кораблями. 14 мая 1829 года (знаменитая война с Турцией 1828–1829 гг., закончившаяся Адрианопольским миром, который принес свободу Греции и ослабление от Турецкой зависимости Сербии, Молдавии и Валахии) 18-пушечный бриг был настигнут турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», имеющими в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий. Приняв неравный бой, экипаж брига под командованием Казарского одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения, принудившие его выйти из боя.
Турецкий офицер с «Реал-бея» писал позже: «В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий»».
Теперь, пожалуй, приведу несколько цитат о Николаеве из книги замечательного николаевского историка Юрия Крючкова «Старый Николаев, глазами очевидцев»:
«Вот несколько впечатлений о городе времен маркиза де Траверсе. Из книги В. Измайлова «Путешествие в Полуденную Россию...» (1805 г.): “Николаев стоит в долине, окруженной пригорками при впадении Ингула в Буг, в нескольких верстах от Черного моря. Адмиралтейство, крепость, суда, стоящие на якорях, служат главным украшением города. Соборная церковь во имя Св. Григория есть здание вкуса и нежности”.
Из статьи К.Х. Кнорре, главного астронома Черноморского флота, прожившего в Николаеве 50 лет: “Город сей,расположенный на левом возвышенном берегу р. Ингула, по устройству и положению почитается в числе лучших Новороссийского края. В нем Соборная Адмиралтейская церковь во имя Св. Григория Армянского обращает на себя особое внимание с одной стороны, как памятник Великой Екатерины, а с другой — как место, где находятся... редкости... Из прочих зданий замечены: присутственные места города Николаева, обсерватория, дом благородного собрания, чертежная, словолитная и переплетная... Для увеселения жителей на возвышенном берегу Ингула устроен отличный бульвар...”. («Новороссийский календарь», 1843 г.).
Старый Николаев. Адмиралтейский собор
Очень детальную и живую характеристику Николаева дал в своей книге «Материалы для географии России...» (1863 г.) подполковник генерального штаба А. Шмидт: “Подъезжая с этой стороны к Николаеву, после огромного пространства безводных и безлесных степей, к северу от него лежащих, открывается направо вид на Бугский лиман, от 1 1/2 до 3 верст шириною и до 9 верст вдаль, по длине двух колен его; между ними, на противоположном берегу, находится местечко Варваровка с обширными плантациями. После этой массы воды, вдоль дороги встречаются кое-где небольшие сады, и впереди заканчивает вид крутая гора. На ней, вправо, целые линии пирамидальных тополей и белых акаций, за которыми виднеется и город, распространяющийся влево, по горе, на несколько верст. Внизу этой горы, под бульваром и домами, стоят, как бы на суше, корабли, пароходы и разного рода военные суда. Подъехав к ним, видишь только, что они находятся у самого берега, в Ингуле, который омывает здесь подошву горы и, неподалеку, вливается в лиман.
Старый Николаев. Варваровский мост.
С моста ведет крутой подъем на гору, откуда выезжаешь прямо на площадь, с обширной гауптвахтою. С трех сторон эта площадь окружена высокими домами, в которых помещаются присутственные места города и черноморского ведомства, а с четвертой — находится адмиралтейская соборная церковь Св. Григория, она замечательна тем, что внутренность ея украшена иконостасом, с иконами превосходной живописи, выписанными князем Потемкиным из Италии.
На этой площади лучшая гостиница; неподалеку от нее театр, почтовая контора, лютеранская церковь, а выходящая к ней адмиральская улица, лучшая в городе, пользуется еще тем преимуществом, что она одна только и освещается по ночам, и притом довольно оригинально — сальными свечами.
Старый Николаев. Александровское реальное училище
Улицы в Николаеве очень широки и доходят иногда до 15 и 40 сажень; на некоторых из них высажены тополям и белая акация, но почти нигде незаметно подсадки новых деревьев, через, что это лучшее украшение города постоянно приходит в упадок. Улицы шоссированы на самом небольшом протяжении; в ненастье город очень грязен.
Николаев имеет совершенно оригинальную наружность; двухэтажных домов в нем очень мало; между тем, все постройки, в главной части города, каменные, и отличаются довольно изысканною архитектурою, опрятностью, множеством надворных, хозяйственных помещений, построенных точно также с большим изяществом, и почти в каждом дворе есть хоть небольшой садик, тщательно поддерживаемый и украшаемый владельцем его. Каждый дом носит на себе отпечаток некоторой комфортабельности.
Старый Николаев. Базарная площадь
Отчетливость и щегольство внутренней отделки поразительны и везде доказывают положительные сведения в строительном искусстве. Между частными домами видны архитектурные особенности, свойственные полуденным странам”».
Каким вошел Николаев в революционную эпоху потрясений начала XX века?
Городское хозяйство и экономика в городе развивались и совершенствовались. В 1907 году железная дорога связала Николаев и Херсон. В этом же году в самой высокой точке города, на Спасском кургане была построена знаменитая водонапорная башня Шухова. (башня стоит по сей день).
Старый Николаев. Адмиральская улица.
В 1914 году в Николаеве был пущен электрический трамвай, построена железнодорожная линия Николаев-Одесса.
18 декабря 1913 года был открыт Естественно-исторический музей, а 24 мая 1914 года — Музей изящных искусств имени В. В. Верещагина.
Для обучения детей действовали мужская и две женских гимназии, мужское и женское коммерческие училища, железнодорожное училище, мореходная школа, портовая ремесленная школа.
Старый Николаев. Конка
В 1915-1917 гг. городской голова Леонтович создал аквариум и террариум, на основе которых в последствие был создан знаменитый Николаевский зоопарк.
В 1909 году был воздвигнут памятник Петру Первому в честь 200-летия Полтавской битвы. В 1912 году — памятник героям войны 1812 года.
В городе кипела и общественная жизнь в соответствии с сословиями и интересами: Морское собрание, яхт-клуб, общество фотографов, шахматное, правильной охоты, садоводства, музыкальное, комитет народных чтений и сады трезвости, театр К. Монте на 1310 мест и цирк на 1035 мест.
Старый Николаев. Аркасовский сквер.
В связи с развитием города появилось много новых банковских, административных и учебных зданий по улицам Адмиральская, Никольская, Соборная, Спасская, Большая Морская. Особенно активно застраивалась Большая Морская, которую называли Николаевским Уолл-стритом.
Старый Николаев. Водонапорная башня Шухова.
Два крупнейших кораблестроительных завода «Наваль» и «Россуд», последние названия этих предприятий при СССР — Черноморский судостроительный завод и Завод имени 61 Коммунара, были главными верфями, строящими Черноморский флот.
Линкор "Евстафий". 1906 год. Завод "Руссуд"
За время их работы до событий 1917 года были построены несколько десятков парусных и паровых кораблей. Среди них были эскадренные миноносцы, броненосцы, подводные минные заградители, минные крейсера, линкоры. Особую известность имели два больших линкора «Императрица Мария» и «Император Александр III», знаменитый броненосец «Потемкин», первый в мире подводный минный заградитель «Краб», 2 броненосца береговой обороны «поповки» (построены по инициативе вице-адмирала А. А. Попова, при губернаторстве Николая Аркаса).
Подводная лодка "Нерпа". Завод "Руссуд".
Николаевский торговый порт занимал третье место после Санкт-Петербурга и Одессы по объему торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиком которого были степные губернии и, главным образом, сама Новороссия, занимал первое место в стране.
Линкор "Императрица Мария". Завод "Наваль"
Сам Николаев надолго стал крупным промышленным, кораблестроительным и торговым городом на юге Российской империи. Этот его статус не сразу (ведь был колоссальный спад и даже практическая остановка производства, связанные с революцией и гражданской войной), но постепенно восстановился и усилился во времена СССР.