Источник: Ольшанцы Русской весны. Николаев.
Одна из первых гравюр Херсона. Набережная святого Павла.
Первым из городов в новых землях был основан Херсон, названный в честь Херсонеса Таврического, в месте, предложенном адмиралом А. Н. Сенявиным, командующим Азовской флотилией. В октябре 1778 года по указу императрицы Екатерины II, понимающей важность создания Черноморского флота России, были заложены крепость и верфь.
Уже 16 сентября 1783 года в Херсоне был спущен на воду 66-пушечный фрегат «Слава Екатерины».
Ранее, в этом же году, в результате дипломатических усилий князя Потемкина мирным путем был присоединен Крым, а вместе с ним и Кубань, и императрица Екатерина Великая подписала указ «О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую». Сегодня в память этого события в России празднуется «День присоединения Крыма, Кубани и Тамани».
Первая проба гражданского освоения Николаевского полуострова, как рассказывает николаевский историк Юрий Крючков, принадлежит предприимчивому санкт-петербургскому купцу австрийского происхождения Францу Яковлевичу Фабре, который 29 июля 1784 года подал челобитную на имя Государыни с просьбой выделить ему 500, а потом еще 1000 десятин земли на устройство дачи, что и было сделано. Фактически Фабре стал единоличным властителем Николаевского полуострова, который он и принялся обустраивать, построив 3 поместья с садами, посевами пшеницы, мельницей, постоялым двором и шинком. За все эти земли Фабре заплатил в казну по 3 копейки за десятину. Всего за 45 рублей и ¾ копейки он купил весь нынешний Николаев!
Памятник Фалееву в Николаеве. Верхняя часть. Бульвар адмирала С.О. Макарова
К 1787 году, через 10 лет после основания Херсона, князь Потемкин окончательно признал, что место для верфи было весьма неудачным. Чтобы довести корабли до лимана, надо было пройти значительный путь по узкому руслу Днепра. Само место с множеством островов, болот и плавней способствовало тяжелым болезням среди рабочих. Мелководье и постоянно наносимый песок сильно осложняли провод кораблей. Будучи мудрым управителем края, Потемкин поручил своему ближайшему соратнику Михаилу Фалееву искать новое место для верфи. Помог случай. По свидетельству того же историка Юрия Крючкова, произошел приграничный инцидент. Турки переправились через лиман и напали на Фаберову дачу на Виноградной косе (район Николаевского яхтклуба), разорили имение и убили служанку. Для улаживания конфликта туда выехал Фалеев, который успел исследовать устье, и по возвращении доложил Потемкину о прекрасном месте для строительства верфи. Осмотр и изучение местности показали целый ряд плюсов в пользу высказанного предложения. Судите сами: берега высокие, русло реки каменистое, глубина фарватера достигает 11,5 метров. Кроме того, выход в море через Днепро-Бугский лиман гораздо короче, чем в Херсоне. Все это в перспективе могло позволить строить здесь корабли любых габаритов и водоизмещения.
То, что земли Николаевского полуострова были по его же, князя Потемкина, распоряжению несколько лет назад проданы, не имело большого значения. Он дал указание аннулировать купчие и выкупить земли назад, в казну.
В связи с несоблюдением турецкой стороной Кючук-Кайнарджикского мира в том же 1787 году началась новая война с Османской империей.
Штурм крепости Очаков. Гравюра А. Барча. 1792 год
После исторических побед русских войск под командованием А. В. Суворова, ознаменовавшейся взятием в декабре 1788 года крепости Очаков, а в сентябре 1789 года и крепости Хаджибей (давшей начало будущей Одессе), продолжилось активное освоение Новороссии и строительство новых городов. Ясский мир, положивший конец этой Русско-Турецкой войне, окончательно закрепил за Россией все Северное Причерноморье с Крымом и дал целый ряд других привилегий на Кавказе и Балканах. Он был заключен только в 1797 году.
По указу князя Потемкина в устье реки Ингул, на слиянии ее с рекой Южный Буг, под руководством Михаила Фалеева в 1788 году была заложена верфь, вокруг которой начал строиться город. Днём основания верфи считается 27 апреля 1789 года. Этим числом датировано предписание Потёмкина Фалееву: «Завести верфь на Ингуле».
Из ордера № 1065 князя Потемкина Фалееву от 27 августа (7 сентября) 1789 г. известно название этого города — Николаев: «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку Богоявленское, новозаводскую верфь на Ингуле, город Николаев».
К государыне императрице князь Потемкин обратился 10 ноября 1789 года с всеподданнейшим донесением: «Избрав весьма выгодное для строения кораблей место при впадении реки Ингул в реку Южный Буг и учредя там верфь, поселяю я сие место под названием города Николаева, о чем всеподданнейше донеся Вашему Императорскому Величеству, испрашиваю величайшей на сие апробации».
Город получил название в память о победе, одержанной в декабре 1788 года при взятии турецкой крепости Очаков, в день покровителя моряков святителя Николая Мирликийского (зимнего).
Николаев. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1800 год. С фотографии начала XX века
Первый герб Николаева, утвержденный в 1803 г., не похож на многие гербы того времени. По легенде, рассказанной мне депутатом Николаевского городского совета Галиной Каспер, в центральной части будущего города находился большой подземный христианский храм. Священнослужители храма предложили Потемкину этот герб как залог процветания города. Возможно это красивая легенда, а может и правда.
«В щите, разделенном от верхней середины к нижним углам в черном поле, над серебряною кадильницею, изображен золотой крест, окруженный лучами, а по сторонам: в голубом поле Архиерейская митра и в золотом поле Архиерейский же посох».
Первый и второй (нынешний) гербы города Николаева
Через 80 лет, в 1883 году герб Николаева изменили, и на нем появился корабль. Впоследствии именно этот второй герб и стал гербом города в новое время.
Своей изначальной архитектурой Николаев во многом обязан именно инженеру-полковнику Михаилу Леонтьевичу Фалееву, помощнику князя Потемкина и архитектору Ивану Егоровичу Старову (составившему в 1790 году план застройки Николаева). Именами Фалеева и Старова названы улицы нашего города. Памятник Фалееву установлен на бульваре им. Адмирала Макарова.
Как пишет Ю. Крючков, первыми жителями Николаева стали в основном женатые матросы и мастеровые, строившие суда и адмиралтейство. Их пешком тысячами пригоняли из центральной России. Также Потемкин переводил сюда своих крепостных из Малороссии и Белорусии. Кроме того, в Николаеве осела часть пленных турок, принявших российское подданство и переменивших веру, были и крымчаки-ногайцы, решившие покончить с кочевой жизнью. Среди жителей оказалось немало и уголовного люда, бывших каторжан и других осужденных.
Среди торговцев и ремесленников было немало иностранцев, прежде всего выходцев из Польши — поляки, ополяченные малороссы, евреи.
Князь Григорий Александрович Потемкин. Отец Николаева.
Князь Потемкин за свою недолгую деятельность в Новороссийском крае основал 4 города: Екатеринослав (ныне Днепр), Севастополь, Херсон и Николаев. Но больше всего он любил Николаев. В один из проездов через наш город князь воскликнул: «О, теперь Черное море наше, и потомство отдаст мне справедливость!»
Уже будучи тяжело больным, в октябре 1791 года Потемкин, находясь с переговорами в турецких Яссах, заявил: «Я хочу умереть в Николаеве», — однако, несмотря на спешность отправления, не доехав до вожделенного города, он умер в молдавской степи. Тело светлейшего князя по личному указанию императрицы Екатерины Великой, было забальзамировано и с высокими почестями захоронено в Екатерининском соборе Херсона, надолго ставшем усыпальницей князя Потемкина. Осенью 2022 года по просьбе врио губернатора Херсона Владимира Сальдо останки князя были вывезены из Херсона в целях безопасности.
Вся история города Николаева тесно связана с созданием Черноморского флота и переплетена с Россией.
Модель первого корабля Святой Николай спущенного на воду в Николаеве. Музей судостроения и флота.
В 1790 году был спущен с верфи первый корабль, 46-пушечный фрегат «Святой Николай». С него началась постройка в Николаеве крупных парусных военных кораблей.
Имя этого корабля посвящено Святителю Николаю, городу Николаеву и той же славной победе русских войск над Очаковом.
Адмиралтейство — штаб Черноморского военного флота Российской империи, созданное в 1785 году в Херсоне, уже в 1794 году, переносится в Николаев, ставший к тому времени главным центром Черноморского кораблестроения. Адмиралтейство просуществовало в Николаеве до 1894 года, 100 лет. Николаев по праву называли кузницей адмиралов, потому что значительная часть морских офицеров, как и их высшего состава прошла школу Черноморского флота через Николаевское Адмиралтейство.
Также в Николаеве размещалось и управление Николаевской и Севастопольской губерниями, которое, как правило, возглавлял главный командир Черноморского флота. В том, что генерал-губернатор был один на две губернии, была своя логика — Николаев строил корабли, а в Севастополе, в Ахтиярской бухте, они базировались.
Картина Василия Нестеренко "Отстоим Севастополь"
Совершенно естественно, что во время Крымской войны (Восточной войны, как называли ее западные историки, или Нулевой мировой, как эту войну переосмысливают сегодня) 1853-1856 гг. Николаев стал главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское адмиралтейство руководило флотом и обеспечивало его снабжение. Во многом Николаев взял на себя и военное обеспечение армии. Кроме того, в Николаеве было сформировано и отправлено в Крым четыре экипажа из мастеровых (около 4000 человек), которые принимали участие в обороне Севастополя. Казармы, школы, частные дома в Николаеве оборудовались под госпитали для раненых, эвакуированных из Севастополя.
Пирамидальный храм Святителя Николая на мемориале-кладбище героев Крымской войны в Севастополе.
После взятия Севастополя на очереди у союзников, безусловно, стоял Николаев как главный центр кораблестроения для Черноморского флота. Пришлось готовить и обеспечивать оборону города.
В 1854 году, чтобы прикрыть Николаев с моря, в Днепро-Бугский лиман была отправлена небольшая флотилия из двух военных пароходов и пяти канонерских лодок, которые несли вахту у Кинбурна. 22 сентября этого же года произошло сражение русского отряда с англо-французской эскадрой из четырех пароходов-фрегатов. Несмотря на неравные силы, наша флотилия, поддержанная батареями Очакова, сумела нанести повреждения трем из четырех пароходов и заставила их ретироваться. Первая попытка прорваться к Николаеву была пресечена.
После падения Севастополя в августе 1855 года государь император Александр II лично прибыл в Николаев для организации его обороны.
Чтобы не допустить прорыва кораблей союзных войск по Бугскому лиману, вдоль него была организована глубоко эшелонированная линия обороны, состоящая из земляных редутов и батарей. К концу войны Николаев обороняли около 600 орудий.
Как пишет историк Ю. Крючков, в октябре флот противника в составе 90 боевых кораблей подошел к Днепро-Бугскому лиману. В его состав входили бронированные канонерские лодки, сравнявшие с землей Кинбурнскую крепость. Заняв Кинбурн, союзники несколько раз пытались прорваться к Николаеву и доходили даже до Воложской косы, но здесь, в узком проходе попадали под перекрестный огонь двух укрепленных батарей и отступали. Так наш город был спасен от захвата англо-французскими войсками.
Парижский мирный трактат. Художник Эдуард Дебюфе.
30 марта 1856 года был заключен Парижский мирный трактат, по сути, утвердивший цену поражения России в Крымской войне. Помимо ряда территориальных и репутационных потерь России, в трактате оговорен «нейтральный статус» Черного моря. России и Турции было запрещено иметь военный флот и военные крепости, а также арсеналы на Черноморском побережье. Эти обязательства нанесли тяжелейший удар по Николаеву как по главному российскому кораблестроительному центру на Черном море. Адмиралтейство было закрыто. Тысячи мастеровых, инженеров и чиновников оказались без работы. В городе начались проблемы с провизией, бандитизм и грабежи.
В числе неравнодушных, пытающихся спасти Николаев, был адмирал Н. А. Аркас, предложивший в связи с запретом военного кораблестроения начать строить торговые суда. 21 мая 1857 года он добился высочайшего утверждения Русского общества параходства и торговли. Со временем у общества скопилось 17 торговых пароходов, стали оживать порты.
Кроме того, в 1859 году в Николаев были приглашены еврейские купцы, что привело к развитию торговли и мелкой промышленности.
Значительные преобразования и достижения в развитии торговли в Николаеве были достигнуты при губернаторе, адмирале Фон Глазенапе, но о нем позже.
Только к 1871 году недюжинными усилиями российской дипломатии нейтральный статус Черного моря был отменен, и в Николаеве снова начало возрождаться военное кораблестроение, что сказалось в блестящей победе России в Русско-турецкой войне 1878-1879 гг.
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей.