«МЫ слишком опростились, слишком опростили искусство, слишком опростили собственную жизнь…мы забыли про свет»
Режиссером он родился в Центральном детском театре и за короткий срок создал один из лучших театров Москвы.
Его приглашают в гибнущий Ленком.
Он врывается в театр со своими идеями, собирает потрясающую труппу, народ в спектакли ломится, билетов не достать.
Он все время в поиске, «репетиция-любовь моя!» (так называется одна из его книг), но не все выдерживают его фонтанирующей энергии плюс зависть актеров, не попавших в группу «эфросовских», его отстраняют от руководства театром.
Удар перенес тяжело. Но рядом была жена, Наталья Крымова. Они познакомились в институте, случайно столкнулись, до самой ночи гуляли по Москве, он спросил ее: «Мне надо ждать, когда вы окончите институт или мы можем пожениться сразу?», она кивнула: сразу. И стала ему другом, соратником, надежным и крепким тылом.
Эфроса переводят в умирающий театр на Малой Бронной, с собой разрешают забрать 10 актеров, среди них Валентин Гафт, Лев Дуров и Ольга Яковлева - его великая Муза.
Она замужем, он женат, но их магическая связь находится на каком-то высшем уровне измерений. Им хватает ума не разрушить свои семьи, а Крымовой - мудрости оставаться надежным тылом, без которого Эфрос не может жить.
Театр на Бронной он выводит в великие, а актеров: Гафта, Броневого, Волкова, Мартынюка, Каневского, Даля, Кореневу, Козакова, Дурова - в звездные.
Величие Эфроса еще и в том, что он пытается дотянуть зрителя до высочайшего духовного уровня.
После его спектаклей, мы выходили из театра оглушенными и не могли расстаться.
Нам необходимо было осмыслить, обсудить увиденное.
Сп. «Дон Жуан». Почему, вместо ожидаемого грозного Исполина, каменное рукопожатие которого должно убить Дон Жуана, на сцене появляется маленький человек. буднично, с усмешкой произносит: «Дай руку», Дон Жуан ее протягивает и умирает?
Да потому, что Дон Жуан не верит! душа его в страстях почти умерла! Он гибнет от всепрощения благородной Доньи Эльвиры, отрицаемого им.
«Женитьба»,«Ромео и Джульетта»,«Отелло», так не нафталинно ставить классику, при этом оставаясь традиционным классическим театром, мог только Эфрос
Он снял телеспектакль «Всего несколько слов в честь господина Мольера» с Любимовым, тот приглашает Эфроса на Таганку - ставить «Вишневый сад». Это был не спектакль - чудо, сотканное из тончайшей чувственности, глубокой философии, а Высоцкий в роли Лопахина - явление.
В театре на Бронной начались проблемы. «Дорога», по «Мертвым душам», «Три сестры» критики не оценили, артисты вошли в конфликт с режиссером и предают его. Эфроса назначают в кризисную «Таганку», вместо уехавшего Любимого
На Таганке труппа борется за Любимова, Эфроса воспринимают ставленником власти.
Интеллигент Эфрос даже кабинет Любимова не занял, но Любимов называет его предателем, артисты - лучше театру умереть, чем жить с подлецом.
Эфрос подписывает коллективное письмо актеров Таганки в поддержку возвращения Любимова - не помогло.
Ряд актеров демонстративно покидает Таганку, оставшиеся цинично глумятся на ненавистным Эфросом, прокололи шины автомобиля, изрезали дубленку, подпирали входную дверь квартиры, чтобы он не мог явиться на репетицию, писали анонимки.
Доведенный до глубочайшей депрессии, он боялся спускаться в метро, ему казалось, что актеры толкнут его под поезд.
Помню, прогон спектакля «Серсо» в постановке А.Васильева.
Что-то заставило меня отвлечься, повернуть голову, и я увидела, как в темный зал неслышно вошел Эфрос, прислонился к стенке, грустно посмотрел на сцену и так же тихо вышел.
Вскоре Эфроса не стало, его сердце разорвалось от боли…
«Есть высокие идеалы. Мы не сопоставляем себя с высотой, а это надо делать.
Они были очень высоки духовно - Станиславский, Тургенев, Чехов...теперь в театре этого не хватает».
Теперь в театре этого нет.
Через два года, после трагической смерти Эфроса, уйдет Товстоногов, так закончится эра великого русского театра.
Анатолий Васильевич ЭФРОС.
3 июля 1925-13 января 1987
61 год