Беседовал Иван Солдатов
20 мая в Киеве стартовала проверка, направленная на выяснение возможного сотрудничества канонической Украинской православной церкви (УПЦ) и Русской православной церкви (РПЦ). В случае выявления связей с Россией власти планируют подать иск в суд с требованием прекратить деятельность данной религиозной организации.
За последнюю неделю сторонники так называемой ПЦУ силой захватили два храма УПЦ на Украине: Параскевинский в селе Усть-Путила и Петро-Павловский в селе Старые Бросковцы на западе страны. За последний месяц случаи изъятия храмов у канонической церкви на Украине заметно участились.
17 мая стало известно о захвате храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Заставна Черновицкой области, а 6 мая представители ПЦУ отобрали храм апостола Андрея Первозванного в Черкассах.
Уже 20 мая украинские власти начали проверку Киевской митрополии УПЦ на предмет связей с РПЦ. Проверка осуществляется в рамках закона, подписанного Владимиром Зеленским, который запрещает деятельность РПЦ и связанных с ней организаций на территории Украины.
Согласно документу, общинам предоставляется девятимесячный срок для разрыва связей с Московским патриархатом. Следует отметить, что ещё в мае 2022 года УПЦ объявила о своём независимом статусе от РПЦ.
При этом формально в законе не содержится запрета на деятельность УПЦ. Для признания связей с РФ украинские компетентные органы — ГСЭСС — должны обнаружить соответствующие признаки.
После этого организация должна в течение полугода устранить их. В случае непрохождения этой процедуры, по мнению Киева, связи сохраняются, и ГСЭСС может обратиться в суд, который, при соответствующем решении, наложит запрет на деятельность УПЦ.
За неделю до начала проверки, 13 мая, в Киеве были приняты два постановления, необходимые для запрета УПЦ: первое регулирует процедуру проверки на предмет наличия признаков аффилированности, второе — определяет порядок подтверждения использования религиозной организации для распространения, по мнению властей, пророссийской идеологии.
Главный редактор информационно-аналитического агентства «Русская народная линия» Анатолий Степанов в интервью «Антифашисту» рассказал о давлении властей на Украинскую Православную Церковь, уголовных процессах иерархов, а также о роли внешних сил в поддержке раскола.
— Анатолий Дмитриевич, за последние дни появилось несколько новостей относительно вызовов, с которыми сталкивается каноническая УПЦ: захват храмов, очередные проверки, за которые грозятся запретить деятельность церкви. Что происходит на Украине и вообще, в чём логика действий Киева в нынешних обстоятельствах в отношении УПЦ?
— Сейчас подошёл срок реализации угроз, которые выдвинул против канонической церкви Украины киевский режим. Был принят закон, согласно которому УПЦ давалось 9 месяцев для того, чтобы разорвать все связи с Русской Православной Церковью.
Эти сроки сейчас подошли, в связи с этим и наблюдается активизация деятельности. Всё это время храмы Украинской Православной Церкви захватывались. Скандально, как правило, никаких законных оснований для отнятия храмов не было. Просто по беззаконию.
По всей Украине ездили рейдерские группы во главе с так называемыми священниками раскольнической ПЦУ, которые привозили каких-то людей, проводили собрания, принимавшие решения о переходе общин в раскольническую ПЦУ. И на этом основании местные власти и местная полиция помогала захватывать храмы.
Наиболее скандальная ситуация была в Черкассах, где мужественный митрополит Феодосий (Снегирёв) обличал преступные действия киевского режима, за что на него даже была предпринята попытка покушения, а кафедральный собор и совсем недавно ещё один крупный храм Черкасс были совершенно наглым образом отобраны при участии главы местной администрации.
Но подобные процессы происходят практически во всех регионах Украины. В некоторых западных областях уже не осталось ни одного храма УПЦ. Причина этого, очевидно, незаконный режим, основанный на идеологии предательства и отречения от русских корней, русского имени и канонического православия не может терпеть рядом с собой ничего законного, ничего традиционного.
Они выдумывают свои липовые традиции, символы псевдоединства и пытаются таким образом разрушить, разорвать эти корневые связи, которые веками существовали между этими частями русского мира: между Украиной, Малороссией и Великороссией.
Собственно, в этом и кроется причина беспредела, который был устроен. А то, что касается сегодняшних событий, то перед УПЦ и перед священноначалием стоит предельно острый вопрос выживания.
Если киевский режим признает, что УПЦ имеет связи с церковью «страны-агрессора», то всем епархиям, приходам, монастырям канонической церкви грозит юридическая ликвидация, за которой последует отъём имущества этих церквей и монастырей, закрытие счетов и так далее.
Причём всё это будет иезуитски проходить под видом законности, что сейчас и пытаются продвигать на Западе украинские власти. Якобы у них нет никаких гонений на православие, на церкви, у них свобода церквей, а они просто гнобят структуры, связанные с Россией, ФСБ и так далее.
Такие нарративы продвигаются в Европе и, как это ни парадоксально, находят там понимание, поскольку всех их объединяет одно общество.
— Можете рассказать о судьбе иерархов УПЦ, которые подверглись уголовному преследованию, изменилось ли что-то за последние месяцы?
— Ну это, собственно, часть давления на Украинскую Православную Церковь. Эти уголовные дела, которые были возбуждены или «расследуются».
Самая вопиющая история связана с митрополитом Святогорским Арсением (Яковенко), наместником Святогорской лавры, которого по совершенно надуманному обвинению арестовали и держат в тюрьме как опасного преступника, который может якобы оказать какое-то влияние на ход следствия.
Всем непредвзятым людям понятно, что это изощрённая форма издевательства, давление на владыку Арсения. Его не хотят отпустить ни под залог, ни под домашний арест. И, собственно, дело не могут возбудить, потому что там ничего невозможно доказать. Поэтому его и держат в тюрьме в назидание всем остальным.
Под репрессиями украинских властей находится и упомянутый выше митрополит Черкасский Феодосий, который находился под ночным домашним арестом.
Возбуждены также уголовные дела против знаменитого митрополита Лонгина (Жара), который некоторое время назад был гордостью Украины. Он основал приют для детей-сирот и является фактически отцом нескольких сотен детей в своем монастыре.
Судебному преследованию подвергается и наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел. Постоянно звучат угрозы в адрес митрополита Запорожского Луки. Ну, а митрополит Тульчинский Ионафан был, как известно, осуждён киевским судом за пропаганду Русского мира и, приравнен к военнопленным и обменен во время одного из обменов, проводившийся между Россией и Украиной.
По сути, все эти процессы объединяет одно — это метод запугивания. Чтобы всем остальным неповадно было, чтобы никто из архиереев не смел публично выступать против репрессий в отношении Украинской Православной Церкви. Чтобы принудить архиереев, священников УПЦ перейти в раскольническую ПЦУ.
Но мы видим, что эти репрессии, запугивания и гонения своих целей не достигли, и совсем небольшое количество приходов Украинской Православной Церкви переходят в раскольническую структуру.
— Изменилась ли как-то ситуация с поддержкой Украинской православной церкви за рубежом? Есть ли уже какие-то заявления или действия по церковному расколу со стороны нового Папы Римского?
— Что касается поддержки со стороны мирового православия, то ситуация никак не изменилась. В мировом православии после поддержки Константинопольским патриархом Варфоломеем раскольнической ПЦУ произошёл раскол, и большинство из православных церквей поддерживают каноническую Украинскую Православную Церковь. Лишь только несколько церквей солидаризировались с патриархом Варфоломеем и поддержали его позицию.
Активной деятельностью защиты Украинской Православной Церкви во внешней среде как раз занимается митрополит Черкасский Феодосий. Это ему не могут простить украинские власти и особо изощрённо его преследуют, хотя никаких оснований для обвинения против митрополита Феодосия нет.
Он несколько раз выступал на площадках организации племенных наций дистанционно и постоянно выступает со смелыми обличениями в своих проповедях. Совсем недавно появилось сообщение, что из-за давления со стороны СБУ был закрыт сайт Черкасской епархии, который транслировал до сих пор выступления митрополита Феодосия.
Мы видим, что давление идёт со всех сторон. Пытаются привлечь внимание правозащитников к проблемам Украинской Православной Церкви. Так известный американский адвокат Роберт Амстердам выступает активно в защиту Украинской Православной Церкви, но пока результата особенного эта деятельность не приносит.
Что касается Папы Римского, то если считать, что за время своего нахождения во главе Римской католической церкви, он нашёл время встретиться и побеседовать с президентом Зеленским, заявить о поддержке страдающего народа Украины, но при этом ни словом не упомянул о проблемах Украинской Православной Церкви.
Это может свидетельствовать либо о том, что Папа Римский ещё не разобрался в этих проблемах, хотя он не с Луны прилетел и был одним из высокопоставленных кардиналов Римской католической церкви. А всего вероятнее, что он таким образом, собственно, и высказывает свою позицию. Он будет поддерживать преступный киевский режим и не будет поддерживать законную церковь.
— Что можно сказать о нынешнем положении дел ПЦУ? Насколько раскольники уже укрепились на своём месте?
— Я думаю, что у ПЦУ незавидная судьба, и она не сможет существовать без явной поддержки властей. Сегодня даже те успехи, которые имеет ПЦУ, связаны с нездоровой духовной атмосферой, которая царит в украинском обществе — атмосферой истерии, политизации, духовных проблем и религиозных процессов.
Вот в этих условиях ПЦУ набирает очки, получает поддержку со стороны некоторой части общества, которое явно ориентируется в своей жизни не духовными потребностями, не духовными запросами, а скорее интересуется политической ролью религии. И вот среди этих «щирых» украинцев ПЦУ пользуются популярностью.
Среди людей же верующих популярность в ПЦУ весьма низкая. Об этом свидетельствуют и полупустые храмы во время богослужений. Неслучайно острословы уже перешифровали ПЦУ, как «пустые церкви Украины».
И ярким свидетельством нежизнеспособности ПЦУ является тот факт, что у неё практически нет монахов. Если мы следим за новостями православия на Украине, то можем отметить, что в канонической православной церкви едва ли не еженедельно проходят монашеские постриги.
То есть количество людей, готовых жить со Христом и страдать вместе с Христом среди православных людей Украины не иссякает, а даже увеличивается в эту эпоху гонений. Про постриги же в ПЦУ практически ничего неизвестно. А это свидетельствует о нежизнеспособности этой структуры.
Неслучайно многие эксперты говорят о том, что ПЦУ создавалась для того, чтобы был механизм перевода православных Украины в унию. И через какое-то время ПЦУ объединится с украинской греко-католической церковью (то есть с униатами) в единую церковь Украины.
И задача всего этого проекта заключается в том, чтобы превратить Украину, колыбель русского православия, в духовную пустыню и в униатское пространство, где заправлять всем будут униаты, которые являются предателями православия.