Источник: Русский Вестник
В начале ХХ века Российская Империя активно продвигалась на Восток. Консульство в Кашгарии пресекало попытки Англии проникнуть на Памир. Британцам пришлось отказаться от планов создать марионеточные государства на севере от Афганистана. Вмешательство Петербурга не позволило Японии аннексировать Ляодунский полуостров, а заключенный с цинским правительством договор расширял возможности Российской Империи в Маньчжурии и на побережье Желтого моря.
Транссиб начал прирастать новыми ветками, вокруг которых бурлила русская жизнь, – Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) в Маньчжурии, предлагающей кратчайший маршрут из Читы во Владивосток, и Южно-Маньчжурской железной дорогой, соединяющей с КВЖД новые незамерзающие российские порты на арендованной территории Квантунского полуострова – Порт-Артур и Дальний. Росли новые города «Желто-России»: Порт-Артур превращали в военную крепость, Дальний сформировался в современный город с европейской планировкой. В полосе отчуждения КВЖД олицетворением российского доминирования стал основанный в 1898 году Харбин. Близкие культурные и религиозные связи с бурятами указывали Монголии в сторону Белого Царя, куда уже смотрел Тибет, где доверием Далай-ламы XIII пользовался бурятский монах Агван Доржиев. Устанавливались двусторонние отношения, и вопрос о российском протекторате обретал конкретные формы.
Лондон был крайне встревожен таким влиянием Петербурга, поэтому действовал на опережение, снарядив военную экспедицию. Летом 1904 года британский отряд угрожал Лхасе. Далай-лама XIII Тхуптэн Гьяцо был вынужден бежать в Монголию, а его министры при посредничестве цинских властей приняли навязанные Лондоном условия беспошлинной торговли, обязательство выплачивать контрибуцию, оккупацию долины Чумби и запрет на допуск представителей других стран без разрешения Британии. Лондон, по сути, устанавливал свой протекторат. Далай-лама еще надеялся, что Русский царь еще поможет добиться суверенитета. Но, находясь в Урге осенью 1904 года, он не смог дождаться помощи, и в этом тоже заслуга злокозненной Англии.
Англичане десятилетиями, путем военной агрессии и экономической блокады, расшатывали империю Цин, способствуя падению ее государственных механизмов и ухудшению жизни, превращая страну в полуколонию. И вдруг Российская Империя решительно пришла на территорию Маньчжурии, добилась там особых прав и стала обустраивать эти на тот момент малозаселенные земли по своему разумению. Русификация Маньчжурии, расширение баз Российского флота в Тихом океане, резкое увеличение веса России в регионе срочно требовали противовеса, и Лондон видел его в Японии.
Тройственная интервенция отобрала у японцев завоеванный у Китая Ляодунский полуостров, а появление на его территории Квантунской области Российской Империи стало для дворца микадо вызовом и оскорблением. Через войну 1894 года японцы добились отказа цинского правительства от прав на Корею, намереваясь подчинить формально зависевшее от Цин, но в реальности развивавшееся автономно королевство Чосон. Японцы зарезали прямо во дворце в Сеуле в октябре 1895 года чосонскую королеву Мин, возглавившую движение против японского империализма. Тем не менее российско-корейские отношения уже начали выстраиваться независимо от Японии и Китая.
Волны миграции корейцев стихийно доходили до российского Приморья всю последнюю треть XIX века, корейские фермеры легко осваивались в новой среде и создавали крепкие хозяйства, поэтому взаимодействие русских с этим народом происходило уже давно. Первый договор между Российской Империей и Чосон, положивший начало дипломатическим отношениям, был подписан 7 июля 1884 года, в следующем году в Сеуле открылась русская дипломатическая миссия. В ее здании с 1896 до начала 1897 года укрывался король Кочжон с наследником престола, боясь за свою жизнь. В 1896 году официальная делегация из Кореи прибыла в Москву на коронацию Николая II, а после торжеств последовала в стольный Петербург на переговоры об оказании Корее российской помощи. В итоге в Чосон направились русские военные инструкторы для подготовки армии. Также Государь удовлетворил просьбу об оказании финансовой помощи и прокладке телеграфных линий. В начале 1898 года для решения этих и других вопросов уже функционировал Русско-Корейский банк. Тогда же владивостокский купец Юлий Бринер приобрел у корейского правительства крупные лесные концессии на реке Ялу, на границе с Китаем. В 1901 году они были проданы Русскому лесопромышленному товариществу, и российское правительство направило на эти территории около 500 солдат под видом лесорубов для защиты. Концессии представляли не столько коммерческий интерес, сколько служили инструментом проникновения России в Корею и, соответственно, препятствием для полного господства на полуострове Японии. Этот шаг был воспринят как начало военного присутствия России и в Лондоне, и в Токио, которые в 1902 году заключили договор о военном сотрудничестве.
Японии требовалось обзавестись модернизированной по западному образцу армией и передовым флотом, чтобы атаковать. Всем известна военная реформа в Японской империи после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда правительство отказалось от феодальной системы комплектации армии в пользу рекрутирования по американскому образцу. Однако за следующие десятилетия технологии в мире ушли вперед, и без учета актуальных изменений к началу ХХ века японская армия снова была бы устаревшей. И именно Англия оказала максимальную политическую и материально-техническую поддержку Японии, чтобы удар по России был эффективным.
Военный договор 1902 года оградил Японию от опасности вмешательства в конфликт другой державы на стороне России, поскольку тогда ей пришлось бы иметь дело и с британским Королевским флотом. При формальном нейтралитете Лондон обезопасил союзнику тыл, разместив эскадру из новейших типов кораблей в Вэйхайвэе. Франция и Англия разрешат колониальные споры по Африке подписанием «Сердечного соглашения» 8 апреля 1904 года, и Россия будет окончательно изолирована. Лондон заранее оказал Токио значительную финансовую помощь для модернизации армии и флота, но военно-промышленный потенциал азиатской державы все еще отставал. Например, новая японская винтовка Арисака Тип-30 уступала по надежности русской винтовке Мосина, и над ее усовершенствованием еще требовалось поработать. Все тяжелое вооружение для нужд Японии во время войны поступало из-за рубежа при посредничестве Англии. Токио не имел производства высококлассных военных судов типа эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров и эскадренных миноносцев. Британия выделяла денежные средства на закупку новейших кораблей и выступала посредником при заказе у США, Франции и Италии. Некоторые суда даже конвоировались непосредственно Королевским флотом с английскими моряками на борту. Ядро японского военно-морского флота к 1904 году было сделано в Англии. Хотя стоит отметить, что торговый дом Ротшильдов предлагал российскому Морскому ведомству посредничество в приобретении новых броненосцев в Европе, но Николай II издал директиву о строительстве кораблей только на русских верфях, стимулируя развитие отечественного судостроения. Вслед за Британией к финансовой поддержке Японии подключились крупнейшие американские дома – Рокфеллера, Моргана и Шиффа. Внешние займы покрыли до половины военных расходов Токио, и без них Япония не продержалась бы.
В ночь на 9 февраля 1904 года японцы нанесли торпедный удар по российским кораблям в Порт-Артуре и у корейского порта Чемульпо. Проигрывая в неравном бою, крейсер «Варяг» был затоплен собственным экипажем. Японский десант высадился в Пусане, а к концу месяца уже был захвачен Пхеньян. Несмотря на то что войну начала Япония, Англия инициировала выпуск летописи боевых действий, где выставляла Россию агрессором, а Страну восходящего солнца – борцом за справедливость. Одновременно с началом боевых действий японцы запустили механизм внутренней дестабилизации в Российской Империи. Иностранные вливания в военный бюджет японская разведка потратила в том числе и на вооружение революционных группировок, способных выступить против царского правительства, – эсеров, финских и грузинских националистов и т. д. Через контрабандистов в Россию пришли тысячи винтовок, из которых террористы и растленный ими пролетариат будет стрелять по полицейским из-за баррикад в 1905 году.
Алармистский мотив либеральной прессы Российской Империи и коммунистическая пропаганда рисовали картину Русско-японской войны как абсолютно провальной, однако далеко не все военные победы Японии были безусловны, да и давались они не так легко на фоне растущего госдолга, безработицы и социальных волнений в Стране восходящего солнца. При значительном численном перевесе и доступе к тыловым ресурсам Япония несла огромные потери на суше и долго не могла развить инициативу. Так, 26 мая в бою у Цзиньчжоу менее четырех тысяч русских солдат целый день сдерживали наступление 35 тыс. японцев, которые продвинулись лишь ценой значительных потерь. В конце июля началась героическая оборона Порт-Артура, в ходе которой гарнизон из 38 тыс. русских отбил четыре мощных штурма, перемолов не менее 100 тыс. японских военных и продержавшись более 5 месяцев. Теоретически крепость могла выстоять и дольше. Решение о капитуляции было принято генералом А.М. Стесселем вопреки мнению военного совета (за это он попадет под трибунал).
Уже после взятия Порт-Артура командовавший японской армией генерал Марэсукэ Ноги заявит о катастрофе и, сокрушаясь о гибели большого числа своих солдат, попросит у микадо разрешения на совершение сэппуку. Тот запретит, но старый самурай все же совершит самоубийство после смерти своего императора.
В сражении при Ляояне русские одержали победу, но из-за ложных опасений генерал А.М. Куропаткин отвел войска и потерял инициативу. В сражении при Сандепу японцы были близки к поражению, но Куропаткин снова боялся рисковать и не дал генералу О.-Ф. Гриппенбергу развить успех. Вообще осторожность Куропаткина стала одним из негативных факторов.
Генеральное Мукденское сражение, начавшееся 19 февраля 1905 года, стало самым масштабным и кровопролитным по тем временам, однако, по оценке самих японцев, победа была не столь уверенной. После жестоких боев двух 270-тысячных армий Куропаткин отвел войска. Потери убитыми и ранеными у сторон были примерно одинаковыми, однако более 20 тыс. русских солдат попали в плен, и в целом войска были деморализованы. Тем не менее отошедшая на север Русская императорская армия восстановила порядок и стала наращивать силы для контрнаступления. Куропаткин был заменен более инициативным Н.П. Линевичем. В это же время японский штаб предупреждал правительство о том, что наступательный потенциал японской армии исчерпан, силы истощены, и необходимо искать любой возможности заключить перемирие с Россией.
Цусимское сражение, в ходе которого была разгромлена 2-я русская эскадра, стало синонимом разгрома для отечественного флота, однако Русская армия в Маньчжурии пополнилась личным составом и вооружением, и Японии было нечего выставить против нее, тем более экономика близилась к коллапсу, и зрело народное недовольство.
Однако в январе 1905 года начались революционные события в России, в итоге склонившие Петербург к началу мирных переговоров. Император строго запретил соглашаться на уступки территорий или контрибуцию, однако С.Ю. Витте признал за японцами половину оккупированного Сахалина и арендные права на Ляодунский полуостров. Через 5 лет Корея будет оккупирована. Революция 1905 года не только инспирировалась, но и финансировалась внешними силами – японской разведкой, британскими и американскими банкирскими домами, на фоне которых особенно выделяется Якоб Шифф, вкладывавший большие средства в разрушение русского самодержавия при участии Ротшильдов. Только таким комплексным ударом российское доминирование на Тихом океане удалось остановить.
В то же время в Персии свершилась конституционная революция, движимая местной буржуазией, недовольной засильем иностранцев. Россия и Англия вновь столкнулись на этом поле. В 1907 году на престол взошел Мохаммад Али, одним из наставников которого был российский агент – караимский ориенталист Сергей Шапшал. Шах отказался соблюдать принятую ранее конституцию, что повлекло новые волнения и покушения. Опасаясь за свою жизнь, он временно покинул Тегеран, затем вернулся с Персидской казачьей бригадой и в 1908 году, разогнав парламент (меджлис), узурпировал власть. Воинские формирования, по казачьему образцу, появились в Персии еще в 1879 году, став существенным фактором российского влияния и противодействия Британии в Иране. Командование казаками-иранцами осуществляли русские офицеры, и на них опирался шах, сделав командира бригады половника В.П. Ляхова губернатором Тегерана. Вспыхнула гражданская война, угрожающая европейским миссиям на территории Персии.
На фоне этих событий новой эскалации Петербурга и Лондона не произошло. Англо-русская конвенция, подписанная 31 августа 1907 года, окончательно разграничила сферы влияния на Востоке. В рамках соглашения Северный Иран признавался зоной российских интересов, южный – британских, а центральная часть Персии – нейтральной. Кроме того, Россия и Британия обязались признавать суверенитет Цин над Тибетом. В июле 1909 года в Тегеране повстанцы низложили Мохаммада Али, вынудив его уехать в изгнание в Россию. В то же время императорские войска зашли на территорию Персии для защиты жизни и имущества российских подданных в Тавризе (Тебриз) от революционеров и разбойников. Русский отряд громил местные кочевые отряды курдов и йомудов, вешал мародеров и восстанавливал порядок в регионе.
В 1911 году из-за махинаций приглашенного Тегераном из США финансиста М. Шустера вновь разгорелись беспорядки, а турецкие агенты инициировали прямые нападения на русских дипломатов, купцов и других подданных. Петербург потребовал уволить Шустера и обеспечить безопасность российских интересов. В результате началась вторая интервенция под руководством Н.Н. Юденича. Русские войска успешно справились с революционными формированиями, а, когда границу перешли турки, попытавшиеся отторгнуть у ослабленной Персии пограничные земли, то с боями выгнали и османов. Относительный здесь порядок и паритет сохранялся до Первой мировой войны.
В результате Синьхайской революции 1911 года династия Цин сменилась республикой, и на окраинах бывшей империи активировалось национально-освободительное движение. Князья и ламы Внешней Монголии провозгласили независимость, а Богдо-гэгэна VIII объявили теократическим правителем государства. Тогда же в Петербург прибыла делегация, обратившаяся с просьбой принять Монголию под протекторат России, но в тот момент внешнее давление и ряд обязательств заставляли императора повременить. Единственное, что он смог, – это добиться от республиканского Китая признания монгольской автономии, подтвержденного Кяхтинским договором 1915 года. При этом Петербург активно инвестировал в развитие Монголии, и на протяжении следующих пяти лет русское влияние в Монголии в области экономики и финансов стремительно росло, как и масштаб деятельности российских торговых и промышленных предприятий. Неуклонно увеличивалась русская колония, и казалось, что вхождение в состав России – это лишь вопрос времени. Однако революция 1917 года изменила ход событий. Тогда китайцы оккупировали Монголию, а ее независимость в 1921 году завоюет белый барон Унгерн-Штернберг. Одновременно с монголами с аналогичной просьбой к России обратились тувинцы, и в 1914 году протекторат над Урянхайским краем (современная Тува), ранее считавшимся частью империи Цин, был установлен. Тогда же в честь благоволения Государя был основан город Белоцарск.
Действия Англии спустя много лет приведут к оккупации Тибета войсками КНР, массовым чисткам и этноциду в ходе культурной революции. Советская власть уступит КВЖД сначала Японии, затем Китаю, окончательно разрушив сформировавшийся там район старой России. А китайский город Далянь до сих пор хранит русский след...
Филипп ЛЕБЕДЬ