Из Евангелия мы знаем, что Господь время от времени оставлял всех и уходил в пустынные места, чтобы помолиться. Вот один из таких примеров, наиболее характерный: «…Распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5, 15-16). То есть Господь не только не искал встречи с людьми, но временами избегал общения с ними. Впрочем, затем снова шел и проповедовал, и исцелял и воскрешал…
И вот, подумалось о том, что не всегда священнику нужно «идти в народ», и проповедовать с напором, и ввязываться в обширную социальную работу, и активно участвовать в «улучшении жизни». Можно увязнуть в этой бурной деятельности и потерять нечто важное - осознание вечности.В наше время, когда основной акцент в церковной жизни делается на внешней активной деятельности, порой в ущерб жизни внутренней, созерцательной, хочется вспомнить как вообще относились Вселенские учители и святители, (память которых мы чтим сегодня) к уединению, к удаленной от внешних дел молитвенной жизни.
«Безмолвие, - писал Василий Великий (пожалуй, самый деятельный из трех святителей), - служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого, ни глаза не заняты рассматриванием доброцветности и соразмерности в телах, ни слух не расслабляет душевного напряжения в слушании песней, сложенных для удовольствия, или разговорами людей шутливых и смехотворных, что обыкновенно более всего ослабляет душевные силы».
Ближайший его друг и соратник, святитель Григорий Богослов, когда узнал об очередных «благочестивых» распрях среди епископов, о ревностном прояснении ими каких-то (конечно, важных) вопросов и о бурной деятельности в отстаивании каких-то (конечно, принципиальных) позиций, ответил так: «А для меня самое важное дело – бездействие».И отказался от кафедры.А вот что о молитвенном уединении говорил святитель Иоанн Златоуст:«…
Для чего Господь восходит на гору?
Чтобы научить нас, насколько удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Для того Он часто уходит в пустыни, и неоднократно проводит там ночи в молитве, уча нас избирать такое время и место, которые бы нас располагали к спокойной молитве. Пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги».Святые великие учители и святители, молите Бога о нас!