Классическое образование: радость совместного обучения (ч. 1)

0
2
Время на чтение 10 минут

 

Источник: Покров

О том, что с нашей системой школьного образования далеко всё не так благополучно уже давно ни для кого не секрет. Сегодня все больше родителей переводят детей на семейное обучение или отдают в частную школу. В число «недовольных» попадают и многодетные родители, которые тоже предпочитают обучение на дому. Казалось бы, учить каждого ребёнка разного возраста должно быть ещё более хлопотно. Но оказывается, это не так. О том, как можно не только успешно осваивать школьную программу в семейной обстановке, но и получать при этом дополнительные знания, рассказывает мама 7-ых детей Елена Сергеевна Янькина, которая по совместительству ещё и руководитель отдела психологического консультирования ЦЗМ «Покров, перинатальный и клинический психолог.

История обучения старшей дочери

– Наша старшая дочка Милана училась в 4-ом классе, когда я впервые узнала о семейном обучении. Об этом мне рассказала одна знакомая, которая решила сама учить своего сына. Я очень заинтересовалась этим вопросом, так как у Миланы знания были довольно слабые, получала в основном тройки, и у неё совсем пропала мотивация ходить в школу. Когда мы забрали её из школы, она тоже какое-то время не проявляла интереса к учёбе. Но я понимала, что ребёнок должен прийти в себя, отойти от каких-то негативных впечатлений, связанных с прежней учебой, и понять, чего я хочу от неё, куда нам надо стремиться. Это был достаточно трудный период. У нас была обычная внеурочная система обучения. В пятом классе дочка по-прежнему тяжело усваивала программу. Я всё это видела, и понимала, что иду куда-то не туда. Получалось, что дома не лучше, чем в школе. Когда родители забирают ребёнка на семейное обучение, они думают, что он будет лучше усваивать знания, но не всё так просто, не всё получается сразу. Я начала ещё глубже вникать в вопросы образования детей, изучала разные методики обучения.

Когда дочка пошла в 6-ой класс, я стала отталкиваться от её возможностей, способностей и интересов. Она что-то читала, изучала то, что ей было интересно, но какие-то темы мы пропускали. Сдать программу 6-го класса ей удалось значительно легче. И все-таки у неё не было тех систематических знаний, которые, я считаю, надо приобретать в процессе учебы. При этом Милана посещала различные кружки – рисование, занималась скалолазанием, достаточно много общалась с подружками, но в школу возвращаться не хотела. Программу 7-8-9 классов она осваивала уже более успешно. Девятый класс окончила без троек, ОГЭ сдала на пятёрки и четвёрки. У неё хороший был средний балл, поэтому она поступила на бюджет в техникум.

818bfdf90e5167dbdf4a08565b31ea47.jpg

Значит, мотивация к учебе у неё всё-таки появилась. Почему?

– Во-первых, у нас подрастали ещё школьники, и с ними мы уже стали применять инструменты «Классических бесед», эта та система образования, которая очень удобна для многодетных семей. Милана тоже частично включилась в этот метод обучения. Конечно, какие-то блоки (о методике «Классических бесед» мы писали подробно здесь – прим. ред.) мы не успели с ней пройти, но математику, русский успели хорошо освоить. Остальные предметы она изучала даже не по учебникам, а смотрела какие-то видео, читала энциклопедии, книги. Уже начиная с 7-го класса, она достаточно самостоятельно училась, контроль с моей стороны за её учебой был минимальный.

Хотелось бы спросить и о том, как вы учились? Вы ведь посещали обычную школу, и, наверное, не без интереса к учёбе?

– У нас была очень хорошая школа, в которой работали опытные в профессиональном отношении учителя. Если проводить какие-то параллели с современными школами, мне кажется, ничего подобного там даже и близко нет. Мы жили в посёлке городского типа. Казалось бы, сельское учебное заведение, но при этом в нём работали высококлассные педагоги, просто какая-то сказка по сегодняшним меркам. Учёба давалась мне легко, школу окончила на золотую медаль. Моя мама учительница, и мне, откровенно сказать, было непросто. Она была очень требовательная, где-то тревожная и, как многие педагоги, постоянно контролировала меня. Но когда она увидела, что я хорошо учусь и в старших классах, то её контроль стал минимальным.

Школа для всех и ни для кого

Что же всё-таки вас не устраивает в системе школьного образования? Знания не усваиваются, они не те, слабо преподаются?

– Тут я полностью согласна с точкой зрения Ирины Шамолиной, (советник по вопросам развития домашнего образования председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Совета директоров международной конференции по домашнему образованию, мама четырех детей - прим. ред.), которая сказала, что не встречала ещё в своей жизни ни одного человека, который бы, получив среднее школьное образование, имел бы прочные знания по тому или иному предмету. С тем же самым столкнулась я: вроде бы училась на одни пятёрки, но через какое-то время знания уходили куда-то. Взять, например, ту же физику, химию, биологию – я мало что помню. Да, конечно, многое забывается, это естественно. Но сейчас, анализируя свою учебу в школе, я понимаю, что это происходило просто на каком-то машинальном уровне, на автомате. Задают – выполняешь, но не вникаешь в суть того, что ты изучаешь, не понимаешь самой этой сути. Хорошее образование, на мой взгляд, это когда ты умеешь учиться. То есть образованный человек не тот, который много знает, а тот, который умеет учиться, который умеет извлечь знания из любой  области. То есть у него есть инструменты, используя которые он может постичь любую область знаний, и это для него не составит никакого труда. И вот как раз классические инструменты обучения, используемые на грамматическом, диалектическом и риторическом этапах, формируют такой фундамент, благодаря которому становится это возможно.

IMG-20241223-WA0000.jpg

Вспомнила ещё смешную фразу Алексея Любжина, известного филолога, профессора. Он написал очень интересную книгу «Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого». Это о реалиях современного образования в России. Так вот он сказал, что хорошее образование это то, что осталось в голове после того, как ты всё забыл. Примерно так. Если взять сегодняшнее образование, то оно, конечно же, нацелено исключительно на грамматический этап, то есть как можно больше вложить разнообразной информации из различных областей знаний в головы детей. Это подобно тому, как набить в мешок как можно больше картошки, но попробуй самую нижнюю картошку из этого мешка достать. То же самое происходит и со знаниями в голове школьника. Если у ребёнка будет в голове много разнообразной информации, то, конечно же, произойдет процесс вытеснения всего того, чем он не пользуется. Половину он вообще забудет, так и не поняв, в чем её суть. Он просто её механически зазубрил. А что у него в итоге останется в голове – это большой вопрос. И сама подача информации должна быть очень простой и понятной. По этому поводу мне нравится высказывание одного известного педагога: «Не может быть, чтобы Бог сделал так, что достойное, необходимое для жизни образование, было труднодоступно». Честно скажу, мне очень жаль того времени, потраченного моими детьми в школе. Можно сказать, 7/8-ых того, что изучается там, никак не пригодится в жизни. Сидели, сидели, читали, изучали, а где результат? Результата нет, всё выветрилось из головы, забылось. К сожалению, современная школа опирается именно на такие стандарты, совершенно не готовя ребенка к реальной жизни.

Только поддержка, помощь, участие

– Что мне ещё в современной школе не нравится. Это полное отсутствие упоминаний о нашем Творце. Детям рассказывают об обществе, природе, о том, что нас окружает, при этом никак не касаясь самого главного – Бога. Наш Творец, Создатель всего сущего, во главу всего происходящего нигде не ставится. Процесс образования осуществляется в откровенно атеистическом ключе. Хорошо, если ребёнку родители прививают основы веры, это как-то компенсирует упрощённую картину мира.

А если учесть, что у каждого ребёнка свой «темп» обучения, свои способности, а современная школа на это мало обращает внимания, то сколько упущено у него возможностей для реализации своего потенциала, умственного, творческого. Воспитывается дух соперничества, соревнования, и это считается нормой.

– Да, в школе воспитывается, я считаю, то, что можно назвать достигаторством – есть такой термин в психологии. Дети друг с другом соревнуются, особенно в старших классах. Кто больше знает, кто выше, кто сильнее, надо набрать как можно больше баллов, перегнать всех. Вот если ты набрал эти баллы больше всех, значит, ты молодец. Если ты не набрал определенное качество баллов, то ты «никудышный» ни на что не годишься, и в хорошую профессию тебя не возьмут. Мне не нравится такой подход в обучении, достигаторство – это безнравственно. Но в «Классических беседах» Бог на первом месте, наша вера, наша христианская позиция. Она совершенно другая, там нет места достигаторству.

Приведу пример, как может проходить обучение более старших по возрасту детей в программе «Классических бесед» на ступени «Вызов». Представьте себе стол, на котором всего в достатке: еды и напитков всех цветов и оттенков. Этот стол красиво засервирован: на нем стоит красивая посуда, аккуратно расставленная, сверкающая чистотой. Этот стол являет великодушие и щедрость того, кто его накрыл и пригласил гостей. Здесь одинаково рады и незнакомцу, и приглашенному гостю. И за такой стол усаживаются абсолютно разные дети, и каждый чем-то угощается. То же самое происходит при классическом образовании, когда обучение проходит «за общим столом знаний», заставленным стопками книг, жаждущими, чтобы их открыли и прочитали. Этот стол изобилует идеями, словами и предложениями, числами и уравнениями. Здесь наука соседствует и искусствами, красноречие с мудростью, простота с философией. И каждый ребёнок может поделиться чем-то своим с другим ребёнком в плане знаний, умений, обсудить с ним какой-то проблемный вопрос, порассуждать. Если товарищ более слабый, скромный, то отнестись к нему по-христиански: помоги, ободри, расскажи, покажи. Сам возьми от других товарищей важное и нужное. Здесь нет соревновательности, а только поддержка, помощь, участие. Обилие диалектических бесед помогает ребятам развить пытливый ум, а еженедельные задания развивают самостоятельность на уровне взрослого человека, ответственного за свои знания и умения, знающего себя, понимающего и видящего свой дальнейший взрослый путь. Общаться с таким ребенком – настоящее счастье. Такое совместное обучение с детьми уже не видится неподъемной ношей, а напротив, раскрывается своими глубокими смыслами и значениями.

Татьяна Николаева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Николаева
Все статьи Татьяна Николаева
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Константин В.
24.01.2025 12:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Русский человек
24.01.2025 12:24
Мой собеседник Иван Ильин
Новый комментарий от Константин В.
24.01.2025 12:21
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Сергей из НН
24.01.2025 11:57
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Сергей из НН
24.01.2025 11:51