Пожалуй, самой яркой и в то же время болезненно обидной для европейского экспертного сообщества иллюстрацией процессов, протекающих сейчас «под ковром» публичной политики и экономики пока ещё внешне более-менее благополучного Европейского субконтинента, является вот эта вот ввергающая в изумление и очень какая-то выпуклая, прямо-таки чеканная картина: Польша (являющаяся страной — членом ЕС и НАТО) демонстративно не разрешила самолёту с официальной парламентской делегацией Словакии (также являющейся страной — членом ЕС и НАТО), который направлялся в московское Внуково для переговоров по очень болезненному не только для словаков, но для других государств как минимум Центральной Европы «газовому вопросу», пролететь через своё воздушное пространство.
Словаков, для которых происходящее сейчас вокруг прекращения украинского транзита является вопросом не амбиций, а национальной энергетической безопасности и, по сути, выживания, это, разумеется, не остановило. Но они тем не менее были вынуждены лететь в Москву окружным путём — через Чехию и Германию, а потом через Балтику: ничего, в общем, особенного, просто, повторимся, ещё одна иллюстрация «западной солидарности».
Особенно, как водится, ярко проявляющейся как раз в кризисные времена.
Просто чтобы было понятно.
Нынешняя острая фаза энергетического кризиса в еврозоне, в который пока сильнее всего втянуты как раз Словакия, Сербия и частично Венгрия (Молдавию и Приднестровье в Европе просто в расчёт не берут, пускай сами разбираются, дело-то, в общем, житейское), но который неминуемо скажется — и уже сказывается, хотя бы за счёт роста цен, о котором чуть ниже, — на всех остальных экономиках еврозоны, — это, безусловно, не только истерика доживающего свои последние времена киевского режима.
Чтобы это понять, не надо ничего особенного выдумывать, достаточно посмотреть, как решение о прекращении транзита жизненно необходимого Центральной Европе газа через территорию, пока ещё подконтрольную Киеву, приветствовали в Брюсселе: ровно по русскому писателю Достоевскому, «да вы и убили-с» (с). И, собственно, бессмысленный запрет польских властей на пролёт над их территорией словацкой делегации ровно из той же серии. Как раз лучшее подтверждение нашей догадки, чей тут кот и чью сметану пожрал.
Кстати, всё по классике: экономический кризис такого масштаба рано или поздно переходит с одной стороны в социальный, с другой — во внутри- и внешнеполитический. Всё ровно из тех классических учебников, которые на Европейском субконтиненте как-то уж чересчур старательно начали в последнее время забывать.
А так — всё вполне предсказуемо.
Ну да, пока рост цен на газ в Европе ещё не выглядит катастрофичным.
Новый, 2025 год котировки на лондонской бирже ICE встретили на отметке плюс-минус $536 за 1 тыс. кубов, по итогам торгов в первых числах января стоимость газа на нидерландском хабе TTF поднялась уже до $550, а на австрийском хабе — вплоть до $575. Причём в ходе торгов цены «на моменте» уходили и за $600, и тенденции к их снижению отнюдь не наблюдается. Более того, большинство аналитиков прогнозируют дальнейший рост ещё примерно на $200—250 за 1 тыс. кубометров.
И это несмотря на то что Брюссель уже заявил, что не видит проблем с замещением российского трубопроводного газа, идущего через территорию Украины (примерно 15 млрд кубов в год по вполне щадящим ценам).
Правда, судя по тому, как складывается ситуация, замещать выпадающие объёмы придётся российским же СПГ.
С увеличением экспорта СПГ из США и Катара есть некоторые проблемы: новые перерабатывающие мощности в этих странах войдут в строй в лучшем случае года так через три. Да и с русским СПГ тоже придётся потрудиться, и дело тут даже не в западных санкциях: напомним, сжиженный газ является остродефицитным товаром не только в Европе, но и на глобальных рынках вообще.
И на потенциальные дополнительные объёмы, которые ещё нужно добыть и произвести, и без нищающей Европы вполне достаточно претендентов, умеющих свои претензии аргументировать.
А это далеко не просто техническая проблема, что бы об этом ни говорили в нынешнем Брюсселе, представляющем сейчас даже не США, а уходящую из Белого дома проигравшую Демпартию США.
Просто потому, что, как это печально для Европы ни прозвучит, западное направление для российских энергоресурсов по-прежнему, разумеется, важное, но отнюдь не приоритетное: словакам-то, с такими трудностями прорывавшимся в Москву, ещё, наверное, поможем, есть варианты: через тот же «Турецкий поток», например, или через льготные поставки СПГ (это не инсайд, просто по-другому чисто технически невозможно, вариантов тут, в общем, немного), благо им самим не так уж много и надо. А вот остальным, наверное, лучше прислушаться к кандидату в канцлеры ФРГ от АдГ Алис Вайдель и как минимум как можно быстрее восстановить «Северные потоки».
А также выйти из режима санкций, не дожидаясь, пока русская армия выйдет на венгерскую и словацкую границу.
Потому что иначе элементарно можно не успеть перестроиться, и весь добывающийся газ будет банально законтрактован конкурентами: просто количество желающих его купить, помимо тех же китайцев, вполне сопоставимо с возможностями добычи.
Просто напомним о вполне сопоставимом с «Северными потоками» проекте газопровода в Иран, где планируется построить мощности по сжижению, которые будут напрямую работать на Индо-Азиатский регион.
Или о стремлении Турции прибрать все потоки энергетического сырья в европейском направлении под себя.
В общем, у русских стратегически прямо сейчас очень широкие возможности выбора в плане отладки экспортных потоков. А вот континентальной Европе, боюсь, уже поздно что-то менять, на это элементарно не хватит времени: такие процессы всегда очень длительны и очень инерционны, быстро там ничего не поправишь.
И есть такие опасения, что там уже чисто математически наступают во всех смыслах этого слова по-настоящему тёмные времена.