Йосип Юрай Штроссмайер. https://www.nacional.hr/tag/biskup-josip-juraj-strossmayer/
Римская курия делала особый упор на приведение сербских территорий, освобожденных от османов, под контроль епископа из Австрии (до 1851 г. римокатолики Сербии были подчинены юрисдикции епископа Никопольского, территория которого находилась под турецкой властью). Это был Джаковский (с 1849 г.) епископ Йосип Юрай Штроссмайер (1815-1905). Он и его соратник, доктор богословия, загребский каноник Франьо Рачки (1828-1894)[1] со второй половины XIX в. стояли у истоков формирования второго по значимости после Иллирийского движения хорватского национального течения – Народной партии (народняков). Об исключительной личной харизме Штроссмайера и масштабах его влияния сообщает итальянский общественно-политический деятель Мингетти (Minghetti) в письме к М. де Лавелье (M. de Laveleye) от 14 сентября 1888 г.: «У меня была возможность беседовать со всеми выдающимися людьми современности. Но только два из них оставили у меня впечатление, что они принадлежат к особому виду – это Бисмарк и Штроссмайер. Епископ Штроссмайер является одним из последних оставшихся в живых образчиков архиепископов средневековья, сохранившихся в Европе. Из своего дворца в Джаково он на весь славянский мир распространяет величайшее влияние, несопоставимое с любым другим прелатом римской церкви. В Восточной Европе есть всего лишь несколько подобных интересных людей, но нет никого, кто являлся бы более благородным и идеальным в глазах всего мира… По его мнению, существует две великих европейских проблемы – национальная и социальная… Служению этим идеям он посвятил всю энергию своих 70 лет…»[2].
Конгрегация пропаганды веры и лично папа доверили Штроссмайеру управление католиками Сербии, назначив на пост апостольского местоблюстителя (епископ Штроссмайер управлял Джаковской, Боснийской и Сремской епископией, которые граничили с Сербией). Историк церкви Бруно Ловрич отмечал, что «в жизни католического населения Сербии наступили перемены, когда среди хорватского народа взошла звезда первой величины, гордость и слава всего славянства – епископ Штроссмайер… Первой и главной целью его жизни было достижение свободы всех славян, сближение и объединение разделенных церквей» и «обеспечение наибольшей свободы римско-католической церкви»[3]. С его назначением была восстановлена католическая епископия времен оккупации северной Сербии Австрией (1718-1739), тем самым апостольский администратор Белградско-смедеревской епископии, поставленный без договора и согласия с турецкой и сербской стороны, заменил протекторат Австрии над римо-католиками, находящимися под османской властью в Сербии, в определенной степени став политическим соперником Вены.
Штроссмайер был тесно связан с австрийским Двором и дипломатией, что позволяло ему ставить вопрос римо-католиков в Сербии как политический[4], тем самым епископ выходил на уровень «большой геополитической игры». К борьбе против двух мощных империй, австрийской и турецкой, Сербии была навязаны борьба еще на одном фронте – против прозелитических действий римско-католической церкви.
Во второй половине XIX в. Европу и Римскую церковь затронули значительные перемены. Распространение либеральных идей, принятие антикатолических законов и объединение Италии серьезно пошатнули позиции папского престола. Папа ответил энцикликами «Quanta cura» (1864) и «Syllabus» (1864), осудившими пагубные современные течения, включая натурализм, масонство, либерализм, вмешательство государства в церковные дела, а также национальные движения – за то, что они подрывают единство и универсальный характер римско-католической церкви[5]. Конгрегация пропаганды веры была реорганизована, в ее состав вошла Конгрегация пропаганды веры на Востоке (1862). Римо-католические прелаты Австрии оказались на переднем плане объединенного германско-ватиканского Drang nach Osten. Штроссмайер выступил как гроссмейстер, предложивший Вене «высшую миссию», которая заключалась ни много ни мало как в решении всего Восточного вопроса.
Геополитическим итогом Берлинского трактата (1878) стало включение Княжества Сербии (с 1882 г. – Королевство Сербия) в сферу влияния Габсбургской монархии. 28 июня 1881 г. князь Милан Обренович, опасающийся государственного переворота со стороны династии Карагеоргиевичей, заключил т.н. Австро-сербскую тайную конвенцию. Взамен княжеской (королевской) короны Милан Обренович отрекался от сербских претензий на Боснию и Герцеговину и Новопазарского санджака. Самой важной была 4 ст. конвенции, согласно которой Сербия обязывалась не заключать политических соглашений или договоров с другими странами без предварительного договора с Австро-Венгрией. Таким образом, в политико-экономическом отношении Сербия фактически монополизировалась Габсбургской империей. По Берлинскому трактату территория Сербии расширялась на Нишский, Пиротский, Топлицкий и Враньский округа. Присоединенные земли вошли в сферу деятельности апостольского администратора католической церкви в Сербии Й.Ю.Штроссмайера.
Для неутомимого Йосипа Юрая Штроссмайера новая ситуация выглядела как прекрасный повод для заключения Сербией конкордата с Ватиканом[6]. 3 июля 1878 г. Штроссмайер направил папе Льву XIII меморандум, о котором сообщил также председателю сербского правительства Й.Ристичу. Письмо Штроссмайера, адресованное Ристичу, является предложением о заключении конкордата, состоящее из шести пунктов. Джаковский епископ практически в ультимативной форме требовал гарантировать католикам Сербии полную свободу вероисповедания и исполнения обрядов, в смешанных браках совершению не препятствовать свободной воли и определению ни одной из сторон, в первую очередь, католической. В католических школах предоставить полную свободу обучения детей католическими священниками. Католики должны иметь свое кладбище в Белграде «в достойном месте», а белградский католический священник должен иметь право беспрепятственно посещать свою паству и укреплять веру среди католического населения, проживающего в других областях Сербии. Государство же должно взять на себя обязательства в случае увеличения роста лиц католического вероисповедания возводить церкви, дома для духовенства и школы[7].
Й.Ристич отправил послание Штроссмайера на рассмотрение архимандриту Никифору Дучичу. 15 сентября 1878 г. Н.Дучич подготовил свой ответ Ристичу, в котором указал следующее: «Содержание письма, или точнее, предложения г. Штроссмайера по поводу устройства католической церкви и школы в Княжестве Сербии, ради которых должна быть заключена соответствующая конвенция с Римской курией, глубоко затрагивает не только настоящие, но и будущие государственные интересы Княжества Сербии. Оно требует всестороннего, хладнокровного и глубокого изучения и понимания тенденций и интересов католической церкви, стремящейся заключить конвенцию с Сербией. При ее составлении не должна вкрасться никакая ошибка, которая на первый взгляд могла бы показаться мелкой и незначительной, но в далекой перспективе она может привести к опасным последствиям как для сербского государства, так и для сербской православной церкви… Рим всегда был грозной напастью для нашего народа, государства и церкви! Источник частых волнений в германской империи и раздоров в Сербской церкви следует… первейшим образом искать в Риме! Интриги и преследования интересов римской пропаганды в сербском государстве как до, так и после Неманичей, к сожалению, еще существуют в жизни: очевидные, могущественные и гибельные в некоторых наших краях! Если предоставить сербских подданных-католиков в ведение церковной католической власти вне Сербии, то это будет аномалия, если не сказать государство в государстве… Проект Штроссмайера не соответствует ни государственным законам, ни интересам государственной церкви, и поэтому не может быть принят…». Сравнивая сербское духовенство и католическое духовенство вместе с орденским, Дучич отмечал «глубокую отсталость и неразвитость первых и образованность и опыт вторых (особенно иезуитов), что неизбежно поставит православных и католических священников в неравное положение, заведомо оставляя преимущество на стороне последних». «Нигде в мире, – указывал Дучич, – государство не строит церкви другим, не государственным религиям, оно лишь разрешает строительство и выделяет бесплатно место для него. «Великодушное» предложение Штросмайера о строительстве церквей, школ и приходов для католического духовенства «ради благоприятного образа Сербии в глазах Европы» наряду с оплатой труда преподавателей в католических школах из государственных средств в случае его реализации осуществлялось бы за счет сербских церквей, школ и учителей. Практика обеспечения государством материальных потребностей верующих негосударственной конфессии не применяется ни в одном государстве мира. Таким образом, резюмировал сербский владыка, «предложение Штроссмайера сводится к созданию в Сербии привилегированной церковной католической общины в нарушение гражданского равенства и гарантированной Конституцией свободы для всех вероисповеданий»[8]. На основе заключения архимандрита Й.Ристич направил Джаковскому владыке ответное послание, в котором отметил, что «католики, прибывающие в Сербию, в большинстве своем иностранцы. В этой связи для сербского правительства чрезвычайно затруднительно предпринять шаги в указанном направлении, тем более, что Конституция Княжества Сербии гарантирует свободу совести всем подданным, а также свободу исполнения религиозных обрядов»[9].
Так со стороны Сербии был поставлен заслон дерзкому прозелитическому «натиску на Восток» Й.Ю.Штроссмайера, в культурно-политической карте которого проект, предложенный им Сербскому княжеству, балансируя на грани политической и человеческой адекватности, в полной мере отражал дух, амбиции и своего рода «грандиозную последовательность» доктрины этого римско-католического прелата. Вопрос о конкордате с Ватиканом был отложен на неопределенное время.
Тогда Джаковский владыка переключился на не менее впечатляющую миссию – объединение славянских народов под тиарой Римского папы, с использованием кирилло-мефодиевской традиции.
Продолжение следует…
[1] В 1857 г. Рачки приехал в Рим в качестве члена Коллегии св.Иеронима, где активно работал с архивами Ватикана, получил степень доктора теологии. После возвращения из Рима Рачки стал соратником епископа Джакова Й.Ю.Штроссмайера, автором многочисленных брошюр, посвященных обоснованию легитимности хорватского исторического государственного права и идее объединения югославянских народов, соответственно, территорий Хорватии, Славонии, Далмации, Срема и Риеки. В конце 60-х гг. XIX в. Ф.Рачки занял пост загребского каноника. Его исследовательский труд «Nutarnje stanje Hrvatske prije XII stoljeća» («Внутреннее положение в Хорватии до XII века») стал отправной точкой в обосновании хорватских национальных притязаний. Ф.Рачки на протяжении тридцати лет, по сути, являлся творцом хорватской истории. Совместно со Штроссмайером был руководителем хорватской Народной партии, а в 1880 г. вместе с М.Мразовичем основал Независимую народную партию. Ф.Рачки был главным идеологом партийного рупора – газет «Pozor» и «Obzor», одним из основателей периодического издания «Književnik», который, после создания Югославянской академии превратился в основное научное издание Банской Хорватии.
[2] ГАРФ. Ф. «Выписки из документов по истории национально-освободительного движения славян в Австро-Венгрии в ХХ в. (1835 – 1918)». Оп. 1. Д. 23. Л. 1-3.
[3] АСАНУ. Бруно Ловрић Католичка црква у Србији. Бр. 12178.
[4] Крестић В. Бискуп Штросмајер Хрват, великохрват или Југословен. Јагодина: Гамбит, 2009. С. 163.
[5] Крестић В. Бискуп Штросмајер Хрват, великохрват или Југословен. Јагодина: Гамбит, 2009. С. 172.
[6] Јовановић З. Историја Београдске надбискупије на ушћу Истока и Запада. Београд: Београдска надбискупија, 2013. С. 136.
[7] Korespondencija Rački-Strossmayer. Zagreb, 1928-1931. Knj. II. S. 56.
[8] Цит. по: Дурковић-Јакшић Љ. Србија и Ватикан // Catena Mundi. Београд: Матица Срба и исељеника Србије, 1992. С. 338-340.
[9] Дурковић-Јакшић Љ. Србија и Ватикан //Catena Mundi. Београд: Матица Срба и исељеника Србије, 1992. С. 339-340.