Хорватская радикальная идеология на службе католического Запада

0
36
Время на чтение 12 минут

Источник: Наука Вера Культура

Милан Шуффлай. https://albaniandailynews.com/news/remembering-milan-sufflay

 

Видным хорватским мыслителем, относительно которого не существует доказательств формального пребывания в рядах правашей-франковцев, но кто безусловно следовал и развивал их идейную матрицу, был Иво Пилар (1874-1933), также заложивший основы эксклюзивистской хорватской политики.

Иво Пилар. https://www.reddit.com/r/austriahungary/comments/1drtb5x/in_1874_in_the_kingdom_of_croatiaslavonia_ivo/

Иво Пилар был доктором юридических наук, геополитиком и соратником архиепископа Йосипа Штадлера, занимался как легальной, так и незаконной политической работой, часто публиковался под псевдонимами. Пилар в отличие от Старчевича утверждал, что занимается «влашским (сербским – А.Ф.) вопросом» научным путем, однако в этом «научном подходе» ясно проявляются расовые предрассудки: «у сегодняшних сербов мы больше не встречаемся с исключительно или, по крайней мере, преимущественно, славянским, но главным образом, балканско-цыганским народным характером… Нам следует установить, что в народном характере сербов все еще очень хорошо сохранился как кочевой, так и бандитский характер горных пастухов, которые явно проявляются в их социальном и политическом поведении как толпы”. Пилар утверждал, что “влахи обременены ненавистью разбойников”, что они “питают антиобщественные побуждения, разрушающие культуру”, они “вспыльчивы, храбры, кровожадны и солидарны друг с другом, чтобы вселить страх в кости всех и вся” и, самое главное, «эти побуждения до сих пор живут в Сербии». Пилар не отделял черногорцев от сербов по характеру, потому что «в жилах черногорцев течет довольно много влашской крови». В отличие от сербов, утверждал Пилар, «хорваты были верными последователями Рима и Запада», «хорватская дворянская раса ославянила католических балканских цыган». Кто такие и каковы на самом деле сербы, он определил в одном предложении: «опасные качества, традиции и тенденции византийской церкви нашли в сербском народе весьма действенное дополнение в виде проникновения балканско-цыганской кочевой крови, которая жадностью к присвоению, антиобщественными устремлениями, разрушительной яростью и даром к разрушению, присущим этой расе, превращает сербов в первоочередную опасность для всех соседних народов и государств». Итак, мы видим противопоставление “цивилизованных и просвещенный хортов”, принадлежащих к “превосходящей западной католической цивилизации” и “диких и кровожадных сербов-влахов”, характер которых в значительной степени сформирован под влиянием православной “византийской цивилизации”.

Подчеркнем, что «Избранные сочинения» («Izabrani spisi») Анте Старчевича, «Ужасы заблуждений» («Strahote zabluda») Анте Павелича и «Южнославянский вопрос» («Južnoslavensko pitanje») Иво Пилара были обязательным чтением средней школы в НГХ. Современное научное учреждение в Загребе называется Институт социальных наук «Иво Пилар»[1].

Следующим идеологом правашей, который оказал ключевое влияние на формирование мировоззрения будущего “поглавника” НГХ Анте Павелича, был Милан Шуффлай (1879-1931) – доктор философии, албанолог, член правления Хорватской партии права. Трудно даже подсчитать, сколько раз Шуффлай в своих работах использует понятия «кровь» и «раса», а его статьи носят характерные названия «Хорватская кровь и земля», «Цинцарская кровь», «Голос хорватской крови». Это вполне узнаваемая старчевичевская смесь социального и биологического расизма: «хорватский народ не просто крестьянин, он праваш», «но его лидеры забыли, что хорватский народ находится на границе Запада и Востока, католицизма и православия, европейской культуры и варварства». Настойчиво повторяя расистские оппозиционные группы Старчевича «человечно-бесчеловечно» и «цивилизованно–варварски», Шуффлай дегуманизировал сербский народ на «научной основе» и, также, как Старчевич, интерпретировал происхождение народов теорией покорения славян другими племенами: «хорваты и сербы в равной степени на Балканах создали родственное славянское население. Но они не получили равного количества инородной крови. Туранская, аварская кровь гораздо сильнее повлияла на хорватов». Происхождение «хорватской государственной традиции» Шуффлай связывает с аварским влиянием, что «проявляется в названии ban, которое происходит от аварского термина bajan». Он фактически перенял теорию чешского историка Яна Пейскера, который считал славян организационно неполноценными, и что каждое славянское государство было основано германским или алтайским ведущим социальным слоем, в хорватском случае это были авары. Согласно ряду источников, Шуффлай отстаивал тезис об иранском происхождении хорватов, утверждая, что они принесли на Балканы дуалистическую «веру Заратустры». Взгляд на Запад и ожидание поддержки с этой стороны являются частью правашской традиции, поэтому Шуффлай, как ранее Старчевич и Кватерник, настаивал на том, что «хорватский национализм означает не только любовь к своей отчизне, не только местный патриотизм, но верное служение всему белому Западу, и поэтому он абсолютно позитивен»[2]. Шуффлай внедрил «миф о золотом веке», который когда-то якобы существовал, но был утерян, когда современный мир “атомизировал человека” и разрушил «средневековый органический порядок», что привело к появлению “материалистического антидуховного человека”. Шуффлай видит решение в новой, «четвертой эпохе» – «новом Средневековье». Сербы для Шуффлая являются представителями Востока и носителями отрицательных качеств, в то время как хорватская нация «органична и изначальна», примордиальна. Для определения «души» хорватской нации Шуффлай использует расовые, цивилизационные и географические аргументы – в противовес сербской или югославянской национальной идентичности. Сербы, согласно построениям Шуффлая, являются представителями “византийско-турецкой цивилизации, а хорваты – западным народом”. Самым важным отличием между ними является «культурное», то есть цивилизационное. Хорваты были “Antemurale Christianitatis католического Запада и пограничным народом, который на протяжении всей истории боролся с другими незападными цивилизациями, представителями которых, помимо других, были сербы”. Для хорватов память о королях Звонимире и Томиславе (ни существование которых, ни тем более «хорватский» в современном смысле характер не являются доказанными – А.Ф.) вписываются в «теорему Томаса», которая гласит, что «если люди определяют ситуацию как реалистичную, то она реалистична по своим последствиям», соответственно, мифы о Звонимире и Томиславе верны независимо от их историчности. Шуффлай также является автором определения реки Дрины как границы «пропасти между двумя мирами» – православным сербским и католическим хорватским.

В целом Милан Шуффлай придает Западу, основной чертой которого является католицизм, только положительные детерминанты, хорваты и сербы являются антагонистами, а граница между ними – «межа между Востоком и Западом, католицизмом и православием, культурой и варварством». Вот почему хорватизм – это «не просто патриотизм», но «хорватская кровь» в этом контексте представляет собой цивилизацию. Таким образом, у хорватов есть историческая миссия – защита католического Запада[3].

«Король Звонимир был представителем католического Запада, лидером которого является папа», «подтверждение западной принадлежности хорватского народа оставалось доминирующим на протяжении всех более поздних времен». В настоящее время Балканы, как и Хорватия, являются «ареной гигантской борьбы между азиатским Востоком и англо-американским Западом, между Россией и Америкой», грядущий конфликт между «англо-американским блоком и евразийской лигой», по мнению Шуффлая, будет особенностью всего ХХ века. В этом колоссальном конфликте «представители старого европейского общественного порядка являются естественными союзниками», т.е. «клиентами консервативного англо-американского блока», а «хорваты должны быть, как всегда в истории, на стороне Запада»[4].

Филип Лукас. https://www.telegram.hr/politika-kriminal/filip-lukas-otvoreno-je-podrzavao-pavelica-i-ustase-a-sada-je-rehabilitiran-sto-to-znaci-za-nas-culi-smo-se-s-povjesnicarom-jakovinom/

И, наконец, завершает триаду идеологов, проторивших путь усташам Анте Павелича, Филип Лукас (1871-1958) – богослов, римско-католический священник, историк, географ и геополитик, президент Матицы хорватской в 1928-1945 гг. Лукас восхищался Анте Старчевичем, находя в его личности «наследие крови и расы», личность, «которая знала как из биологии нашей расы выявить наиболее важные условия выживания». Лукас последовательно в своих построениях связывает «дух» и «кровь», так, в речи, произнесенной в 1937 г. по случаю 41-ой годовщины от кончины Старчевича, Лукас утверждал: «…поскольку люди представляют собой этнобиологический вид, они также являются и духовным видом. Таким образом люди становятся сообществом крови, следовательно, сообществом свободы. Это создает двойную связь людей, объединяющую их в народ, связь крови и связь духа». Лукас неоднократно ссылался на труды швейцарского антрополога Э.Питтара (Eugène Pittard, 1867-1962), который «глядя на хорватов и сербов, обнаружил, что их индекс черепа, а также цвет глаз различны», следовательно, «хорваты и сербы, по-видимому, не происходят из одной и той же изначальной этнической группы». То, что Эжен Питтар поставил как научный вопрос, который еще только предстоит разрешить, Лукас тенденциозно представил как вывод о том, что сербы и хорваты – это «две отдельные группы». После окончания Второй мировой войны Ф. Лукас был заочно приговорен к смертной казни за поддержку, пропаганду и глорификацию усташского режима Анте Павелича. Однако в 2017 г. окружной суд Загреба реабилитировал Лукаса, что, наряду с реабилитацией Загребского архиепископа, кардинала, военного викария вооруженных сил НГХ являет собой красноречивую картину современной Хорватии.

Когда в 1939 г. была создана Бановина Хорватия, хорваты получили «государство в государстве» площадью 66 000 кв. км., в этот период франковцы продолжили свои расистские изыскания и «вбросили» в общественное поле пропагандистские издания Матицы хорватской, находящийся под руководством Ф.Лукаса, книги, как например, работу Младена Лорковича «Земля и народ хорватов» («Матица хорватская», 1940). Этот юрист, которого впоследствии убьет Анте Павелич, утверждал: хорваты населяют «четыре Хорватии»: карантинскую Хорватию (Словения), посавскую Хорватию (Славония), далматинскую Хорватию (Далмация) и красную Хорватию (Черногория)[5]. Глава усташей Анте Павелич в расовом вопросе пошел еще дальше, утверждая, что «в восточной Адриатике проживают только два народа – хорваты и шчиптары (албанцы – А.Ф.)». Франковцы тогда изо всех сил «штурмовали» и Черногорию, получив в свои ряды студента-недоучку Савича Марковича Штедемлию и Секулу Дрлевича – франковца, доктора наук из Морачи. Штедемлия «отметился» в истории тезисом о том, что Черногория до XII в. входила в орбиту католической цивилизации, часть которой «Неманичи увели в православие, назвав сербами», Секула Дрлевич повторил франковские тезисы о Черногории как о «красной Хорватии»[6]Так невероятными усилиями, заручаясь поддержкой Вены и влиятельного Сараевского архиепископа Йосип Франк сумел не только удержать свою не имевшую больших шансов на политический успех партию на плаву, но и превратить ее в мощный инструмент антисербской и антиправославной политики настолько эффективный, что его наследники – идеологи Иво Пилар, Милан Шуффлай, Филип Лукас и «практик» Анте Павелич сумели «довести дело до логического конца» – геноцида сербов, евреев и цыган в НГХ.

Но на этом история Партии права не закончилась.

Новая волна хорватского национализма вспыхнула в 1988 г., когда Франьо Туджман, «коммунист-франковац», вернулся к старой матрице – Хорватия до реки Босны.

Хорватская чистая партия права снова появилась в политическом поле Хорватии 12 декабря 1992 г., и в настоящее время «свято блюдет» принципы и традиции своих отцов-основателей – Анте Старчевича, Йосипа Франка, Эвгена Кумичича, Александра Хорвата и др.


[1] Милорадовић Горан Антун Старчевић и хрватска „школа” расизма. О перцепцији Срба, Словена и Јевреја код дела хрватских интелектуалаца – следбеника правашке идеологије // Мултиетничка држава и национални идентитети: српско искуство у 20. веку. Београд, 2024. С. 70-110. С. 97-98.

[2] Милорадовић Горан Антун Старчевић и хрватска „школа” расизма. О перцепцији Срба, Словена и Јевреја код дела хрватских интелектуалаца – следбеника правашке идеологије // Мултиетничка држава и национални идентитети: српско искуство у 20. веку. Београд, 2024. С. 98-99.

[3] Kardum Tomislav Ideologija Milana Šufflaya (2): jugoslavenstvo kao negacija hrvatske pripadnosti Zapadu [Электронный ресурс] // Geopolitika.hr. 5.12.2020. URL:  https://www.geopolitika.news/analize/ideologija-milana-sufflaya-2-jugoslavenstvo-kao-negacija-hrvatske-pripadnosti-zapadu/

[4] Kardum Tomislav Ideologija Milana Šufflaya (3): geopolitika i “sukob civilizacija” [Электронный ресурс] // Geopolitika.News. 13.12.2020. URL: https://www.geopolitika.news/analize/ideologija-milana-sufflaya-3-geopolitika-i-sukob-civilizacija/

[5] Živković Simo Frankovačka ideologija: Ideologija dezintegracije srpstva! [Электронный ресурс] // Glas javnosti. 11.08.2021. URL: https://glas-javnosti.rs/vesti/drustvo/frankovacka-ideologija-ideologija-dezintegracije-srpstva-8979

[6] Živković Simo Frankovačka ideologija: Ideologija dezintegracije srpstva! [Электронный ресурс] // Glas javnosti. 11.08.2021. URL: https://glas-javnosti.rs/vesti/drustvo/frankovacka-ideologija-ideologija-dezintegracije-srpstva-8979

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Игоревна Филимонова
Все статьи Анна Игоревна Филимонова
Последние комментарии
Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.07.2025 23:47
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от учитель
15.07.2025 21:31
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Константин В.
15.07.2025 20:36
Кому доверить чистки?
Новый комментарий от Vladislav
15.07.2025 20:11
«Мумия» – отвратительный фильм!
Новый комментарий от sergsmirn
15.07.2025 18:31
«Шахматист»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.07.2025 18:30
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
15.07.2025 17:53