О новой киноверсии великого романа Достоевского

0
24
Время на чтение 7 минут

Источник: ЛГ

Иногда хочешь сказать правду,

                                      а говоришь глупость.

Владимир Мирзоев в телепередаче «Линия жизни»

 

Мне не смешно,

           когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

Александр Пушкин

 

 

 

Первые серии «Преступления и наказания» (он демонстрируется в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»), где Иван Янковский дубасит топором старуху-процентщицу так, что кровь брызжет на стены, а также сцены, которых у Достоевского вовсе нет, поразили «смелостью» экранизатора. Потому большинство из видевших их досматривать сериал не стали: «Достоевский Мирзоевым улучшен до неузнаваемости».

Я из тех немногих, кто досмотрел, – откликаться надо, «Классика на экране» для нас, так сказать, профильная рубрика. Правда, анализировать сериал вряд ли возможно, так как собственно экранизации Достоевского нет, а есть тотальное переписывание и дописывание «по мотивам романа», так что отметим лишь наиболее изумившие элементы мирзоевского «улучшения».

Достоевский переведён на современный уличный язык и звучит странно, действие перенесено в нынешний Петербург, что ещё страннее, – почти ничего из времени Достоевского сейчас нет. Например, публичных домов, где Мирзоев развернулся не на шутку: показан приход туда Сони Мармеладовой (юную Соню играет Диана Енакаева) и разнообразные непотребства, в которых режиссёр, видимо, знает толк. Тут кувыркаются, почти как у Сарика Андреасяна в «Жизни по вызову», оказавшийся извращенцем Лужин (Никита Тарасов), полицейский Заметов (Сергей Беляев), зачем-то придуманный лже-Свидригайлов (Дмитрий Миллер) и… друг Раскольникова Разумихин (Тихон Жизневский). Ему режиссёр доверил лишение невинности Сони Мармеладовой!

 

 

 
Тихон Жизневский (Разумихин) и Любовь Аксёнова (Дуня)
Тихон Жизневский (Разумихин) и Любовь Аксёнова (Дуня)

Разумихин – единственный в романе позитивный персонаж, заботящийся обо всех и в первую очередь о Родионе Романовиче, – здесь страшно запачкан. Он сексуально обслуживает также хозяйку раскольниковской квартиры – она у Мирзоева превратилась в трепетную, жаждущую любви дамочку (Мария Смольникова), имеющую вдобавок тяжкое психическое расстройство – в шкафу она хранит скелет умершей дочери и чучела любимых кошек.

Трагедию семьи Мармеладовых в нынешней культурной столице представить вряд ли возможно. Удивительно, что сериальные Семён Захарович и Катерина Ивановна в советское время не получили квартиру, а сейчас их многодетная семья вынуждена снимать комнату почему-то у немки, с трудом говорящей по-русски. Где социальные службы? Отец – алкоголик, мать – психически неуравновешенная туберкулёзница, малолетних детей давно забрали бы органы опеки, а Катерину Ивановну через тубдиспансер насильно бы лечили, и Соне не нужно было бы идти на панель.

Между современным Петербургом и Петербургом Достоевского пропасть. Интересно, сколько часов Раскольникову пришлось чапать пёхом из дома, где он жил, чтобы найти подходящий пустырь и камень, под которым можно было бы надёжно спрятать украденное у процентщицы (Ёла Санько) – незаасфальтированных пустырей с булыжниками сейчас в центре Питера нет.

В сериале сильно сокращены монологи Мармеладова (Олег Дуленин), которые у Достоевского потрясли Раскольникова и потрясали зрителей, когда несчастного Семёна Захаровича играли великие артисты Евгений Лебедев и Юрий Кузнецов, здесь же это проходной персонаж. Он и Катерина Ивановна (Виктория Толстоганова) у Мирзоева вызывают не жалость и сострадание, а скорее отвращение. На улице современного города действующие лица воспринимаются не как реальные петербуржцы, а как актёры, играющие роли в фальшивом балагане.

Огромное место в сериале заняли выдуманные Мирзоевым сцены в поместье жены Свидригайлова. У Достоевского некрасивая и стареющая Марфа Петровна лишь пару раз упомянута, а у Мирзоева она превратилась в одну из главных героинь, роковую красавицу Юлию Снигирь, которая жестоко расправляется со служанкой, любовницей мужа. А потом Свидригайлов коварно топит Марфу Петровну в бассейне. Однако её жутко прекрасный образ пронизывает весь сериал. В доме Свидригайловых впервые появляется и Дуня Раскольникова. В исполнении прелестной Любови Аксёновой она похожа на её же персонаж из сериала «Почка», у Дуни непонятные амуры со Свидригайловым (после Владимира Высоцкого, Ефима Копеляна и Александра Балуева его играет Владислав Абашин). Дуню явно влечёт к нему, и Свидригайлов ради неё готов на всё, но она почему-то выбирает Лужина, оказавшегося мерзавцем, как будто этого не было видно с самого начала. Заступаться за Дуню не хочется, она сама за кого хочешь заступится. Влюблённый же в неё Свидригайлов становится главным героем сериала наравне с Раскольниковым, а что? Оба убийцы, оба не верят в Бога, оба самоубийцы. Но у Достоевского они антиподы.

Раскольников (Иван Янковский) в сериале духовно и нравственно оскоплён, это – циничный, озлобленный мажор. Кажется, что он маленького роста – в человеческой крупности сильно уступает герою Достоевского и, конечно, выдающимся исполнителям прошлых лет Геннадию Бортникову из спектакля Театра Моссовета, Георгию Тараторкину (фильм Льва Кулиджанова 1969 года), а также Владимиру Кошевому (сериал Дмитрия Светозарова 2007 года). У Мирзоева юный мизантроп Раскольников, зверски убив старушку и её беременную сестру, впадает в длительную, на весь сериал, депрессию, переходящую в злобную истерику – убить смог, но тварью дрожащей остался. Реально бесится, в финале ёрничает, но так и не кается, а совершает ещё одно убийство: стреляет в себя. Его не жалко. Лишён обаяния, а образ – развития, Раскольников у Достоевского отличается от Свидригайлова именно тем, что убивал не из-за денег, а чтобы в перспективе помочь униженным и оскорблённым, и, главное, он всё-таки приходит к вере.

 
Борис Хвошнянский и Иван Янковский в сцене из сериала
Борис Хвошнянский и Иван Янковский в сцене из сериала

Сильно обрезан также Порфирий Петрович (после Леонида Маркова, Иннокентия Смоктуновского и Андрея Панина эту роль сыграл Владимир Мишуков), зато вставлены сцены с чёртом (Борис Хвошнянский), он единственный здесь, так сказать, нормальный и отнюдь не отрицательный персонаж, видимо, альтер эго самого режиссёра, эдакий Воланд, кривящийся от порочности героев Достоевского и презирающий их.

По тому количеству мерзости, что вывалено на экран, понимаешь, какой ад в душе Мирзоева. Не подверглись вивисекции образы разве что Сони во взрослом состоянии (Алёна Михайлова), которая здесь абсолютно безуспешно пытается подвигнуть Родиона Романовича к раскаянию, да матери Раскольникова (Юлия Марченко), правда, ей придан некий правозащитный оттенок – в квартире Раскольниковых на стене портреты репрессированных обэриутов.

В сериале есть священник, он читает молитвы, но веры нет совсем. Нет того, ради чего написан роман, – возвращения «убивца» ко Христу. «Смирись, гордый человек!» Видимо, Мирзоев не смирился – имеет право. На то, чтобы корёжить Достоевского и насиловать его героев. Пусть другие режиссёры, твари дрожащие, дотягиваются до высот гения, а мы его опустим и сделаем под себя. Под себя.

Романы Достоевского – национальное достояние, с ними так нельзя. Могут быть какие угодно театральные эксперименты – пожалуйста, самоутверждайтесь в своих творческих лабораториях с несчастными актёрами, которым вам удалось заморочить голову, но на огромное сериальное полотно по великой книге, к тому же входящей в школьную программу, право нужно заслужить.

Интересно, кто дал на эту версию-диверсию деньги? Наше Министерство культуры вроде сериал не субсидировало. Тогда кто? «Яндекс» и «Кинопоиск»? Говорят, для показа там сериал дублируют на английский, французский... Как будто зарубежный инвестор строго-настрого наказал: делайте что хотите, но – никаких ваших русских штук типа прозрений и покаяний... А вот грязи, грязи побольше!

«Преступление и наказание», да и все романы великого писателя чрезвычайно драматургичны – именно поэтому столько удачных сценических версий и экранизаций, – но Мирзоев, «улучшая и освежая», Достоевского, сломал заложенную автором детективную интригу, запутал и засорил отсебятинами действие. В итоге впечатление отталкивающее, а главное… скучно. Впрочем, это очень хорошо – школьники смотреть мирзоевское «преступление» не станут.

 

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Разумихин – единственный в романе позитивный персонаж, ..

Во время какого-то разгула студентов одним ударом сшиб городового, или как-то так.
А положительные персонажи - мать Родиона и Лизавета, сестра Алены Ивановны.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Иванович Кондрашов
Плевок в вечность
Вслед за «Шаляпиным» («Россия 1») телевидение удивило новым сериалом про артистов – «Раневская» (Первый канал)
31.03.2023
Перуна на вас нет!
На что потрачены миллионы из бюджета и 250 рублей из моего кармана?
23.01.2017
Кино, несовместимое с жизнью
Жертвы Левиафана и судьба режиссёра
10.02.2015
Все статьи Александр Иванович Кондрашов
Последние комментарии
О новой киноверсии великого романа Достоевского
Новый комментарий от Советский недобиток
27.12.2024 15:20
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от РОНОЛ
27.12.2024 15:06
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
27.12.2024 15:04
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Советский недобиток
27.12.2024 15:03
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
27.12.2024 14:52
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.12.2024 14:27