В защиту Виктора Астафьева

Он художник и классик и без его книг невозможно себе представить нашу читательскую душу

Бывший СССР 
1 Павел Тихомиров 
268
Время на чтение 8 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Историк Спицын из Москвы, считающий себя патриотом Отечества, позволил себе грубую выходку в адрес Виктора Петровича Астафьева - классика русской советской и мировой литературы второй половины ХХ века и юбиляра – в этом году мы отметили столетие со дня его рождения.

Прежде всего возмутился Енисей: для жителей Красноярска Астафьев гораздо больше, чем просто писатель. Это целый образ и целый мир, и подвижнический вклад этого человека в социальную и культурную историю региона трудно переоценить. Плодами его созидательной деятельности мы до сих пользуемся – это и библиотека в Овсянке, и Литературный музей в Красноярске, и многое другое… Можно привести целый список больших и малых астафьевских дел, начиная от борьбы с молевым сплавом на Мане и кончая поддержкой молодых сочинителей, среди которых и автор этих строк, добра не забывающий.

Скверная история со Спицыным побудила меня спросить то, что давно следовало спросить: почему именно этот выпад вызвал такую бурную реакцию, а все предыдущие или остались не замеченными или были проглочены покладистой общественностью.

Почему память его до сих пор столь лакома для критиков? И кому нужно размывать и перетолковывать ядро нашей культуры, к коему он (глупо отрицать) принадлежит? О чём хлопочут эти люди? Нуждается ли Астафьев в защите?

Напомню: год столетия Виктора Петровича Астафьева был особенно богат на критические высказывания о нашем земляке, который и том свете многим не даёт покоя.

При том, что наследие его безусловно требует защиты, сам он в оправданиях не нуждается, давно став историей, причём историей утвердительной, тем более, что на клевету он никогда не скатывался, несмотря на то, что горького у него в жизни было намного больше, чем у тех, кто его кусает. А полюбился он читателю за сострадательность своего творчества, пронизанное любовью к живому – русской деревне, промёрзшему голодному мальчонке, соболюшке, травинке…

Основа нашей культуры наполнена поиском и поэтому бывала и пытливой, и противоречивой, как сама душа художника, но всегда ориентировалась на духовно-нравственный поиск и на глубинное чувство родной земли. За этим выстраданным фундаментом, за этим окладом из морёного листвяга стоит более чем тысячелетняя история, настоянная в нашем народе на безоглядной готовности защитить от иноземцев родные просторы, на трудовом постижении этих бескрайних пространств, на глубочайшей погружённости в таинство природы, и конечно на углубленно и самобытно понятом христианстве. Именно поэтому она и давала таких самородков, как Астафьев. Люди же, посягающее на их память могут скрываться под разной личиной, могут искренне верить в свой патриотизм, оскорбляться за народ и историю, но фактически работают на тех, кто пытается сегодня утвердить в России либерализм как единственную ценность.

Вот что писал в 1978-м году Валентин Григорьевич Распутин о книге Астафьева «Последний поклон»: «Это страницы, которые не нуждаются ни в каких оценках, это уже некое Вознесение письма, будто самостоятельное за труды Ваши, и осияние его. «Аще не будете как дети, не войдёте в Царство Божие». Это и к «Гори, гори ясно» относится, туда прежде всего. А ещё я думаю, что теперешняя наша русская литература должна поставить памятник нашим бабушкам…

Каждый из нас, если не на бумаге, то в памяти должен бить и бить свои последние поклоны. Хорошо, что вы сделали это на бумаге, подвигнув на благодарную память многие тысячи людей, которые… без вашей силы и искренности, без Вашего магнетизма и не удосужились бы на эту память».

«Последний поклон» это и впрямь книга книг Виктора Петровича Астафьева, его поле, его вселенная, из которой смотрит на нас человек, переживший тяжелейшее и ярчайшее детство и уцелевший войне. Именно оттуда, из Овсянки своего детства глядит он на мир, и ни Игарский север, ни война не переродили и не сломили его – он так остался тем мальчиком, что бродит по таёжным сопкам в поисках детского счастья, мамы, покосного молочка из бутылочки... Он словно потерявшийся Петенька из рассказа «Мальчик в белой рубахе», но только не потерялся, а вышел к нам со своей книгой, пронизанной любовью к крестьянскому миру, прекрасному, уходящему и достойному длиться в другом, более счастливом измерении. В книге очень много любви к земле и к людям, сострадания, надежды и чувства, что жизнь этих людей могла быть намного радостней. Астафьев всё мерит этой Овсянкой детства. Именно поэтому его так много в нынешнем мире оскорбляло и настолько многое он считал губительным для мира того, исконного, единственного, своего. Астафьев всегда говорит о самом дорогом ему, и эта книга-завет, утверждающая: – вот она, ваша земля, ваш уклад, берегите их, ведь русский человек так прекрасно задуман Богом! И именно из этой книги растут как побеги и другие произведения Астафьева, именно эта книга и есть хрестоматия Енисейского космоса Виктора Петровича, в которую входишь и уже не представляешь себя без неё, если ты русский.

И вот столетний юбилей. Известный общественный деятель и писатель Захар Прилепин – друг Красноярска и человек, немало сделавший для популяризации произведений автора этих (опять же!) строк, решил поздравить красноярцев весьма оригинальным материальцем, в котором, выбрав самую, как сказать-то… нескладную, неоднозначную книгу писателя «Прокляты и убиты», обвинил Астафьева в полнейшей антигосударственности и практическом предательстве, поставив на одну доску с Булатом Окуджавой. Мол, такой же либералишко. С полным набором: со всем тем, что любой русский духом и уважающий себя гражданин держит за измену. А именно: антигосударственность и изображение Великой Отечественной войны не как эпохи массового героизма и единения, а по формуле перестроечной агитки: «завалили трупами» и прочее. Ну и далее - в русле того, что за последние десятилетия патриотическая общественность об Астафьеве тридцать раз обсудила, пересудила и, вкрах пересобачившись, оставила на совести писателя.

Позволю несколько слов об Окуджаве, который надо сказать и сам был на войне, хоть и недолго, и кому принадлежат несколько бесспорно объединяющих и известных благодаря кинематографу песен о войне. Тем не менее, Окуджава, несмотря на совершенство и лиризм своих песен, по итогу оказался изрядной гнилушкой, и на это не повлияла ни общая победа, о которой он так проникновенно спел, ни благополучное существование в Советской стране, возродившейся после войны благодаря подвигу всего народа. При том, что именно благодаря этому открытому и доверчивому народу, он и остался в культуре, хотя народ этот был ему глубоко чужд.

Астафьев же (и те, кто его знал, подтвердят) был сам народом, чувствовал и понимал народ, и был народностью пронизан до мозга костей, хотя порой в публицистике и олицетворял собой некий знакомый, поселковый даже, тип – склочный, скандальный, подчёркнуто правдолюбивый. Но в отличие от таких как Окуджава Астафьев в народном коренном строю навсегда - вместе с теми, кто совершил подвиг Победы.

А что касается самого приёма утвердить на одну доску неутверждаемое, то нам и это знакомо, и это звучало: например, взять да и уравнять-запараллелить Есенина и Бориса Рыжего. Лукавая штука…

Поэтому объединение Астафьева с Окуджавой считаю кощунственным. Странно не чувствовать разницу между приблудным певцом фиго-карманной интеллигенции, всё чистящим белые пёрышки, и Енисейским мужиком в полном смысле этого слова, защитником крестьянского мира, в 42-м ушедшим на фронт добровольцем… Сибиряком из села Овсянка с берегов Батюшка-Анисея – сильным и заковыристым характером со всеми противоречиями, ветрами и непогодьями.

А кто этого не чувствует, не понимает…

Ну что… плохо.

Теперь скажу честно: книгу «Прокляты и убиты» читал один раз, и желания перечитать не испытал. «Последний Поклон» вписал бы в золотой фонд русской словесности.
Тем не менее, да, в Москве среди писателей-патриотов, причём настоящих, матёрых, отношение к Астафьеву весьма сдержанное, никто из тех, кого я приглашал в Красноярск – не приехали на торжества. Тем не менее у этих людей хватило такта промолчать и не ворошить былого – да и работы много.

Прилепина приглашал на 95-летие, он сказал, что Астафьева не любит и предложил прислать вместо себя… Сейчас упадёте: Водолазкина. Дословно - «наш человек».

И ещё немного о судьях. Замечал, что особенно любят поругать Астафьева люди «одноэпошечного» склада, например те, для кого Россия до 17-го года – сплошное недоразумение, а ценно и достойно любви и защиты только то, что после. В общем выбрали, облюбовали эпоху поближе, угрелись в ней и только её и признают, хотя по мне дак настоящий патриот это тот, кому и Русь языческая, и православно-самодержавная, и Советская – всё дом родной и бескрайний. Считаю, что дробить, распылять чувство многовековой истории – предательство. Когда читаешь старину - поражаешься: это ведь мы! Ощущение это – самое главное в жизни.

Да, не спорю, вызывает вопросы политическая позиция Астафьева в перестройку, его патологическая ненависть к коммунистам и Сталину, интерес к Солженицыну, даже почитание его… Вы-зы-ва-ет! Кто бы спорил? Но, повторюсь, в отличие от многочисленных его критиков – он художник и классик и без его книг невозможно себе представить нашу читательскую душу.

Скажут: «Ну знаете, - «классик»… Сейчас у иных и Бродский в хрестоматии, и вообще, что такое классик? Так что давайте не будем»…

Давайте будем, потому что есть разница между классиком подлинным и притянутым за уши. А вообще (кто не знал) классик – это тот, кто свободно и по праву стоит в ряду предшественников. Таких, как Толстой, Лесков, Шолохов.

А по поводу дорогого нашего Захара – я бы на его месте в юбилей Астафьева промолчал бы – просто из уважения к красноярцам и зная, как к Виктору Петровичу здесь относятся. И в ответ на упрёки Виктору Петровичу в конформизме, либерализме или чём там… посоветовал… ну в общем посоветовал бы… короче, как в том анекдоте про попугая: «Мужик, ну ты меня понял!»

И подводя итог. Если уж так охота привлечь к себе внимание, то не вредно – раз: подумать, что в военное время к месту, а что нет. Два: если мы такие правдолюбы и по правде о будущем печёмся, то полезней не ворошить старое, а пыл направить на решение насущные вопросов и на персонажей, которые стоят за их нерешённостью. Направления следующие:

1. русский язык и его сегодняшнее состояние.

2. политика издательств, ощущающих себя не отраслью культуры, а рыночной единицей, у который цель не воспитание народа в духе многовековых традиций, а прибыль.

3. управление культурой в целом при ситуации, когда она полностью находится под контролем либеральных сил, чему свидетельства – вереницы дутых (и очень надутых) «классиков», катастрофический уровень литературы и кинематографа и так далее и тому подобное.

Но оно рисково – могут премии не дать, на телевизор не пустить, из модного издательства попереть. Ну тут уж каждый сам решает.

Повторюсь, на Енисее, в Красноярске знают, какой человек был Астафьев и знают лучше, чем в Москве. А найти повод и вытереть ноги о что-то подлинное – все эти приёмы базарного дня мы не раз наблюдали. Существуют силы, которые считают своим долгом выбирать самое болевое, противоречивое, и мешать карты, перетасовывать, путать школьников и студентов, и возникает вопрос, а друг ли ты Русской цивилизации?

Л.Н.Толстой, которого абсолютно справедливо отлучили от Церкви и который порой впадал в невыносимое либеральное и анархистское брюзжание, тем не менее остаётся автором лучших произведений в истории человечества – и колебать у молодёжи ощущение этого фундамента безрассудно, так же как и лишать будущие поколения тех строк и образов из «Войны и мира», без которых немыслим русский человек. Тем более сегодня – ведь если ребёнок не прочитает «Войны и мира» и «Последнего поклона», их место займёт вся та мерзость, которая тиражируется сотнями тысяч экземпляров – и виноват будешь ты.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Александрович Тарковский
Волшебство открывания мира
Встреча с писателем в Библиотеке-музее В.П. Астафьева
27.02.2024
Презентации книги о матери всемирно известного
кинорежиссера Андрея Тарковского Марии Вишняковой
31.01.2024
«Алмазный треугольник с вершиной духа»
О путешественнике протоиерее Феодоре Конюхове
30.03.2023
Все статьи Михаил Александрович Тарковский
Бывший СССР
«России нужна ослепительная новизна»
Сегодня Россия лежит под капельницей, вымывает из себя яды, которыми наполнила её духовную жизнь победившая в 1991 году Америка
23.01.2025
День памяти святителя Феофана Затворника
Сегодня мы также вспоминаем балерину А.М.Павлову
23.01.2025
Об образе нашей победы
Возможен ли он в расколотом обществе?
21.01.2025
День Переяславской рады
Сегодня мы вспоминаем воссоединение Малороссии с Московским Царством
21.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Константин В.
23.01.2025 10:14
Возмездие неизбежно
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
23.01.2025 09:36
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Русский человек
23.01.2025 07:13
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Сергей из НН
23.01.2025 07:03
День памяти святителя Феофана Затворника
Новый комментарий от Игорь Ал
23.01.2025 06:05
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от учитель
23.01.2025 05:05
Когда власть остановит вакханалию мигрантов?
Новый комментарий от prot
22.01.2025 19:43