Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями»

Беседа с монахиней Зосимой из Свято-Никольского монастыря

Новости Донбасса 
0
74
Время на чтение 8 минут

Успенский Николо-Васильевский монастырь до обстреловИсточник: Православие.ру

Успенский Николо-Васильевский монастырь до обстрелов

Сейчас Свято-Никольская обитель почти разрушена: находится она на линии боевого соприкосновения в ДНР. Сотни иноков и инокинь, беженцев из двух монастырей вынуждены были покинуть их – нашли временный приют в нескольких местах Донбасса. Часть иноков, несмотря ни на что, остались. Игуменья Анна постоянно в пути: все время навещает сестер, утешает, привозит помощь. Ее сопровождает и монахиня Зосима, которая рассказала немного о нынешней жизни гонимых братьев и сестер обителей, основанных старцем Зосимой (Сокуром).

 

– Матушка Зосима, Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель, построенная трудами старца Зосимы (Сокура) и старанием благотворителей из числа его духовных чад, сейчас находится в руинах. Там живет лишь небольшая часть братии и сестер – они решили не покидать ее, несмотря на близость линии фронта. Какая там близость – обитель, точнее, то, что от неё осталось, буквально находится на линии боевого соприкосновения. Так вот, матушка Зосима, то обстоятельство, что обитель физически разрушена, почти уничтожена войной, является ли, по вашему мнению, поводом для отчаяния?

– Ничто не является поводом для отчаяния! Об этом ясно свидетельствует библейская книга Иова, которую часто упоминал в проповедях наш батюшка Зосима: «неужели мы будем принимать от Бога только хорошее, а плохого не примем?» (Иов 2, 10) – и знаменитое: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).

В Никольском монастыре сейчас живут около 50 человек – половина братьев, половина сестер. За всё это страшное время богослужения ни разу не прерывались. Оставшиеся «на боевом посту» насельники ежедневно совершают литургии и все уставные богослужения, а также монашеское правило. Конечно, чтобы жить в таких условиях, нужно иметь крепкие нервы. Тем, кто послабее, пришлось выехать. Давили на психику не только постоянные обстрелы (линия боевого соприкосновения находится в километре), а страх того, что, не дай Бог, эта самая линия сдвинется в нашу сторону, и в монастырь придут те, кто откровенно называет себя врагами христианства.

 

Вот это был бесконечный ужас. Впрочем, у каждого свои страхи. Но кто-то легче переносит страхи войны, как оставшиеся братия и сестры, которые потихонечку трудятся и молятся в святой обители.

В 2014-м году, когда всё началось на Донбассе, боевые действия монастыря не коснулись непосредственно. Переживали сильно за друзей, знакомых, которые оказались в эпицентре событий. Порой приходилось ночами по телефону слушать жуткие звуки обстрелов Донецка, утешая и поддерживая испуганных людей.

Монахиня Зосима (Хомякова)

Монахиня Зосима (Хомякова)

В 2022-м, когда уже у нас всё началось, поначалу относились к обстрелам монастыря, я бы сказала, с некоторым благодушным непониманием, считали, что это страшный, но случайный промах украинских артиллеристов. В обители тогда было около 150 сестер, 100 братьев и около 500 беженцев с детками и стариками. Ну как можно, уговаривали мы себя, специально стрелять туда, где находится столько людей, не имеющих ни малейшего отношения к армии? Тогда еду для всех готовили на кухне в корпусе богадельни, за ней нужно было сбегать каждому, обед был с 11-ти до 12-ти обычно. Все эти наши походы на кухню прекрасно были видны с дронов (это мы потом сообразили), и ровно в 11 часов начинался минометный обстрел самого монастыря, именно тогда, когда все ходили за едой. Или вечером, когда шли на службу. Сначала-то все друг друга уговаривали: «Это не по нам, не по монастырю стреляют. Ошибка артиллерийского расчета. Погрешность». Среди беженцев был мужчина, в прошлом артиллерист, он вздохнул, говорит: «Ребята, какая может быть погрешность, если те, кто стреляет, находятся всего в паре километров? Если бы стреляли с приличного расстояния, еще можно было бы говорить о погрешности. Так что все эти мины – лично для нас». И нескольких человек они настигли, есть у нас погибшие, к сожалению. Мама нашей игуменьи, Анна Яковлевна, среди них.

Успенский Николо-Васильевский монастырь после обстрелов

Успенский Николо-Васильевский монастырь после обстрелов

– Ощущение ненависти к тебе – как это понять?

– Это необъяснимо, этого не понять, мне кажется. И не дай нам Бог испытать что-то подобное в отношении другого человека, кем бы он ни был. Не дай Бог народу испытывать что-то подобное в отношении другого народа. Потому что, как мы видим, ненависть является саморазрушающей силой – хоть для отдельного человека, хоть для общества в целом. Не победили бы мы в Великой Отечественной, если бы позволили этому чувству руководить нами. Не могу себе представить, чтобы русский солдат стал убивать мирных жителей и детей в Германии. Да и сейчас трудно представить, чтобы русские военные намеренно стали обстреливать мирных или монастыри. Нельзя нам позволить ненависти воцариться в сердце. Не может устоять народ, государство, национальная идея которого состоит в неприятии и ненависти к другому народу.

 

– Наверное, это можно сравнить с алкоголизмом или наркоманией, с их разрушающим действием на душу и тело человека.

– Думаю, здесь еще хуже. Пьянство, наркомания – человеческие пороки, а злоба и ненависть уподобляют человека сатане, ибо «он был человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44).

Помню, во время одного из обстрелов со стороны Угледара мы увидели женщину, которая абсолютно спокойно ходила около собора, снимала видео с северной стороны. Обычно же все журналисты стремятся к людям, что и логично: нужно передать мысли, мнения, переживания человека, правда? Матушка Анна, игуменья, говорит: «Вы, наверное, хотите пообщаться с беженцами, с монахинями и монахами? Так заходите скорее – опасно же!» Дама представилась журналисткой какого-то издания и неохотно спустилась в нижний храм собора, где все и находились. Ну, мы рассказали немного о нашей жизни. Так она даже в конце заплакала. Может, даже искренне...

Ночью после ее отъезда был обстрел собора. Пакет чего-то мощного (покрупнее «градов» ракеты) прилетел как раз в то место, которое она снимала. Нас спасло гульбище, построенное вокруг собора, оно послужило и продолжает служить укрытием для тех, кто находится в нижнем храме. И, знаете, я подумала: даже посмотрев на жизнь монастыря в осаде, на страдания беженцев и монахов, она все-таки дала «правильные» координаты тем, кто хочет нас уничтожить. Даже увидев детей, увидев, что здесь нет военных, пустив слезу…

Успенский Николо-Васильевский монастырь после обстрелов

Успенский Николо-Васильевский монастырь после обстрелов

– В чем разница между благородной яростью и адской ненавистью?

– Думаю, в умении видеть во враге человека. В способности пожалеть поверженного врага. В разделении ненависти ко греху, который руководит твоим врагом, и милости к падшему, который перестал уже быть твоим врагом. В способности молиться за врага.

– Получается, вы ответили на вопрос о вреде всяких передач и трансляций, где, как я заметил, чувство ненависти буквально культивируется.

– Все СМИ, в принципе, создавались для того, чтобы массово влиять на психику и формировать в обществе необходимое их хозяевам настроение и мнение. Поэтому человек разумный однозначно будет ограничивать количество и следить за качеством «потребляемой» информации, а не заглатывать всё подряд, как кашалот. Желательно, конечно, день начинать и оканчивать молитвой, а не просмотром новостных лент. А то получается, что частенько нам Евангелия главу почитать некогда, а в Интернете провести несколько часов кряду – всегда пожалуйста.

 

– Вы ощущаете себя несчастными?

– Христос воскрес – как мы, христиане, можем быть несчастными? «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Но Воскресение Христово совершается через Голгофу, распятие, через страшные крестные муки Спасителя. «Се бо прииде Крестом радость всему миру» – именно Крестом пришла радость, понимаете? И всякий раз, претерпевая страдания и скорби, нужно помнить, что за Голгофой неминуемо следует Воскресение!

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

– Почему, как вы считаете, отец Зосима (Сокур), один из старцев нашего времени, очень строго предупреждал «не гоняться за чудесами» всякого рода?

– Неожиданный вопрос. Мне кажется, батюшка справедливо считал главным чудом в жизни человека его обращение к Богу, к вере, покаяние, то есть изменение жизни по Христу. В каком-то смысле чудеса, о которых мы так любим говорить, – всего лишь «костыли веры». Господь сказал: «Если Мне не верите, верьте делам Моим» (ср. Ин. 10, 38). Мы уверовали в Иисуса Христа как Сына Божия не потому, что Он нас убедил множеством чудес. Нет. Мы поверили в Него, потому что возлюбили Его. И это великое чудо, что наше сердце откликнулось на Божие призвание. А ежедневное Пресуществление во время литургии хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Господа и возможность каждому верующему стать причастником этого таинства – не самое ли главное чудо в жизни христианина?

Кстати, батюшка Зосима после того, как испытал клиническую смерть и увидел жизнь в другом измерении, убедительно просил свою паству и всех духовных чад обязательно причащаться, не удаляться от Бога, ни в коем случае не поворачиваться к Нему спиной. «Смерть грешников люта» – не просто красочный поэтический оборот из Псалтири, батюшка видел бедные души богоотступников и богоборцев, а также сознательно не каявшихся грешников, видел, какая страшная участь их ждёт там.

– В чем причина наших нынешних страданий, по вашему мнению?

– В нашем духовном состоянии, в отступлении от Бога и Его заповедей. Это касается, я убеждена, не только отдельного человека, но и общества. Как человек, ведущий греховную жизнь, испытывает страдания, так и общество. В самом деле, мы способны проливать слезы над кошечками и собачками (да, их тоже жалко, конечно), но если мы миллионами убиваем наших нерожденных младенцев, то чего мы можем ожидать, каких последствий? Наши страдания обусловлены нашими грехами, это очевидно.

– Как избавиться от страданий?

– В этой земной жизни никак, наверное, – скорби и страдания в ней неизбежны. Можно только по-разному относиться к ним. Одни, страдая, хулят Бога и проклинают жизнь, как тот неразумный разбойник, другие, подобно разбойнику благоразумному, осознают, что «достойное по делом своим приемлют», и просят у Бога сил и терпения в несении своего креста, исполняя таким образом слова Спасителя: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 28–30).

С монахиней Зосимой (Хомяковой)
беседовал Петр Давыдов

 

P.S. Дорогие братья и сестры! Если у кого-то есть желание и возможность оказать посильную помощь обители Схиархимандрита Зосимы, это можно сделать по следующим реквизитам:

Карта Сбербанка:

  • Номер: 2202 2036 9238 4367
  • Привязана к телефону: +79895049703 (получатель: Елена Викторовна М. (игуменья Анна))

Контакты:

  • Телефон для связи с монастырем: +79497140846 (монахиня Зосима)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Михайлович Давыдов
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Сами украинцы вынуждены признать, что и они для Запада – не более чем разменная монета
08.11.2024
Нашествие идолищ поганых
Как Северная Фиваида борется с неоязычеством
30.10.2024
Все статьи Петр Михайлович Давыдов
Новости Донбасса
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00