Россия готовит стратегический ответ на планы её «обхода» в мирохозяйственных взаимосвязях

Железная дорога Адлер – Черкесск – Кисловодск включена в Генеральный план Сочи

0
233
Время на чтение 9 минут

Железная дорога Адлер – Черкесск – Кисловодск включена в Генеральный план Сочи

Источник: ФСК

По информации внешнеполитических и транспортных ведомств Румынии и Туркменистана (на конец июля  с. г.), соглашение Румынии, Азербайджана, Грузии и Туркменистана о создании международного транзитного коридора, соединяющего каспийские и черноморские порты этих стран в единую эксплуатационную железнодорожно-паромную систему планируется к подписанию в Бухаресте в сентябре 2024 года. 

Подтверждение тому появилось после переговоров госсекретаря минтранса Румынии А. Г. Фогиша и заместителя министра иностранных дел Туркмении А. Гурбанова. Черноморско-Каспийский международный транспортный коридор, известный также как Транскаспийский маршрут, является составной частью долговременной программы Евросоюза с  участием Великобритании Global Gateway (с 2021 г.), нацеленной, прежде всего, на формирование евроазиатских транзитных маршрутов в обход России и известной китайской инициативы «Один пояс – один путь». Цель этой инициативы – привлечение в 2021-2027 гг. до 300 млрд евро инвестиций, необходимых для развития высокотехнологичных, экологичных и безопасных глобальных связей в сфере логистики, коммуникаций, энергетики, обслуживающих цифровых технологий и т. д. По замыслу инициаторов и участников проекта, Транскаспийский коридор может стать еще одной альтернативой, связывающей страны Азии с Евросоюзом и позволяющей доставлять грузы в обход России по т. н. «Срединному коридору». 

 Напомним, вопросы развития коридора между Каспийским и Чёрным морями поднимался еще в начале 2018 г. в ходе заседаний туркменско-румынской рабочей группы по транспорту. Затем к переговорам и к выработке соглашения по проекту подключились также Азербайджан и Грузия. Предполагается, что опорными центрами коридора будут порты Туркменбаши (Туркменистан), Баку / Алят (Азербайджан), Поти / Батуми (Грузия) и Констанца (Румыния). Планируется включение в эту сеть и трансчерноморского парома порты Самсун / Зонгулдак (Турция) – Констанца, действующего еще с первой половины 1980-х годов. Кроме того, 11 июля с. г. Грузия и Болгария подписали в Тбилиси соглашение о возобновлении паромного сообщения между портами Поти / Батуми и Варна, прерванного два года назад по причине сложной военно-политической ситуации в Черноморском бассейне. Соответственно, Болгария также планирует участвовать в черноморско-каспийском портово-паромном коридоре (1).

 

 

По мнению многих экспертов, задействование Черноморско-Каспийского транспортного коридора способно снизить нагрузку почти на трети протяжённости Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Следовательно, главная задача нового проекта – увеличение грузотранзитных объёмов в обход России.

В свою очередь, стремясь к перестраиванию внешнеэкономических связей в условиях западного санкционного давления, Российская Федерация совместно с партнёрами продвигает мультимодальный транспортный коридор «Север – Юг» с выходом на Персидский залив и далее в Индию с подключением государств Центральной Азии («восточная ветка» маршрута). Кроме того, в первой декаде августа с. г. заявлено о создании в ближайшие годы  новой Транскавказской железной дороги по линии Адлер – Черкесск – Кисловодск, призванной соединить портовый район Сочи – Адлера через Карачаево-Черкесию и Кисловодск с железной дорогой в центральной части Северного Кавказа, выходящей в Азербайджан и далее в Иран. В утверждённом недавно генеральном плане Сочи учтено строительство этой железной дороги, однако сроки реализации проекта пока неизвестны, рассказала РИА «Новости» сотрудник Научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИ ПГ) по транспортному планированию в проекте генерального плана Сочи Елена Павленко. Год строительства не определён, пока нет также нет документов, подтверждающих местоположение будущей магистрали Адлер – Кисловодск, поэтому у экспертов нет представления, через какие населённые пункты она будет проходить. Здесь надо пояснить, что до сих пор в действующей Схеме развития транспортной инфраструктуры Генерального плана Городского округа «Город Сочи» дороги на восток не было. Причина кроется в том, что возможности строительства дорог через Большой Кавказский хребет весьма ограничены наличием особо охраняемых природных территорий федерального значения (Кавказский заповедник, Сочинский национальный парк), без нарушения границ которых строительство возможно лишь с серьёзными ограничениями.

Пока окончательная трасса будущей магистрали уточняется, но, по данным НИИ ПГ, уже определено, что она пройдет сперва через Красную Поляну, далее через Псебай или Шедок (юго-восток Краснодарского края) к Черкесску. Затем – напрямую к Кисловодску, где сомкнётся с Северо-Кавказской железной дорогой. Такой маршрут почти на треть сократит путь по ней между Черкесском и Кисловодском, а в более широком контексте – сформирует дополнительный кратчайший маршрут между черноморскими и прикаспийскими портами России, с выходом на Азербайджан и Иран, придавая «дополнительное дыхание» западному сектору МТК «Север – Юг».

Очевидно, что новый транзитный коридор через Северный Кавказ вкупе с действующими там трансрегиональными порто-железнодорожными маршрутами смогут успешно конкурировать и с ТМТМ, и с упомянутым черноморско-каспийским коридором.

 

 

Выбор вариантов финансирования, сроки сооружения и окончательную трассу новой транскавказской магистрали планируется уточнить не позже 4-го квартала 2024 года. Отметим, в этой связи, что схожие проекты в регионе были разработаны ещё в 1950-х – середине 1970-х гг., уточнялись уже после 1991 года, однако по разным причинам не были реализованы. К примеру, схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта от 2013 г. была предусмотрена железная дорога Кисловодск – Черкесск – Адлер протяжённостью 264 км. Стратегия социально-экономического развития СКФО на период до 2030 г. предусматривает как «второй железнодорожный выход на г. Сочи путем строительства участков Роза-Хутор – Джегута и Невинномысск – Ставрополь», так и «усиление связности Северо-Кавказского федерального округа с территориями Черноморского побережья за счет строительства автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры». Однако в 2015-2017 гг. проект, связывающий напрямую регион Кавказских Минеральных Вод и Черноморское побережье Кавказа (линия «Кисловодск – Черкесск – Сочи») был и вовсе исключён из стратегических документов в области развития железнодорожного транспорта России. 

 

 

И вот принципиально новые геополитические условия, в которых оказалась Россия после начала СВО, необходимость «разворота на юг» предполагают форсированное развитие железных дорог российского Кавказа, требующее как колоссальных финансовых вложений, так и решения множества проблем законодательного, нормативного и организационного характера. Помимо роста экономических связей с соседями, повышение транспортной связности приграничного региона будет способствовать более эффективному ответу на вызовы региональной и государственной безопасности.

 

 

Примечание

 

 

(1) О востребованности Черноморского бассейна в международных грузоперевозках свидетельствует также возобновление осенью  2023 года после почти годичного перерыва работы транзитного нефтепровода Баку – Тбилиси – порт Супса.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Нефёдов
Фантом «Великой Албании» как фактор дестабилизации на Балканах
В условиях западного доминирования на Балканах Сербия, Греция, Македония и Черногория никогда не смогут чувствовать себя в безопасности
09.09.2024
МТК Север – Юг: конкурентоспособность восточного маршрута повышается
Индия – Иран – Центральная Азия – Россия: вокруг порта Чабахар формируется важный логистический центр Евразии
22.08.2024
БРИКС: на путях выработки единой внешнеэкономической политики
Согласование общих подходов усилит позиции незападного мира в ВТО
13.08.2024
Скандинавскую «Антанту» против России консолидирует Норвегия
От бурения шельфа Северного моря – до военных коридоров к российской границе
02.08.2024
Россия – Индия: горизонты сотрудничества и перспективные проекты уже сегодня
Внешнеполитическая многовекторность не должна мешать решению экономических проблем
12.07.2024
Все статьи Дмитрий Нефёдов
Последние комментарии
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Агафон
13.09.2024 19:28
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Рабочий
13.09.2024 19:21
Старость
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.09.2024 18:59
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.09.2024 18:35