В минувшем мае международная энергетическая компания Equinor обнаружила новое нефтяное месторождение в центральной (норвежской) части акватории Северного моря. В том же месяце началась добыча нефти на проекте Eldfisk North, оператором которого является американская ConocoPhillips при участии ряда европейских компаний. Имеются и другие примеры обнаружения энергоресурсов в различных районах их предполагаемого залегания. Напомним, в начале 2024 года норвежский стортинг поддержал законопроект, разрешающий разведку полезных ископаемых на морском дне Арктики в соответствии с соглашением, достигнутым между правительством и основными оппозиционными партиями вопреки мнению экологических активистов.
В общей сложности власти Осло открывают для добычи 280 тыс. квадратных километров морского дна – территорию, превышающую площадь Великобритании. Являясь вторым по величине производителем нефти и газа в Европе, Норвегия добывает 4 млн. баррелей нефтяного эквивалента в день и намерена продолжить добычу до 2050 года.
Экологи бьют тревогу, оценивая объёмы выбросов климатических газов от разработки новых месторождений до 200 миллионов тонн углекислого газа, который давали бы в год, к примеру, 50 угольных электростанций. Шаги Норвегии по наращиванию разработки и глубоководной добычи полезных ископаемых на шельфе ведут к уничтожению уникальных арктических экосистем, богатого растительного и животного мира. Проводимая экоактивистами с 2016 г. кампания, оспаривающая бурение для добычи новых запасов нефти и газа на основе Парижского соглашения, включая обращения в Европейский суд по правам человека о нарушении права на здоровую окружающую среду при бурении нефтяных скважин в Арктике в разгар климатического кризиса никоим образом не влияет на действия норвежских властей. Из этой же серии – планы по превращению Северного моря в надёжный могильник для углеродных отходов чуть ли не для всей Европы. Технологии морского улавливания и хранение углерода (CCS) уже давно рекламируются как эффективное средство в борьбе с изменением климата, однако критики предупреждают о долгосрочных рисках, связанных с постоянным хранением углерода под морским дном, утверждая, что технология представляет «новую угрозу мировому океану и опасно отвлекает от реального прогресса в борьбе с изменением климата».
«Открытие» морского дна продвигается как решающая мера для глобального перехода к зелёной экономике, отмечают в Фонде экологической справедливости (EJF): добывать на шельфе Северного моря предлагается минералы, используемые для аккумуляторов электромобилей, ветряных турбин и солнечных панелей, «однако широкая международная оппозиция как со стороны правительств, крупных предприятий, финансовых институтов, так и от учёных утверждает, что в этом нет необходимости. Суть в том, что любые возможные выгоды не перевешивают экологические и экономические риски».
Активизация разработки морского дня и шельфа с далеко идущими последствиями для экологии сопровождается усиленной милитаризацией Скандинавского региона, что вызывает растущее беспокойство в Москве. По итогам июньских переговоров в Будё премьер-министров Норвегии Гара Стёре, Швеции Ульфа Кристерссона и президента Финляндии Александера Стубба стало известно об организации проходящего через их северные территории военно-транспортного коридора, призванного ускорить время переброски войск и вооружений из норвежских портов через Швецию и Финляндию к российской границе, у которой с 2023 г. формируется форпост НАТО. С норвежской стороны в предполагаемый коридор включаются порты Будё, Харстад, Тромсё и Нарвик на северо-западе Норвегии, в Швеции – порты Торнио, Умео и Лулео в провинции Норботтен, а также железные, автомобильные и авиационные маршруты между этими регионами и Финляндией. «Раньше мы думали об оси Север-Юг, когда планировали перевозки военной техники и персонала, – заявил в ходе совместной пресс-конференции глава правительства Норвегии. – Но сегодня мы больше думаем об оси Запад-Восток. Теперь, когда мы все входим в НАТО, мы можем сотрудничать в области обороны на совершенно ином уровне. Национальная инфраструктура должна отвечать потребностям НАТО в переброске войск через границы стран».
Нелишне напомнить, что аналогичный коридор из норвежских портов Будё и Нарвик функционировал в июле 1941 – октябре 1943 г.: через северную Швецию на восток перебрасывались германское вооружение и части вермахта. Через южные и особенно северный районы «нейтральной» Швеции в те годы постоянно перебрасывались части вермахта и военные грузы: всего к линии германо- и финско-советского фронта было перевезено до 2 млн. германских военных и почти 100 тыс. вагонов с военными грузами.
Транзит германских военных и грузов через Швецию в Финляндию, 1942 г.
Характерный штрих: в конце 1960-х и начале 80-х в НАТО запрашивали Стокгольм относительно возможного использования шведских портов и железных дорог для доставки войск и вооружений для маневров альянса в Северной и Центральной Европе (и в обратном направлении после манёвров). Однако тогдашние шведские власти во главе с убитым в 1986 г. при до сих пор невыясненных обстоятельствах социал-демократом Улофом Пальме в этих запросах отказывали, активно развивая экономическое сотрудничество и политические контакты с СССР и странами Варшавского договора. Однако после 1991 г. ситуация изменилась, и уже с середины 1990-х коммуникации не входившей формально в альянс Швеции стали использоваться в интересах НАТО.
В свою очередь, власти Норвегии, соучредительницы НАТО в 1949 г., всё активнее провоцируют конфликт с Россией, включая даже поощрение Киева на удары по российской территории. Так, в середине июля с. г. министр иностранных дел Норвегии Э.Б. Эйде в интервью иноагенту «Голосу Америки» призвал Киев и впредь наносить удары вглубь территории РФ. По его мнению, Украина «должна (выделено нами. – Прим. авт.) иметь возможность применять предоставленное оружие… наиболее эффективным для нее способом. Она имеет на это право, иначе мы навязываем Украине ограничения».
В начале июля, не предупредив местные власти, в Осло, запретившие ранее заходы и стоянку российских рыболовных судов в своих портах, ввели дополнительные ограничения для Тромсё, Ботсфьорда и Киркенеса, что привело к дальнейшему сокращению экономической активности в прибрежных районах. «Для нашей работы – это очень неприятная ситуация. С начала конфликта и введения санкций у нас сложилась трудная ситуация. Последние меры жесткой экономии не улучшают ситуацию», – сообщил управляющий портом Ботсфьорда Мортен Альбертсен.
Российско-норвежская граница
Кроме того, недавно стало известно о смягчении оперативным командованием «Финнмарк» ограничений на иностранную военную деятельность на территории страны вблизи границы с Россией в Мурманской области, что несёт угрозы безопасности. В частности, теперь учения НАТО могут проводиться на 65 км ближе к российской территории. «Милитаризация норвежского севера не приведет к повышению его безопасности, а будет иметь ровно противоположный эффект, провоцируя эскалацию напряженности», – откликнулась на очередной явно недружественный шаг соседей официальный представитель МИД России Мария Захарова, в очередной раз отметив «постепенное превращение северных регионов Норвегии, прилегающих к российско-норвежской границе, в хорошо вооруженный и укрепленный форпост североатлантического альянса. Все это делается под аккомпанемент заверений Осло в заинтересованности в поддержании региональной стабильности». По оценке российской стороны, милитаризация норвежского Севера «отнюдь не приведёт к повышению его безопасности, а будет иметь ровно противоположный эффект, провоцируя эскалацию напряжённости».
Далеко не лишним видится и напоминание М. Захаровой уроков событий 1944 года: «…уверены, что жители Финнмарка осознают последствия такой политики как никто другой. Тем более что Финнмарк без малого 80 лет назад (октябрь - начало ноября 1944 г. – Прим. авт.) освободила от немецко-фашистских захватчиков Красная Армия».
…В ходе организованной в сентября 2014 г. в Мурманске международной научно-практической конференции «Арктический фронт Великой Отечественной войны» тогдашний Генеральный консул Королевства Норвегия в Мурманске Уле Линдеман говорил о стратегическом значении для гитлеровской Германии северных областей Норвегии и СССР, особо отметив, что заслуги Красной армии на Северном фронте трудно переоценить. По словам дипломата, двусторонние отношения традиционно строились на доверии и всегда имели дружественный характер, который норвежская сторона стремится сохранить, несмотря на постоянно меняющуюся обстановку в мире. К сожалению, минувшее десятилетие, мягко говоря, показало обратное, вынуждая российскую сторону уделять пристальное внимание вопросам безопасности на северном направлении, включая воссоздание Ленинградского военного округа, на одном из полигонов которого побывал недавно министр обороны РФ Андрей Белоусов.
Фото: arctictoday.com