МТК Север – Юг: конкурентоспособность восточного маршрута повышается

Индия – Иран – Центральная Азия – Россия: вокруг порта Чабахар формируется важный логистический центр Евразии

0
37
Время на чтение 11 минут

Источник: ФСК

 

Военно-политическая ситуация в бассейне Персидского залива и в целом на Ближнем и Среднем Востоке оставляет мало шансов на её урегулирование в ближне- и среднесрочной перспективе. При всех проблемах и вызовах военному присутствию США в регионе оно по-прежнему несёт и будет нести угрозы международным торговым маршрутам, включающим иранские порты в Персидском заливе и в Ормузском проливе. 

Западные санкции, подрывная деятельность израильских и западных спецслужб на территории Исламской Республики, перманентная угроза военного конфликта и внутренних волнений, наконец, альтернативные проекты – всё это не делает означенные маршруты менее безопасными в военном отношении. Соответственно, падает их привлекательность для международных перевозчиков, включая фрахтовые компании. 

 

 

Военные базы США на Ближнем-Среднем Востоке 2023-24 гг.

На этом тревожном фоне явным образом растёт востребованность восточного сектора Международного транспортного коридора «Север – Юг» через Казахстан и Туркменистан к иранскому порту Чабахар на побережье Индийского океана (не забудем мы и о западном секторе, о котором речь пойдёт несколько ниже). Напомним, за несколько дней до внезапной гибели в авиакатастрофе президента Ирана Эбрахима Раиси этот важный логистический пункт на кратчайшем маршруте из Юго-Восточной и Южной Азии на Ближний Восток и в Европу был передан в 10-летнюю концессию индийской компании.

 

 

Многие, если не большинство экспертов, принимавших участие в недавних экспертных обсуждений перспектив МТК «Север – Юг», сходятся во мнении, что ряд взаимосвязанных политико-экономических факторов способствуют смещению главного его маршрута именно на восточный сектор. Применительно же к кавказским проектам высказывается идея более активного использования железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс (Азербайджан – Грузия – Турция), потенциал которого задействован далеко не в полной мере. 

 

 

Надо признать, со статистикой перевозок по МТК определиться непросто. Более или менее однозначная цифра – желаемый к 2030 году грузопоток в 30 и даже в 45 млн тонн за год, но насколько он достижим? 

 

 

По данным российско-иранской межправительственной комиссии, взаимный товарооборот в 2023 году снизился на 17,3%. Причём снижение на 27,1% коснулось российского экспорта, в то время как импорт из Ирана возрос на 15,8%. Комментируя эти цифры, вице-премьер РФ Александр Новак отмечал, что «есть возможности по развитию торговли не только продуктами сельского хозяйства, но и в энергетическом секторе, в секторе нефтегазохимии, машиностроении. Уверен, что торговый оборот между нашими странами будет наращиваться».

 

 

Суммарный рост экспортного транзита российских товаров через Иран составил в 2023 году 15-20%, в основном за счёт контейнерных перевозок – в этой сфере «несомненно, в 2024 году рост продолжится», прогнозирует А. Новак. По восточному маршруту МТК, к порту Чабахар и обратно, РЖД планируют провезти в 2024 г. не менее 4000 контейнеров, что составит по сравнению с 2023 годом рост в 2-3 раза. На данном маршруте активно работают также иранские, казахстанские, узбекистанские перевозчики, что выводит «восточный» сектор МТК на первые роли в контейнерном транзите в этой части Евразии (четыре поезда в месяц). 

 

 

В то же время многие экспедиторы замечают, что, несмотря на цифры роста и возможности перевозок, Иран «остаётся страной, к которой приходится всякий раз подбирать свои ключи из-за разницы в традициях и обычаях ведения бизнеса в Иране, – поясняет вице-президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Николай Бирюков. – Различия в законодательствах, не действующий в Иране ряд международных норм (в основном из-за санкций. – Прим. авт.), которыми руководствуются российские экспедиторы, устоявшиеся местные правила значительно влияют на понимание процесса проведения сделок. Но иранские власти делают значительные шаги вперед для адаптации внутренних правил работы с товарами и их перемещением к международным нормам».

 

 

Общим местом, беспокоящим экспортеров, импортеров, перевозчиков и экспедиторов, считаются «расчёты за транспортные услуги внутри страны. Там предпочитают наличные и не готовы к регулярной безналичной оплате, – отмечает директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов. – Эта проблема пока не решена на государственном уровне». Частично ее попытались нивелировать через безналичные переводы на счета неиранских посреднических контор в Дубае, Турции, Индии. Но, как считает А. Иванов, «не все согласны делать предоплату в другие страны на неапробированные счета». 

 

 

Из других проблем – недостаточно развитая инфраструктура портов РФ на Каспии, оказавшиеся под санкционным прессингом расчёты за оказываемые услуги. «Меридиональный» транскаспийский маршрут несёт большой потенциал, «но пока труднопредсказуемый из-за присутствия там множества экспедиторских компаний и «непрозрачности» образования их ставок и тарифов», уточняет А. Иванов. По словам главы группы «РусИранЭкспо» А. Шарова, «если Астраханский порт занимает пять гектаров, то он считается большим. Но площади иранских портов на Каспии составляют от 30 до 200 гектаров». Будет расширение – будет и загрузка. Загрузка 14 астраханских портов в 2023 году составляла от 10 до 60%, Махачкалинского – 20-30%. Надо надеяться, увеличению загрузки порта Махачкалы будет способствовать учреждённое на его базе АО «Север – Юг», а также реализация давней идеи запуска железнодорожного парома с регулярными рейсами в Туркменбаши и в иранские порты Амирабад и Каспиан.

 

 

Среди других «узких мест» МТК «Север – Юг» эксперты называют отсутствие основных океанских перевозчиков в порту Бендер-Аббас в Ормузском проливе, что обусловлено опять-таки антииранскими санкциями и напряжённой военно-политической ситуацией, спорами за острова между Ираном и ОАЭ. Кроме того, отмечается неразвитость здесь железнодорожных путей, недостаток вагонного парка, перегрузочного оборудования. Авторами ряда публикаций отмечается приоритетный характер «западной» линии МТК, проходящей через территорию Азербайджана и способной, по их мнению, «конкурировать с Суэцким каналом по стоимости и срокам доставки… время транзитной перевозки по нему от Санкт-Петербурга до Индии составляет 40 дней, при этом стоимость доставки ежегодно снижается». Вопросы скорейшего завершения и запуска проекта регулярно обсуждаются на правительственном и на высшем государственном уровне (по некоторым данным, готовится визит Президента России в Баку), однако проблемы явно остаются. Так, до сих пор нет ясности по конкретному сроку ввода в действие всего железнодорожного участка протяжённостью 160 км между Рештом и Астарой на северо-западе Ирана, строительство которого с начала 2000-х уже 5 раз (очередная дата – 2025 год, и то не факт). «Это весьма удивительно, так как в последнее десятилетие у Тегерана нашлось достаточно средств для прокладки восточного сегмента коридора "Север – Юг" [к вышеупомянутому Чабахару. – Прим. авт.], – недоумевает эксперт по транспортной политике из Баку Хазар Ахундов. – …ещё в 2009-2015 гг. между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном была проложена 650-километровая линия Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган, соединяющаяся с сетью железных дорог РФ через Казахстан».

 

 

Соответственно, РФ, Казахстан, Иран и Туркменистан в середине июля с. г. подписали в Актау «дорожную карту» на 2024-2025 годы по синхронному развитию потенциала восточного маршрута МТК опять же в направлении к Чабахару. Реализация документа позволит к 2027 году увеличить ежегодную пропускную способность этого сектора коридора до 15 млн. тонн в год. К 2030 году она возрастёт до 20 млн. тонн. Совместная модернизация дороги по восточному берегу Каспия предполагает создание от неё ряда ответвлений, параллельно планируются повышение мощностей Чабахарского порта, организация регулярного паромного маршрута Чабахар – порт Мумбаи или Нава-Шева (Индия). По имеющейся информации, в этих мероприятиях будет использоваться в том числе исламский банкинг, заметно отличающийся от «классического» по ряду параметров. 

 

 

Будут ли реализованы имеющиеся планы – покажет будущее. По словам Президента России Владимира Путина МТК «Север – Юг» «должен стать примером самой широкой международной кооперации». Вместе с тем более широкое втягивание государств Центральной Азии и Кавказа в непростую ближневосточную «повестку» (в качестве одного из примеров можно упомянуть тесные связи между Азербайджаном и Израилем) предполагают наличие у данного проекта влиятельных противников и не обещают ему лёгкой жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Нефёдов
Азиатско-Тихоокеанский регион: контуры блокового противостояния всё чётче
В Индии скептически относятся к мантрам нового японского правительства об «азиатском НАТО»
17.10.2024
Сербия между Россией и Евросоюзом: зигзаги вынужденного прагматизма
Зона свободной торговли с ЕАЭС отвечает стратегическим интересам балканской страны
04.10.2024
Балканские лабиринты: болгарские хитрости, сербский прагматизм и македонские вольности
Политика Брюсселя раздувает стародавние распри, препятствуя реализации выгодных государствам региона проектов с участием России
30.09.2024
Фантом «Великой Албании» как фактор дестабилизации на Балканах
В условиях западного доминирования на Балканах Сербия, Греция, Македония и Черногория никогда не смогут чувствовать себя в безопасности
09.09.2024
Россия готовит стратегический ответ на планы её «обхода» в мирохозяйственных взаимосвязях
Железная дорога Адлер – Черкесск – Кисловодск включена в Генеральный план Сочи
27.08.2024
Все статьи Дмитрий Нефёдов
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Константин В.
03.11.2024 20:49
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 20:30
Край завесы будущей жизни приподнят
Новый комментарий от prot
03.11.2024 19:48
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
03.11.2024 19:31
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Новый комментарий от Человек
03.11.2024 17:51
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
03.11.2024 15:36