Разговор о печальных происшествиях в нашей жизни хотел бы начать с анекдота. Точнее, с притчи.
«В купе поезда едет батюшка и студент. Студент демонстрирует «продвинутость» и задирает спутника:
- Знаете, батюшка, а Бога-то я и не верю.
Батюшка посмотрел на юное дарование и отвечает:
- В того «бога», в которого Вы не веруете, и я не верую».
Суть притчи понятна.
В массовом сознании существует некие представления о сути вероисповедания, и эти представления имеют немного общего с тем, что в действительности представляет собою Христианская Православная вера – как путь обретения верного духовного настроя.
Однако православные верующие, исполняющие некую социально значимую миссию, – каждый в силу конкретных причин – стараются избегать обличений суетных верований, которые исповедуют те личности, которых хотелось бы иметь в своём строю. Как «тоже православных».
Это понятно. Этим принципом руководствовался не очень почитаемый нашими единоверцами подвижник Римо-католической Церкви. Которого мы на словах браним, но принципом которого пользуемся в общественно-политической жизни.
«Ничего, пусть веруют хотя бы то так».
Ибо… Внимание, привожу цитату целиком (обычно её обрезают).
«Ибо если цель – спасение души, то цель оправдывает средства».
Поэтому совершенно логично, что в результате профанации и вульгаризации – допускаемых, ясное дело, во имя всего хорошего и перспективного – вера подменяется дружеским шаржем. Причём шаржем такого вида, что превратить его в карикатуру обычно уже труда не составляет. Тем паче, что есть кому выглумливать.
Под «дружеским шаржем» подразумеваю тот образ Православия, который вполне вписывается в концепцию историко-культурной «скрепы». «Милота» всяческая: поездки по монастырям, песочки с могилок, мироточивые иконочки, молодецкие купания в прорубях и прочее.
Не хотелось бы выглядеть лютеранствующим циником, чуждым родной культуре, но повторю слова одного мудрого Христианина, который сказал как-то, что в Чаше со Свв.Дарами – «и Афон, и Иерусалим».
А мы и сами ищем не того, и не обращаем внимания, когда другие коснеют в суеверии.
Ещё раз подчёркиваю для тех читателей, которых, возможно, искусил резкими выражениями: есть в жизни и подлинные благодатные старцы, и вещи чудесные происходят… Только суть Православного Христианства, наши принципиальные отличия как от инославных, так и от иноверных не в том, чтобы особенным эксклюзивным манером почитать именно местночтимых святых чудотворцев, а не неких иноплеменных.
Потому что если свести всё к чудесам, то однажды может оказаться, что «бывают чудеса и чудеснее», «бывают песочки целительнее».
И от околоцерковного полуязычества тогда такой легковерный человек с лёгкостью переметнётся в язычество антицерковное, ибо всякое движение имеет своё логическое продолжение.
Итак, поиски чудес/исцелений и особенных состояний вместо ответов на вопрос о том, «что такое духовная жизнь и как на неё настроится», рано или поздно приводит человека в состояние прельщения.
Ясное дело, с этим понятием следует быть поосторожнее. Все мы в курсе того, что нередко обвинение оппонента «в прелести духовной» происходит именно тогда, когда у одной из спорящих сторон не хватает разумных аргументов: «Брат, ты в прелести». Разговор окончен.
А потому у нас распространена и другая крайность: «Все мы в прелести, а потому осуждать сестру/брата не станем!»
И это приводит к полному игнорированию духовного состояния человека.
Одним из проявлений состояния прельщения является элементарная неадекватность поведения.
Которая, впрочем, интерпретируется благожелательно настроенным окружением в качестве ревности и даже «юродству ради Христа».
И тут возникает вопрос: «а что, если это всё вовсе не глупость, а сознательно разыгранный спектакль, целью которого является изощрённый глум?»
Потому что бросается в глаза то, что с людьми, которые назначены внедрять «скрепы» и «традиционные ценности», у нас очень сильно не так. И это неспроста.
Вспоминается события двадцатилетней давности: какая-то сфабрикованная политтехнологами «православная партия», представитель которой на теледебатах отвечал на любой из вопросов оппонента просто цитатой из писания. Несложно догадаться: как со стороны выглядело «воплощение политики, основанной на православном христианском мировоззрении».
Вспоминаются события десятилетней давности: когда героиня нашего разговора демонстрировала на шествии «Бессмертного полка» икону св.Императора. Тем самым выставляя на посмешище не только себя, не только православных царистов и легитимистов-монархистов, но и всю Церковь, прославившую Государя в лике святых.
События последних дней комментировать не будем, чтоб самим, не дай Бог не впасть в искушения, и не стать героями светских помоек.
Подведу итог сказанному.
Если всё-таки отказаться от конспирологического контекста, согласно которому нас сознательно выглумливают, то основная причина того, что мы попали в нелепую ситуацию, заключается в том, что наши комплексы неполноценности (желание видеть в качестве «своих» ту или иную VIP-персону) «заплющили нам очи» на проявление явных признаков той прелести духовной, в которой пребывает VIP-сестра.
Будем же духовно трезвыми.
P.S.
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером.
Но не всё потеряно. У Поклонской есть ещё время для покаяния и решающей борьбы с силой тьмы, прокравшейся в сердце.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной Линии»
53.
52. Ответ на 51, Кирилл Д.:
51.
Мне она больше напоминает, всё-таки, не Энакена, ставшего Дартом, а Люка Скайуокера, как бы узнавшего, что его отец - Дарт Вейдер. Именно так - не узнавшего, что Дарт Вейдер - его отец (как в оригинале), а узнавшего, что его отец - Дарт Вейдер. Что-то вроде того.
50.
49. Чего- чего?
И там – и там – неупорядоченность представлений «в связности» - только, скажем так – разностепенная…
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/09/12/enaken_skaiuolker_stanovitsya_dartom_veidero
48. Ответ на 47, Павел Тихомиров:
И там – и там – неупорядоченность представлений «в связности» - только, скажем так – разностепенная…
И именно, прежде всего. поэтому, прозвучавшее утверждение, что «если бы всё то, что высказал я, принадлежало перу одного из ваших единоверцев в коммунизм, то содержание комментариев было бы радикально иным» - неверно, а уж по части «ваших (?) единоверцев (?) в коммунизм» - т.ск. и вовсе запредел «выводов»… А «издержки» - если и возникают - связаны могут быть с одним – поиском-подбором способа малость – скажем мягко – скорректировать мышление и это непросто… А если еще и выраженная «упертость», то и вовсе - «суши весла»?
В отдельных ситуациях - изменений «органики» по известной тяжелой духовной причине – даже, образно говоря, «кувалда» помогает в редких случаях, но… тем не менее – способна «переключить» грешника?
47. Ответ на 46, Александр Волков:
Дело не в убеждениях Поклонской, а в отношении к тому, кто обратил внимание на эти убеждения, точнее, на духовные и психологические причины появления подобного рода убеждений у конкретной вип-сестры.
46.
«Почитал книгу Поклонской в пределах ознакомительного фрагмента. Это обыкновенный «учебник жизни»…. …Текст ее претенциозен и скучен.»
///////////////////
Насколько все же замечательны фрагменты текста самого, что ни на есть начала книги… По сути, едва ли не - как говорится – «во первых строках» Поклонской Н. В. «сформулирован» запрос (!) на насущностное и вполне конкретное направление в духовном просвещении, тотально, увы, «хромающее» иль сказать хлестче – там, «где конь еще» практически «не валялся»?
Так, что если подходить объективно и, главное – по делу, то не впору ли ( как там, у Павла Тихомирова – вип сестре?) хотя бы благодарность объявить, а не – "как бы" это помягШе – «мочиловым» заниматься?
45.
44. ПО СУЩЕСТВУ