Тесный военный союз между Вашингтоном и Токио существует с 1951 года. Однако в послевоенный период, когда американцы еще не забыли коварство нации Ямато, страна-сюзерен сдерживала амбиции своего дальневосточного вассала, не позволяла ему форсировать воссоздание былой военной мощи, возлагая на японцев главным образом решение логистических задач. Тогда союз был необходим Вашингтону в первую очередь для использования Японских островов как «непотопляемого авианосца», размещения здесь ударных сил передового базирования, которые должны были создавать угрозу социалистическим Советскому Союзу и Китайской Народной Республике. А также контролировать другие страны Восточной Азии.
Однако по мере возрастания экономической и военной мощи Китая и появления у Корейской Народно-Демократической Республики ракетно-ядерного щита Вашингтону стало не хватать собственных сил для доминирования в военном отношении в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а затем и в Индийском океане. Тогда США потребовали от Японии и Южной Кореи включить свои армии и флот в объединенную группировку для вооруженной конфронтации с не желающими признавать американский диктат суверенными государствами.
Если раньше Пентагон сбывал по завышенным ценам Токио и Сеулу отнюдь не новейшее вооружение, запрещая производить собственное, то теперь армии Японии и Республики Корея оснащаются современными образцами американского оружия. Более того, правительство США заключает с японскими компаниями контракты на производство высокотехнологического вооружения, которое недоступно американскому ВПК, в первую очередь гиперзвуковых ракет.
Японскому народу объясняли, что «договор безопасности» нужен на случай, если Страна восходящего солнца подвергнется прямому вооруженному нападению из-за рубежа. Но так как никто не собирался и не собирается «нападать и захватывать» Японию, соглашение существовало лишь как формальная гарантия мирной жизни японцев. Поэтому они терпели и продолжают терпеть присутствие на своих островах около сотни американских военных баз и объектов и соглашаются на деньги японских налогоплательщиков содержать эти базы и обеспечивать быт 55-тысячного контингента GI c семьями.
В период, когда совместные военные действия американской армии и японских «сил самообороны» рассматривались как гипотетическая возможность, командование объединённой группировкой должно было осуществляться с территории США, а именно из «Индо-Тихоокеанского командования ВС США» на Гавайях. Теперь же в Вашингтоне и Токио, всерьез готовясь к возникновению «в любой момент» чрезвычайной военной ситуации – «юдзи» по-японски, сочли необходимым учредить приближенный к району предстоящих военных действий объединенный штаб в Токио, дабы приводить войска в боевую готовность и отдавать приказы об их выдвижении незамедлительно. Ибо командовать с расположенных в более чем 5,6 тыс. километров от Японии Гавайских островов затруднительно из-за возможных проблем со связью, а также в связи с разницей во времени между Токио и Гонолулу, составляющей 19 часов.
Как отмечает японская газета «Нихон кэйдзай симбун», создание таких командных структур в составе как ВС США, так и «сил самообороны» Японии «призвано улучшить планирование проводимых совместных учения в мирное время и совместных операций в случае конфликтов». При этом утверждается, что у американских и японских военных будут «отдельные командные цепочки». Такие утверждения необходимы для того, чтобы не производить впечатления полного переподчинения японских вооруженных сил Пентагону. В действительности же происходит именно такое подчинение, хотя японский премьер-министр Кисида в своих заявлениях и пытается убедить граждан своей страны в обратном.
«Соединённые Штаты модернизируют вооруженные силы США в Японии до объединенного штаба сил с расширенными миссиями и оперативными обязанностями. Это будет самым значительным изменением в вооруженных силах США в Японии с момента их создания и одним из сильнейших улучшений в наших военных связях с Японией за 70 лет», – прокомментировал нововведение министр обороны США Ллойд Остин.
По информации Рейтер, новое командование США в Японии будет возглавлять американский трехзвездочный генерал, но Остин сказал, что не исключено и назначение четырехзвездочного (полный генерал, высшее звание в армии США) командующего в Японии, как это было в соседней Южной Корее. Тем самым подчеркивается важность объединенного командования.
В Вашингтоне и Токио не скрывают, что новый этап подготовки к прямым военным действиям осуществляется в обстановке нагнетания противостояния японо-американского союза со своими противниками, на роль которых определены Китай, Россия и КНДР. Ранее американская газета The Wall Street Journal, сообщая со ссылкой на американских и японских чиновников о таком решении Вашингтона, прямо назвала целью усиления присутствия США (в Японии) противостояние Китаю и РФ.
Ответственность за усиление напряжённости возлагается в первую очередь на Китайскую Народную Республику. Пекин «обвиняется» в «провокационном поведении в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, совместных военных учениях с Россией и быстром расширении арсенала ядерного оружия».
«Внешняя политика Пекина направлена на изменение международного порядка в своих интересах за счет других», – голословно обвиняют КНР в совместном заявлении американские и японские министры. При этом пересмотр структуры военного командования назван одной из нескольких мер, принятых для решения проблемы, которую США и Япония определили как «меняющуюся среду безопасности», отметив «различные угрозы со стороны сверхдержавы Китая».
Американские министры вновь заверили своих японских коллег в «расширенном сдерживании», термин, используемый для описания обязательства США использовать свои ядерные силы для сдерживания нападений на союзников. Провокационный характер подобных «заверений» очевиден, ибо никто из соседей Японии и не помышляет совершать ядерные удары по городам этой страны, как это сделали американцы с особой жестокостью и цинизмом в августе 1945 года. Тем не менее министр иностранных дел Японии Ёко Камикава, подыгрывая этой провокации, с самого начала переговоров заявила: «На фоне все более серьезных ядерных угроз вблизи Японии важно и дальше укреплять расширенное сдерживание. Я приветствую постоянно углубляющуюся дискуссию по этому вопросу».
Сообщают, что участники встречи выражали большую озабоченность по поводу углубления военного сотрудничества КНР и КНДР с Россией, о чем сообщил агентству «Киодо цусин» чиновник японского министерства обороны. Для выработки совместных мер «противодействия» своим противникам, в первую очередь КНДР, в Токио для встречи с японским и американским министрами обороны специально прилетел их южнокорейский коллега Син Вон Сик. «Киодо цусин» приводит его слова о том, что «перед лицом угрозы развития ядерной и ракетной (программы) Северной Кореи необходимо укреплять сотрудничество Японии, США и Республики Корея». Напомним, что эти три государства усилиями президента Байдена уже вошли в тройственный военный блок, призванный своими вооруженными силами активно противостоять КНР, России и КНДР.
В Москве примут во внимание создание США и Японией регионального командования, по сути, театра военных действий. Заявлено, что необходимый анализ будет проведен Вооружёнными силами РФ. А вот в Китае, по мнению японских СМИ, пока уклоняются от комментария по поводу создания совместного японо-американского командования. Зато известна оценка китайским руководством состояния отношений между Пекином и Токио. На встрече на днях в Лаосе министр иностранных дел КНР Ван И выговаривал госсекретарю США Блинкену: «Риски в китайско-американских отношениях все еще накапливаются, а вызовы растут. Мы все еще находимся на критическом этапе прекращения ухудшения и стабилизации отношений».
И ещё. По завершении встречи «два плюс два» госсекретарь Блинкен на пресс-конференции особо благодарил японское правительство за то, с каким рвением оно помогает киевскому режиму воевать с Россией. «Мы очень ценим сильную и постоянную поддержку не только в отношении Украины, но и в отношении всего того, что мы делаем вместе как союзники и партнеры», – воспел госсекретарь дифирамбы японским русофобам и реваншистам, в своей ненависти к нашей стране подчас перехлестывающим своих натовских коллег.