Прежде чем поставить вопрос о том, что в наших православных богослужебных текстах имеют место быть определенные неясности, а порой и прямо ошибки, которые необходимо исправлять, хотелось бы упомянуть о большой работе преподобного Дионисия Радонежского и его сотрудников — попа Ивана Наседки, канонархиста старца Арсения Глухого и книгохранителя старца Антония Крылова, в первой половине 17-го века.. Преподобный Дионисий – вообще очень замечательная личность, и я не могу не удивляться тому, что о нем мало пишут и говорят. Преп. Дионисий имел замечательные патриотические заслуги. Подобно св. Гермогену Московскому, он рассылал грамоты, призывая русских людей объединяться для отпора полякам в Смутное время. И если первое ополчение, под руководством Ляпунова (неудавшееся), связано с именем Гермогена, то второе, во главе с Мининым и Пожарским, связано уже с именем преп. Дионисия. Преп. Дионисий много поспособствовал тому, чтобы второе ополчение объединилось с первым (где руководителем был, после смерти Ляпунова, князь Трубецкой). Кроме того, этот святой бы еще и замечательным подвижником милосердия. Он организовал в Троице-Сергиевой лавре помощь страждущим.
Преп. Дионисий со своими помощниками также занимался исправлением Требника. Для этого дела он со своими помощниками был и призван царской грамотой. За эту свою филологическую деятельность святой был подвергнут жесточайшему гонению со стороны «ревнителей старины» (правильнее сказать — псевдоревнителей). Об этом читаем у известного историка Сергея Соловьева:
«Дионисий с товарищами принялся за дело: Потребник был исправлен, между прочим вычеркнута и ненужная прибавка: и огнем, в молитве водоосвящения: "Прииди, господи, и освяти воду сию духом твоим святым и огнем". И вот Филарет, Логин и ризничий дьякон Маркелл отправили донос в Москву, что Дионисий с товарищами еретичествуют, "духа святого не исповедуют, яко огнь есть". Логин считал себя знатоком дела, потому что в царствование Шуйского он печатал уставы и наполнил их ошибками. В это время патриарха не было в Москве: ростовский митрополит Филарет Никитич, долженствовавший занять это место, находился в польском плену, и первое место между русскими архиереями занимал крутицкий митрополит Иона, человек неспособный понять и оценить дело исправления Потребника. Дионисий с товарищами был потребован к объяснению; четыре дня приводили его на патриарший двор к допросу с бесчестием и позором; потом допрашивали его в Вознесенском монастыре, в келиях матери царя Михаила, инокини Марфы Ивановны: решили, что исправители еретичествуют»[1].
Святой был подвернут не только аресту, но и истязанию. У того же Соловьева читаем:
«Приведут его, иногда до обедни, иногда после обедни, и поставят скованного в подсеньи на дворе митрополичьем, стоит он тут с утра до вечера и не дадут ему воды чашки, а время было июнь, июль месяцы, дни жаркие; митрополит Иона после обедни сядет с собором за стол, а Дионисий с учениками своими празднует под окнами его келий в кулаках да в пинках, а иногда достанется и батогом. Словом, ересь напугала старицу Марфу Ивановну, мать царя Михаила Федоровича: вооружили ее против мнимых еретиков, а в народе распустили слух, что явились такие еретики, которые огонь хотят в мире вывести -- и вот страх и злоба напали на простых людей, особенно на ремесленников, которым без огня ничего нельзя сделать; они начали выходить с дрекольем и каменьями на Дионисия».
В конце концов все разрешилось. В Москву приехал иерусалимский патриарх Феофан, который увидел искажения в книгах и узнал о гонениях на справщиков, и когда из польского плена вернулся митрополит (а вскоре патриарх) Филарет, то патриарх Феофан убедил его рассмотреть дело преп. Дионисия. Правота святого была доказана, а его враги посрамлены.
И вот, по прошествии времени, многие видят, что дело преподобного Дионисия на самом деле вовсе не завершено. В богослужебных книгах до сих пор имеют место быть некоторые несоответствия.
Например, мне очень не понравилась одна из стихир преп. Дионисию Радонежскому. Я имею в виду 4-ю стихиру на Господи воззвах на великой вечерне:
Житомѣ́ритель изря́денъ во вре́мя ну́жды, я́коже дре́вле Іо́сифъ, и непоколеби́мый сто́лпъ терпѣ́нія въ разли́чныхъ напа́стѣхъ, я́коже Іовъ, бы́лъ еси́, Діони́сіе, всѣ́мъ дре́внимъ страда́льцемъ за и́стину подо́бникъ, съ ни́миже и прія́лъ еси́ на небесѣ́хъ мзду́ трудо́въ твои́хъ; тѣ́мже ны́нѣ по до́лгу тя́ любо́вію ублажа́емъ.
В чем моя претензия? Возможно, меня сочтут буквоедом, но мне очень не понравилось сравнение преподобного с ветхозаветным праведником Иосифом. Если кто-то подзабыл историю с Иосифом в книге Бытия, то я напомню. Как известно, Иосиф правильно истолковал сон, который приснился фараону. Он предсказал голод в Египте, и предложил свой план фараону, поставившему его начальником, осуществившим сей план. В Священном Писании читаем:
«И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону». (Быт. 47 : 13 -25)
Что мы видим из этой истории? – Как ни оскорбительно это может прозвучать, но в обеспечении египтян хлеба праведный Иосиф проявил себя как очень эффективный коммерсант. В результате успешной коммерческой операции он сильно укрепил финансы и власть фараона, скупив для него землю, принадлежащую частникам, и превратив этих частников в рабов (путь и на достаточно мягких условиях). Конечно, ставить это в упрек ветхозаветному (даже до Моисеева времени) святому не следует. Иосиф действовал вполне адекватно своему времени и своему положению. И, кроме того, он действительно спас от голода множество людей, пусть и ценой их разорения и порабощения. Но это вовсе не было подвигом милосердия. И сравнивать с его деятельностью подвиг преп. Дионисия крайне некорректно.
Что делал Дионисий? Об этом говорится в его житии:
«Народ страдал от зверства польских и казацких шаек. Толпы русских людей обоего пола, нагие, босые, измученные, бежали к Троицкой обители, как к единственной, выдержавшей напор врагов, надежной защите…Вся обитель Святой Троицы преисполнилась умиравшими от наготы, глада и ран; не только по монастырю лежали они, но и в слободах, и в деревнях, и по дорогам, так что невозможно было всех исповедать и приобщить Святых Таин. Видя сие, архимандрит Дионисий решился употребить на доброе дело всю монастырскую казну... Дионисий так начал молить всех: «Покажите в этом милость свою, государи мои, келарь и казначей, и вся братия святая! Пожалуйте, меня послушайте: видели все, что Москва в осаде, а люди литовские во всю землю рассыпались, у нас же в монастыре людей хотя и много, но мало ратных и умеющих, и те погибают от цинги, от голода и от ран; мы, государи, обещали в иночестве умереть, умереть, а не жить. Если в таких бедах не будет у нас ратных людей, то что будет? Итак, что у нас есть хлеб ржаной и пшеница и квасы в погребе, все отдадим, братии, раненым людям, а сами будем есть хлеб овсяный, без кваса, с одной водой, и не умрем. Пусть каждый делает все, что может, для других, а дом Святой Троицы и великих чудотворцев не запустеет, если только станем молить Господа нашего, чтобы подал нам разум». Приятен был всем совет сей и тверд, слез его ради» [2].
Наверно, не надо пояснять, что облагодетельствованные Троице-Сергиевой лаврой несчастные не стали монастырскими холопами? Таким образом, налицо совершенно неудачная параллель подвига православного святого и эпизода из жизни библейского патриарха.
Есть еще примеры. Не так давно, просматривая текст службы апостолу Иакову 30 апреля (13 мая по новому стилю), также нашел стихиру, текст которой вызвал у меня недоумение. Это вторая стихира на стиховне вечерни:
Сло́ва самови́дче Іа́кове, Нача́льнику жи́зни и Отцу́ бу́дущихъ угожда́я дѣя́ніи, Исма́ила всескве́рнаго пе́рвенства, блаже́нне, лиши́лъ еси́, чре́во я́ко бо́га вмѣня́юща. Его́же и запя́лъ еси́, и на́га показа́лъ еси́ оте́ческаго покро́ва,* благослове́нія же и наслѣ́дія неприча́стна.
Не знаю, кто как, но лично я нахожу, что сия стихира имеет отношение вовсе не к апостолу Иакову, а к другому Иакову, ветхозаветному патриарху израильского народа. Нет, начало стихиры, похоже, именно к апостолу обращено. «Слова самовидче» – это, видимо, именно именование апостола. Ведь апостолы лично лицезрели воплотившегося Бога Слово. И кроме того, есть стихира на литии Успения «Подобаше самовидцам Слова и слугам...», в которой поется именно об апостолах.
Однако далее именно о патриархе Иакове поется. Само имя Иаков переводится как «запинатель». Правда, «запял» он не «скверного Исмаила», как поется в стихире, а своего проголодавшегося брата-близнеца Исава, купив у него первородство за чечевичную похлебку (хотя Иаковом, то бишь запинателем, он был назван потому, что вылез из чрева матери раньше Исава, хотя тот раньше показался). «Всескверный Исмаил» же был лишен «отеческого покрова» своим родным отцом Авраамом, дедом Иакова. Как, надеюсь, помнят читатели, по требованию жены Авраама, Сарры, его рабыня Агарь со своим сыном от Авраама же, Исмаилом, была изгнана.
Очень похоже, что автор стихиры все перепутал в своей голове. И вот эта мешанина перешла в богослужебные тексты. Возможно, и даже скорее всего, он пытался создать какой-то поэтический образ, сравнить апостола с ветхозаветным патриархом, но получилось то, что получилось. Либо же мы имеем дело с весьма серьезной ошибкой (даже ошибками) переводчика с греческого на церковно-славянский язык..
И это только то, что обнаружил лично я, обычный церковный чтец и певец, причем вовсе не ставя целью найти какие-то недостатки в богослужебных текстах. Другие также находят что-то, вызывающее у них недоумение:
Так, церковнослужителями (очевидно, певцами или чтецами) было замечено искажение в тексте службы преподобному Евфимию Новому (Мѣ́сяца Окто́врія въ 15-й де́нь). , а именно – тропаре первой песни канона святому:
Ра́дуйся, исто́чниче, кипя́щій струю́ спаси́тельную, отъ нея́же почерпа́емъ вси́ цѣле́бную благода́ть прегрѣше́ній, любо́вію приходя́щимъ тебѣ́, приснопа́мятне.
Скорее всего, здесь мы имеем место с неточным переводом. Возможно, смысл здесь заключается в том, что благодать исцеляет прегрешения. Но из-за неточности перевода мы имеем текст, имеющий противоположный, антихристианский, смысл.
На это обратили внимание внимательные церковные служители, и я надеюсь, в следующих изданиях Миней будут внесены правки.
Без сомнения, дело преподобного Дионисия Радонежского по исправлению богослужебных книг необходимо продолжать.
1. Соловьев Сергей Михайлович
Русские исповедники просвещения в XVII веке. http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0510-1.shtml
2. Полное житие преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-radonezhskij