«Смириться» с техническим образованием

«Взгляд и нечто» – за свой счёт

2 ОСт  Человек 
173
Время на чтение 5 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Общественность негодует: ЕГЭ усложнился, стобальников проверяют и понижают баллы, плата за обучение возросла, а тут ещё и директор одного из московских лицеев 13 июня на заседании Совета по науке и образованию ляпнул некстати с физико-математической прямолинейностью:

«… образование происходит не только в интересах ребенка и семьи, но и в интересах общества и государства. Если обществу и государству нужны физики и инженеры, то, соответственно, ребенок и семья должны с этим смириться и пойти туда».

Сразу видно: не гуманитарий. Гуманитарий бы сообразил: слово «смириться» имеет отрицательные коннотации, а потому надо сказать расплывчато и невнятно, с надлежащими околичностями: не «смириться», а «ощутить дух времени», «действовать в соответствии с современными трендами» - это был бы совсем другой коленкор. Это бы прокатило, а так - поднялась медийная буча, мамашки-блогерши и прогрессивные журналистки забили крылами, заохали, закудахтали, запричитали: а как же гуманитарии? Как же лишить наших детей возможности следовать их гуманитарному призванию? Разве не нужны нам юристы-экономисты, и прочие философы-психологи? «Получается, сделано все, чтобы сократить возможность ребёнку пройти на бюджет? И страна больше не нуждается в многочисленных экономистах и юристах? Типа: хотите учиться там, где хотите — платите», - выплёскивается этот плач на страницы «Московского комсомольца». Тут же поминают «орды», (по выражению прогрессивной журналистки из МК) советских инженеров, которые сидели в НИИ, а в постсоветскую эпоху пошли торговать на рынках. Отметим, что те, советские, инженеры, не только сидели в НИИ (эти как раз были в меньшинстве), а главным образом работали на многочисленных заводах и фабриках, в том числе и выпускавших военную продукцию, без которой, как выясняется, ох как солоно приходится. И то, что сейчас мы способны нарастить военное производство, объясняется как раз тем, что советская инженерная школа не до конца разогнала и пущена по ветру.

А тем, кто радеет за бесплатные места в гуманитарных вузах, мне хочется задать простой вопрос. Вот лично вы стали бы платить за то, что вам не нужно? В чём у вас нет потребности? Очевидно, не стали бы. А государство почему должно это делать? С какой стати? Чтобы развлечь праздную публику и продлить ей счастливое детство? Сейчас ставится задача индустриализации в самом широком смысле слова – значит, нужны кадры индустриализации. За это государство и должно и, похоже, намерено платить.

По моему личному искреннему мнению, было бы полезно просто закрыть 9/10 гуманитарных мест вообще, а остальные сделать строго платными. А на сэкономленные средства платить студентам естественно-технических специальностей стипендии. При этом я понимаю, что сделано это не будет, потому что мамашкин вой может перерасти в демонстрации, что уж точно не нужно в нынешней тревожной обстановке. Но всегда следует понимать, что было бы полезно сделать, держать это в сознании и, когда представится возможность, - осуществить.

Гуманитарное образование – это тоже важно и полезно, говорите? Совершенно с вами согласна. Но это должно быть истинное образование, и получать его должны люди, к нему способные и годные, и главное, готовые всерьёз учиться, а не просто посещать детсад для взрослых, каковым является большинство гуманитарных «точек».

Я бы сделала так. Хочешь стать философом или филологом? Сдай латинский и древнегреческий. Философу я бы и немецкий вменила: как он будет Канта с Гегелем читать? Языки я бы требовала исключительно в пассивной форме: читать и переводить. Проверка навыка самая примитивная: открываем «Записки о галльской войне» и просим перевести пару абзацев. Текст не сверхъестественно сложный – Цезарь это тебе не Цицерон с его цветистой запутанностью. Аналогично – ну, пусть не Гегеля, так хоть Ницше заставлять прочесть будущих философов. Если тебе в самом деле это надо – выучишься. А то может, сподручнее в токари податься? Вон их сколько требуется! Тем более, суха, знаешь ли, теория… а там зарплата приличная.

Подлинное гуманитарное знание – это очень сложная и трудная вещь. Всё, что касается человека, - это неизмеримо сложнее любой физики и техники. Современные гуманитарные науки по уровню познания своего объекта – человека и его деятельности - по сравнению с естественно-техническими находятся на уровне… ну если не Аристотеля, то уж до Ньютона точно не дотягивают.

А вот учиться по гуманитарной специальности и получить соответствующий диплом при нынешней организации дела – проще пареной репы. Именно потому, что гуманитарные науки – это что-то вроде натурфилософии, а то и просто «взгляд и нечто». Вы уж мне поверьте: закончила два престижных гуманитарных вуза, один даже с красным дипломом. (Иняз им.М.Тореза, ныне МГЛУ и Московскую Юридическую Академию, ныне Московский Юридический университет им.Кутафина). Всякий человек, обладающий общей начитанностью о том-о сём + подвешенным языком, закончит гуманитарный вуз, что называется, левой пяткой. В Инязе надо ещё поучить языки, но при чём тут образование: язык – это просто язык, да и только. Нормальная организационная форма для изучения языков – это курсы. Их и следует открыть вместо всех инязов: курсы разной длины, разной тематической направленности, нацеленные на разные нужды. Помню, в прежнее время были (может, и сейчас есть) превосходные мидовские и внешторговские курсы, длились они два года, притом без отрыва от производства, как тогда выражались. Собственно, Иняз и возник в 30-е годы от слияния двух курсов: при библиотеке иностранной литературы и при Наркомате внешней торговли.

Люди идут в гуманитарные вузы просто потому, что это легко. Любое техническое образование неизмеримо сложнее и труднее гуманитарного, а затрудняться неохота. Об этом не принято говорить вслух, но в реальности это так. Да, у каждого гуманитарное абитуриента есть свой самоблеф: ах, я хочу стать политологом (психологом, филологом)! Но в девяти случаев из десяти, он просто не хочет возиться с сопроматом и теормехом. Исключения есть, но общий случай – таков.

Поэтому я бы лично горячо приветствовала перевод гуманитарного образования на платную основу. Одновременно следует дать возможность всем изучать какие-то гуманитарные дисциплины на вузовском уровне. Нравится тебе история? Запишись на годичный курс, учись, сдавай экзамен, получи свидетельство. Учиться ведь можно по-разному: и при музеях, и на курсах. Помню, были в мою юность прекрасные курсы Интуриста, потом переименованные в институт, где готовили гидов.

А финансировать государство должно только то, что насущно необходимо. То есть техническое и естественное образование. С распределением в момент зачисления в вуз, чтоб люди знали, куда им предстоит идти работать. Плюс медицинское и педагогическое, направленное строго на подготовку учителей. А «взгляд и нечто» – за свой счёт.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС. Лаборатория роботизированной сварки с заготовительным участком на территории областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Рязанский колледж электроники".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Нам нужны специалисты в научно-технической области.
По поводу научной, математической, технической подготовки в средней школе пример из СССР. Было множество серьёзных детских изданий, где с детьми не заигрывали. Эти журналы давали отличную подготовку. Любой из них могли выписать родители, все они были в школьных бибилиотеках: "Юный техник", "Юный радиолюбитель", "Юный натуралист", "Умелые руки", "Техника молодёжи" и т. п. В каждую библиотеку поступали книжки с названиями Занимательная математика, физика, биология... Даже в "Мурзилку" для малышей включали умные загадки и задачи для развития сообразительности и логического мышления. Создавались художественные фильмы о жизни научных работников, литературные произведения. Наука была "в моде", это была заслуга государства. В школах были физические и химические кружки. Открывались и кружки программистов - тогда это было только начало новой отрасли. В любом районе существовали на средства государства Дома пионеров, потом Дома творчества, где открывались кружки моделирования, всё это было бесплатно. А сейчас?! Что сейчас пропагандирует "наше" государство. Грефа?
Человек / 18.06.2024, 17:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Воеводина
Мой собеседник Иван Ильин
Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 января 2025 г.
24.01.2025
Работать? Ни-ни! Часть II
Духовная составляющая безделья - это господствующая философия радикального индивидуализма
22.01.2025
Работать? Ни-ни!
Общество массового благосостояния породило массовую прослойку неработающей молодёжи
17.01.2025
«И всё сбылось и не сбылось…»
Новогодняя попытка прогноза
04.01.2025
Главная беда нашей индустриализации
Попытка прямого взгляда на вещи
10.06.2024
Все статьи Татьяна Воеводина
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:24
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24
«Искусственный интеллект опаснее, чем ядерная энергия»
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:51
Договор и деблокада или война
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:45