На прошлой неделе школьники города Ишима стали слушателями лекций-бесед на тему «Семья, брак и культура отношения полов», которые проводила психолог из Санкт-Петербурга Елена Викторовна Жердева. В качестве организаторов этого мероприятия выступили Администрация г. Ишима (Комииссия по делам несовершеннолетних г. Ишима, председатель Т.В.Березина) и Тюменский центр защиты материнства «Покров».
Е.В. Жердева давно сотрудничает с центром «Покров». Так, в 2020 году она успешно участвовала в лекционно-просветительском проекте «Семья и семейные ценности», читала лекции студентам колледжей г. Тюмени. На этот раз её слушателями стали ученики 6,7, 8 и 10 классов. Лекции-беседы проводились ежедневно в течение всей недели – с 27 по 31 мая, причём отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. Всего за этот период было прочитано 16 лекций.
Актуальность данного мероприятия очевидна. 2024 год объявлен в России Годом семьи. Эта инициатива Президента РФ создаёт дополнительные предпосылки для активизации деятельности, связанной с популяризацией традиционных семейных ценностей среди детей и молодёжи. На фоне пропаганды так называемых либеральных ценностей, которые являются одним из факторов усиливающих процессы, связанные с разрушением института брака и размыванием границ норм межполовых отношений, в условиях обострения демографических проблем в России, беседы со школьниками о роли семьи в жизни каждого человека, о взаимоотношениях до брака между юношей и девушкой, о социальной ответственности и целомудрии, недопустимости абортов приобретают сегодня особую значимость. И что важно, транслируется главная мысль, что приверженность и следование традиционным ценностям способствует сохранению здоровой психики, повышает шансы стать счастливым человеком и создать в дальнейшем полноценную счастливую семью.
Лекции-беседы Елена Викторовна проводит, ориентируясь на методическое пособие «Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей в области семьи, брака и культуры взаимоотношения полов», автором которого является координатор направления "Просвещение" АНО "Спаси жизнь", ведущий лектор ЦЗМ "Покров" К.А. Шестаков.
– Дети слушали внимательно, вели себя достаточно дисциплинированно, тема их трогает, интересует, – делится впечатлениями Елена Викторовна, – Когда я задавала им вопросы, они охотно и живо отвечали на них. После лекции все подбегали ко мне большой толпой, разбирали листовки, буклеты, журналы, которые мне передал «Покров». Меня особенно поразило то, что после того, как я объявляла в конце урока, что у меня есть муляжи эмбрионов, и кто первый ко мне подбежит, тот их и получит, они бросались ко мне буквально пулей всей толпой. Причем неважно кто – девочки, мальчики, старшеклассники или шестиклассники. Не знаю, как объяснить этот феномен. Константин Александрович меня предупредил, что модели эмбрионов надо давать избирательно, потому что иногда встречаются и циничные ребята. Но у этих детей были такие чистые лица, они явно брали эмбрионы, не имея дурных намерений. В общем, реакция школьников на лекции была положительная.
Наши школьники, наверное, отличаются от питерских?
– Конечно, в крупных городах дети более испорченные, во многих уже нет детской чистоты, открытости, доверчивости. Я давно заметила эту тенденцию. Когда приезжаешь в маленькие города или сёла, там ребята как-то лучше реагируют, они более чистые, непосредственные, ещё не успели попасть под влияние либеральной пропаганды. Может, они и не всё воспринимают так, как хотелось бы, но с ними можно работать.
– Кто-нибудь из учащихся возражал вам в процессе лекции?
– В одной из школ, после урока, подошла ко мне девушка и сказала: «Я не во всем согласна с вашей позицией». Но я вижу, что у неё ясные глаза, чистое лицо, только уже сбиты немножко жизненные ориентиры. С этой девушкой поработать бы совсем немного, недельку-другую, может, и месяц, и она уже будет по-другому смотреть на мир. Ещё одна девушка подходила после лекции, спрашивала, что делать, если беременность наступила в результате изнасилования. Это самый часто задаваемый вопрос. Вообще с детьми надо чаще говорить на эти темы, они ещё способны во многом пересмотреть свои взгляды. Вода камень точит. А когда мало воды, то сложно размягчить камень.
А мужская аудитория как вела себя?
– Подошёл ко мне после лекции парнишка лет 14-ти и говорит: "Я согласен с тем, что вы рассказываете. А можете ответить на вопрос, в чём смысл жизни?". Такой вопрос мне, пожалуй, ещё не задавали в подростковой аудитории, но я была очень рада ему, ведь это главный вопрос всей жизни каждого человека. И от того, какой он получит ответ на него, зависит, как сложится его жизнь в дальнейшем. Я сказала, что в психологии адекватного ответа на этот вопрос не найти. «Ты верующий человек?», – спросила я его в лоб, поскольку без ответа совсем нельзя было оставить этого мальчика, а мне надо было уже уходить, – «Да, я крещёный, но в церковь не хожу». «Ты понимаешь, что душа вечна?» – «Да». Он стал меня дальше закидывать вопросами. В общем, я предложила ему держать связь со мной, так как разговор пришлось прервать, потому что в аудитории уже собрались заведующие по воспитательной работе. У этого парнишки оказался пытливый ум, ему интересны вопросы духовного плана. И наверняка таких ребят немало, испытывающих духовный голод, но не получающих правильные ответы на свои вопросы. И от этого потом случаются личные трагедии, жизнь не складывается, семьи рушатся… Я и мои коллеги на своих лекциях пытаемся этот вакуум хоть немного восполнить и дать здоровые ориентиры в жизни, о которых они, возможно, впервые от нас и слышат. Дабы хоть кто-то не наделал трагических ошибок, которые совершаются многими уже в их возрасте и постарше.
– Вы оказывали какую-то методическую помощь учителям?
– После всех прочитанных лекций, была встреча с заведующими по воспитательной работе. Я рассказала, как мы работаем, на что обращаем внимание, какие лекции проводим, какие рассматриваем вопросы. Вкратце рассказала из каких блоков состоят наши лекции, о чём они. Обратила внимание на то, что надо чаще работать с детьми в этом направлении, и мы готовы делиться опытом, всеми материалами, которые у нас есть, методическими разработками, а также предложила быть в постоянном контакте со мной и «Покровом». Весь собранный мною материал за несколько лет работы по воспитанию детей, по традиционным семейным ценностям был у меня на флэшке, его скачали на компьютер.
– Нынешнее поколение родителей тоже нуждается в такой информации.
– Да, конечно. Я также сказала о большой необходимости работать с родителями, что это ещё одна аудитория, которую требуется просвещать в вопросах традиционных семейных ценностей, так как нынешнее поколение молодых мам и пап успели попасть под влияние деструктивной идеологии в вопросах семьи и брака. У нас больше 30-ти лет идет информационная война, направленная прежде всего против молодого поколения, поскольку это будущее нашей страны. И война идет на наше уничтожение. Население у нас вымирает на радость врагам. Пока в стране огромное количество абортов, брошенных детей, разводов, измен, несчастных семей и людей, сидящих на антидепрессантах, всё больше случаев суицидов, мы будем проигрывать эту войну. Мы в ней даже не держим оборону и никак не защищаемся, ведь большинство даже среди взрослых людей не знает, что эта война информационная, в ней есть очень много пострадавших, раненых, погибших. Причина всех этих бед кроется в духовно-нравственной катастрофе, в которой пребывает наш народ, в подмене отечественных традиционных ценностей на лживые, ведущие в погибель. Нужно срочно возвращаться на наши исконные рельсы традиционной культуры и непреходящих ценностей, иначе нашего народа скоро просто не будет.
В рамках лекционно-просветительской деятельности мы и даём такую информацию, которая предоставляет возможность вооружаться и держать удар в этой инфовойне – чтобы не стать очередной жертвой, чтобы сохранить себя, свою психику, душу, свою жизнь. Это даёт шанс стать полноценным и счастливым человеком.
– Здесь требуется большая системная работа.
– Кроме того, я обратила внимание на такое явление в нашей жизни, как пропаганда ЛГБТ среди молодёжи. Верховный суд признал ЛГБТ-движение экстремистским и запретил его деятельность на территории России. Тем не менее де-факто оно существует, пропаганда ведётся через западный кинематограф, рок-музыку, социальные сети, и дети тоже попадают под влияние этих страшных деструктивных сил. Поэтому надо вести разъяснительную работу и с родителями, и со старшеклассниками в этом направлении. Напомню, закон о запрете в России пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола был подписан Владимиром Путиным в декабре прошлого года. Ответственность ввели за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола» среди лиц любого возраста. Запретительная мера также ужесточила наказание за такого рода деяний среди тех, кому не исполнилось 18 лет. В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” в пункте 14 сказано, я зачитаю: «Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее - деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений».
Собственно, здесь всё сказано над чем всем нам надо работать…
– Елена Викторовна, большое спасибо вам за это содержательное интервью. Проведенные вами лекции получили высокую оценку педагогов общеобразовательных школ г. Ишима. Желаем вам дальнейших свершений в деле просвещения и воспитания подрастающего поколения на благо Отечества.
Подготовила Татьяна Николаева