«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»

Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств

0
71
Время на чтение 12 минут

Источник: Православие.ру

«Связь времен»так называется выставка церковного искусства в копиях студентов мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при РАХ и мастерских факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которая открылась в Российской академии художеств. Кураторы проекта: Евгений Николаевич Максимов, академик РАХ, народный художник Российской Федерации, профессор и Игорь Юрьевич Самолыго, член корреспондент РАХ, профессор кафедры монументального искусства ФЦХ ПСТГУ.

Чем выставка важна и интересна не только людям, связанным с искусством, но и всем верующим?

Когда учит древний памятник

Копирование памятников – важный этап в обучении любого художника, не говоря уже о художнике, которому предстоит работать для Церкви.

– Технику фрески, мозаики студенты деятельно изучают, исследуют через копирование лучших образцов, они усваивают приемы работы древнего мастера. Перед ними стоит задача – передать образ памятника, изучить технологию, понять, каким образом то или иное проведение задумано, скомпоновано. Конечно, это изучение через копирование происходит под руководством преподавателя. Студент может не до конца понять, как повторить конкретное художественное произведение, как учесть все важные художественные и технологические моменты, чтобы копия получилась убедительной.

Архангел (копия). Фрагмент. Храм Св. Георгия в Курбиново XII в. Македония. Фреска. Назарова Мария, руководитель Самолыго Н.В. 2004 г.Архангел (копия). Фрагмент. Храм Св. Георгия в Курбиново XII в. Македония. Фреска. Назарова Мария, руководитель Самолыго Н.В. 2004 г.

Процесс профессионального роста студента во время копирования очень важен, ведь его ведет не только педагог, но и сам памятник. Потому копирование – хорошая школа, оно закладывает мощный фундамент для дальнейшей самостоятельной творческой работы, – рассказывает Игорь Самолыго, заместитель заведующего кафедрой монументального искусства ПСТГУ, один из кураторов выставки.

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Копия иконы XVII века. Малькова Мария. Дипломная работа, руководитель зав. кафедрой иконописи ПСТГУ доцент Шеко Екатерина ДмитриевнаИкона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Копия иконы XVII века. Малькова Мария. Дипломная работа, руководитель зав. кафедрой иконописи ПСТГУ доцент Шеко Екатерина Дмитриевна

– Образование иконописца всегда основывалось на копировании древних произведений. Когда мы копируем произведения, мы изучаем их композицию, изучаем их богословский смысл, таким образом соприкасаемся с этим высоким искусством, общаемся со святыней. Копирование в музее подлинника – это настоящее живое общение. «Следуйте древней иконе. Икона вас всему научит», – говорила Екатерина Сергеевна Чуракова, знаменитый художник-реставратор, мой учитель, – рассказывает Мария Глебова, доцент кафедры иконописи ПСТГУ.

Путешествие во времени и пространстве

Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г.Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г.

Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века.

Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в..Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в..

Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам

Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету.

Крещение Господне. 136х110. Копия росписи алтарной преграды церкви Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря, ⅩⅤⅠⅠ век. Мотина А. Руководитель А.В. Ремнев. Монументальная мастерская МГАХИ им. Сурикова.Крещение Господне. 136х110. Копия росписи алтарной преграды церкви Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря, ⅩⅤⅠⅠ век. Мотина А. Руководитель А.В. Ремнев. Монументальная мастерская МГАХИ им. Сурикова.

Получается, выставка – не просто знакомство с работами студентов, но и с самими памятниками, которые они копировали и до которых не всегда просто добраться физически. А здесь они все рядом и дают достаточно широкое представление о церковном искусстве. Причем экспозиция строится так, чтобы показать его во всей красоте и разнообразии, показать, насколько оно живое и прекрасное.

– Выставка копий актуальна сейчас и потому, что сегодня нередко можно услышать разговоры о том, что церковное искусство, дабы вызывать интерес, должно быть новым, оригинальным (в смысле необычности), новаторским. Постоянно звучит вопрос, так ли важна традиция? Экспозиция дает очевидный ответ на него. Копия – это некая эстафета, передача знаний, опыта, мастерства от одного поколения другим поколениям, – говорит Игорь Самолыго.

Раздел выставки, в котором представлены копии икон, – это и путешествие по времени, по стилям. Есть здесь, среди множества экспонатов, копия византийской иконы Христа Пантократора XIV в., которая хранится в Эрмитаже, – яркий пример того, как идеи исихазма проявились в церковном искусстве; копия псковской иконы конца XV века Воскресение Христово; копия иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» XVII века…

Христос Пантократор. Копия византийской иконы 1363 г. Осмоловская Анастасия. Дипломная работа, руководитель – Глебова М. О.Христос Пантократор. Копия византийской иконы 1363 г. Осмоловская Анастасия. Дипломная работа, руководитель – Глебова М. О.

Причем мы можем увидеть не просто примеры копий, а копий-реконструкций, ведь что-то со временем было утрачено.

– Вот, например, икона Архангела Михаила, – рассказывает Мария Глебова, – в ней студенты под руководством педагога реконструировали руки, большой фрагмент одежды, ассисты. Это очень сложная работа, мы перебираем множество образцов, делаем множество эскизов. Здесь главное – не уничтожить реконструкцией ту художественную задачу, которую ставил древний иконописец, сохранить художественный образ. Весьма непростая задача – совпасть реконструкцией с замыслом этого автора, который писал эту икону, понять, как это было.

Деисус. Копия-реконструкция иконы XIV века. Псков. Камышанова Ольга, дипломная работа. Руководитель – Глебова М. О. Деисус. Копия-реконструкция иконы XIV века. Псков. Камышанова Ольга, дипломная работа. Руководитель – Глебова М. О.

Копирование произведений позволяет художнику осмыслить, пропустить через себя художественный и духовный опыт Церкви. А зрители на выставке зримо могут представить в копиях этот опыт в очень насыщенном виде.

– Часто по тому, как образ трактуется, можно понять, какие идеи были тогда в церковном сообществе, когда создавался памятник. Насколько искусство было духовным, что в момент написания стремились предать художники – красоту или сделать больший акцент на аскетике, – говорит Игорь Самолыго.

– Древние иконописцы находились совершенно в другой ситуации, чем мы. Их окружала особая среда – в богослужении, в архитектуре, в природе, – язык иконы был для них понятным и естественным. Мы не владеем языком иконы, не умеем так мыслить, художественно и богословски, чувство гармонии отсутствует у современного человека. Поэтому, копируя древние образцы, изучая их, мы хоть как-то достигаем меры культуры древних иконописцев, образовываемся. И только на базе этого можем создавать что-то новое. Живые образы могут получиться лишь тогда, когда они идут от изучения живой традиции, – утверждает Мария Глебова.

Икона «Георгий на коне». Копия-реконструкция Кипрской иконы ⅩⅠⅤ века. 108х136 Доска, левкас, яичная темпера. Серняева Надежда, руководитель Глебова М.О.Икона «Георгий на коне». Копия-реконструкция Кипрской иконы ⅩⅠⅤ века. 108х136 Доска, левкас, яичная темпера. Серняева Надежда, руководитель Глебова М.О.

Выставка актуальна и потому, что сегодня в дискуссиях по современному искусству можно услышать отрицательное отношение к копированию. Но тут важно разобраться, о каком копировании идет речь.

– Есть копирование как тираж, когда художник тиражирует какое-то произведение, чаще с коммерческой целью. И тут важно внешнее соответствие памятнику, а не внимательный взгляд на его художественные особенности, – говорит Игорь Самолыго. – А есть копия как искусство, когда цель копирования – понять памятник, то, как работал древний мастер, попытаться научиться. Еще важная цель – уловить духовную составляющую памятника, понять его красоту и показать другим людям, которые не всегда могут увидеть сам памятник.

Воскресение Христово. Копия иконы конца XV в. Псков. Гулис Ольга. Дипломная работа. Руководитель Глебова М.О.Воскресение Христово. Копия иконы конца XV в. Псков. Гулис Ольга. Дипломная работа. Руководитель Глебова М.О.

Понятно, что в экспозиции не увидишь примеров первого типа – здесь все, что относится к искусству, связано с бережным и любовным отношением к подлиннику…

Спаситель. Maiestas Domini. Копия фрески-апсиды храма Сан-Климен в Тауле. Испания. 1120–1123 гг. Гребенникова Е. Руководитель Васютина С.В. 2023 г. Монументальная кафедра ФЦХ ПСТГУСпаситель. Maiestas Domini. Копия фрески-апсиды храма Сан-Климен в Тауле. Испания. 1120–1123 гг. Гребенникова Е. Руководитель Васютина С.В. 2023 г. Монументальная кафедра ФЦХ ПСТГУ

Кстати, выставка показывает, насколько было бы замечательно, если бы появилось пространство, в котором можно было постоянно демонстрировать копии церковного искусства. Экспонатов для этого пространства – предостаточно, причем самого высокого качества. С этим согласен Игорь Самолыго:

– Если бы у нас было место, мы создали бы экспозицию, которая говорила бы и о высоком искусстве древности, и о технологии. Такой музей мог бы стать площадкой для регулярных бесед о высоком церковном искусстве, о тенденциях в его развитии.

Выставка будет работать до 21 апреля 2024 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» по адресу: Москва, Пречистенка, 19.

В рамках выставки пройдут мастер-классы.

***

Мастер-классы выставки «Связь времен»

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 19).

  • 10 марта, 15:00. «Техника энкаустической иконы» (Самолыго И.Ю., член-корр. РАХ, проф. ПСТГУ). Опыт реконструкции на основе возрождения технологии приготовления пунического воска. Презентация, показ написанных образцов и работы над иконой.
  • 12 марта, 15:00. «Анализ и построение складок в одеждах Византии и Руси» (Конюшевский А.В., художник-иконописец).
  • 13 марта, 12:00. «Применение восковой темперы в практике современного художника-живописца» (Лебедева Е.И., доцент МГХАИ им. Сурикова). Станковая живопись и работа с натуры.
  • 13 марта, 15:00. «Изучение техники росписей XVII века» (Ремнев А.В., член-корр. РАХ, доц. МГХАИ им. Сурикова). Технология, цветовое решение, художественная ценность и влияние на развитие художественного мышления студентов академического вуза.
  • 16 марта, с 12:00. «Опыт преподавания в Высшей школе. Копия как один из главных методов обучения иконописи» (Глебова М.О., доц. кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ, художник-иконописец). Создание копии-реконструкции: основные этапы, задачи, проблемы и ошибки в работе над копией. Изучение техники личного, пробелов, подбор материала различных образов для создания копии-реконструкции. Описание системы копирования, которую разработала мон. Иулиания (Соколова) и ее ученики: Екатерина Сергеевна Чуракова и Ирина Васильевна Ватагина (основатели иконописного отделения ПСТГУ).
  • 16 марта, с 12:00. «Техника русской иконы к. XV – нач. XVI вв., колористические особенности школы Дионисия и его круга» (Глебова М.О., выпускники Колесникова М., Рябинкина Ю.А.).
  • 16 марта, с 12:00. «Миниатюрная иконопись конца XV века. Использование её техники для создания новой иконографии» (Бокань А.В.).
  • 16 марта, с 12:00. «Написание греческого личного» (Глебова М.О.). Беседа об особенностях написания икон византийского письма на примере выставленных дипломных икон.
  • 16 марта, с 12:00. «Специфика реконструкции и копирования икон греческого письма Высокого Палеолога и поствизантийской живописи» (Мелихова А.В., Бокань А.В., Шалата Т.В., Чертков И., Осмоловская А.В , Гершанкова М.С.). Показ проб и калек, сделанных в процессе написания дипломных копий.
  • 16 марта, с 12:00. «Уникальность Псковской школы иконописи на примере копий-реконструкций ‟Воскресения Христоваˮ и ‟Рождества Христоваˮ» (Гулис О.С., Башкатова Ю.Д.).
  • 16 марта, с 16:00. «Цветовая композиция и колористика для детей и подростков при подготовке к обучению иконописи» (Гатаулина М.Р., член-корр. РАХ, Глебова А.О., детский психолог-педагог и художник).
  • 16 марта, с 12:00. «Цвет в иконописи и в искусстве XX века» (Гуталина М.Р.).
  • 16 марта, с 12:00. «Анализ композиции и геометрические построения в древних иконах» (иерей Александр Круглик, МГХИ им. Сурикова, препод. ПСТГУ).
  • 27 марта, 15:00. «Сграффито» (Смирнова Ю.А., акад. РАХ, декан факультета живописи). Традиции, наработки, методы преподавания классической техники монументальной живописи «Сграффито» студентам и детям старшего школьного возраста, основанные на многолетнем опыте монументальной мастерской института им. Сурикова.
  • 31 марта, 14:00. «Изучение и воссоздание техники написания фаюмских портретов на основе восковой темперы и эмульсии ‟Мануфактуры Самолыгоˮ» (Самолыго Н.В.). Презентация, показ написанных копий и работы над портретом.
  • 3 апреля 16:00. «Копия как искусство. Об опыте преподавания копирования в высшей школе» (Максимов Е.Н., вице-президент РАХ, проф. МГХАИ им. Сурикова). Творческая встреча.
  • 9 апреля 13:00. «Искусство каллиграфии как основа для изучения стилей древнерусского декоративного шрифта» (Маракуев Г.А., каллиграф, иконописец).
  • 14 апреля 13:00. «Особенности написания икон Кипрской школы иконописи» (Глебова М.О.).
  • 14 апреля 13:00. «Особенности исполнения и создания орнаментального рельефа на левкасе» (Попов Н.А., студент). Техника и технология на примере иконы вмч. Георгия.
  • 14 апреля 13:00. «Золочение и чеканка по золоту» (Сапожникова В.В., Йованович М.Н., Осиевская Е.И.). Работа по изготовлению творенного золота и технология использования, золото-пробельная техника.
  • 14 апреля 13:00. «Ассист: техники исполнения, проблемы и задачи в воссоздании утраченного рисунка в копиях-реконструкции» (Стильве О.В.).
  • 14 апреля 13:00. «Изготовление предметов церковного искусства в художественных техниках чеканки и басмы» (Ракитин К.С., магистр реставрации художественного металла отделения РХМ Академии искусств им. С. Г. Строганова). Стилизация природных форм в художественной металлической пластике чеканки и басме.
  • Дата и время уточняется. «Копирование как путь к созданию нового в церковном искусстве» (КРУГЛЫЙ СТОЛ). Прот. Александр Салтыков, архим. Лука (Головков), прот. Николай Чернышов, иерей Максим Крижевский, иерей Александр Круглик, Максимов Е. Н., Гавриляченко С. А., Шеко Е. Д., Самолыго И. Ю., Глебова М.О., Гатчева Л. Г., Васютина С. В., Ремнев А.В., Гадалова Л. А., Алдошина Н.Е. Приглашаются художники, художники-иконописцы, художники-монументалисты, искусствоведы, выпускники и учащиеся МГАХИ им. Сурикова, ФЦХ ПСТГУ и ФЦХ МДА.

6 марта 2024 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
25.10.2023
«Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт»
Беседа с иконописцем Глебом Мамоновым
15.09.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.04.2024 14:11
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 14:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:33
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30