Мировоззренческий сдвиг России жизненно необходим

Рецензия руководителя проекта «Попечение» на вторую монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко)

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Секты  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
132
Время на чтение 21 минут

Источник: Попечение

Безусловно, стык духовных сфер, смысловых, экзистенциальных взлетов и падений на пике психической активности человека крайне значим и на его важность обращали и обращают внимание многие и многие психиатры, психотерапевты, психологи, педагоги самых разных научных школ, как отечественных, так и зарубежных.

Государственная наркологическая служба продолжает неумолимо сокращаться: нещадно урезаются штаты, бюджеты при одновременном лавинообразном росте потребления синтетических наркотиков молодежью и снижении возраста приобщения к алкоголю и наркотикам, любым психоактивным веществам, а ставка на реабилитационные услуги в регионах при этом делается не на сугубо светские, а на порой просто до безобразия похожие на секты организации, нередко таковыми и являющиеся, однако для сокрытия своей мошеннической деятельности прикрытые «как бы» светскими благотворительными реабилитационными структурами, фондами, некоммерческими и прочими объединениями, великолепно овладевшими навыками манипуляции.

На этом неприглядном фоне особого внимания и усиления взаимодействия с государственными профильными службами заслуживают душепопечительские сообщества, общины, взявшие за основу своей социально полезной деятельности традиционный для России христианский, конкретно – православный взгляд на проблематику истоков формирования механизмом зависимого поведения, совершивших тот самый мировоззренческий сдвиг, ставший наименованием этого очень нужного каждому здоровому во всех смыслах душепопечителю и профессионалу своего дела в наше все более смутное время по сути своей научно-методического прикладного пособия.

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, многие годы заведовавший отделением терапии больных наркоманиями и алкоголизмом в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского в Москве, Андрей Леонидович Игонин совместно с директором данного учреждения, академиком Российской академии медицинских наук Татьяной Борисовной Дмитриевой, сыгравшей одну из ведущих ролей в выборе моего научного пути на стыке таких непростых и на первый взгляд с трудом совмещаемых дисциплин как психиатрия, психология и духовно-ориентированное направление в науке, выпустил в 2006 году информационно-аналитический научный обзор «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями» Резюмируя свое исследование, авторы утверждают, с чем невозможно поспорить, исходя из всей имеющейся в арсенале современной науки и изложенной выше в статье информации: «Роль медицинских методов в борьбе со злоупотреблением психоактивных веществ не следует ни преувеличивать, ни приуменьшать. Как уже неоднократно отмечалось, наркомания является, в первую очередь, духовной, а не физической болезнью… Результаты лечения наркологических больных с точки зрения отказа от психоактивных веществ зависят в большей степени не от состояния их организма в целом, и головного мозга, в частности, а от наличия или отсутствия установки на воздержание от веществ, а также глубины и стойкости этой установки». Именно поднятие и трансформация, раскладка в правильном, веками определенном виде духовного пласта личности определяет в будущем благополучный или неблагополучный исход течения выздоровления, наркологической ремиссии страждущих. Именно это и подтверждают в той же работе авторитетные эксперты, Специалисты-практики с большой буквы: «Сообщества пациентов на религиозной основе в России более успешно функционируют, когда они идеологически связаны с традиционной для нашей страны религией и, в частности, с религиозными организациями Русской Православной Церкви».

Невозможно игнорировать эту данность в своей работе с расстройствами поведения, любых форм зависимостей и иных девиаций, отклонений от нормы ее обязательно нужно учитывать. Та же Всемирная организация здравоохранения называет алкоголизм и наркоманию био-психо-социо-ДУХОВНЫМ заболеванием, обращая наше внимание на необходимость при лечении и последующей реабилитации пациентов учитывать все ЧЕТЫРЕ компонента, хотя, к сожалению, мои коллеги, порой все еще автоматически забывают о четвертом компоненте, нередко рассматривая проблематику зависимого поведения как биопсихосоциальную. Отсюда и неспособность с ней справиться, попытки назвать алкоголизм и наркоманию неизлечимой болезнью, списать на бессилие больного перед этими недугами, неумение врача профессионально, широко, на всех фронтах, работать с той или иной формой зависимости.

Душа не терпит подделок и обязательно отзовется болью и раздражением, если получит не тот продукт. И тогда придется заливать или засыпать его химией или иными заменителями, духовными суррогатами которые неизбежно приведут человека, ошибочно выбравшего такой путь на грань жизненной катастрофы, к неминуемой трагедии. Потом очень сложно вытягивать людей в такой ситуации обратно «в жизнь». Лучше вовремя профилактировать такие моменты.

Мировоззренческий сдвиг России с возвратом к живительным истокам русского духа жизненно необходим. Понимает это и наш Президент, признавая стратегическим партнером в такого рода профилактике как на личностном, так и на общегосударственном уровне Русскую Православную Церковь. «Церковь выполняет очень важную роль для России – создание условий для межконфессионального, межэтнического, межнационального мира и согласия», – сказал глава государства в интервью в июле 2013 года на показе документального фильма «Второе крещение Руси». «По сути, с принятием христианства, православия начала создаваться русская нация как единая нация и начало создаваться централизованное российское государство. По сути в основе русской нации и российского государства централизованного лежат единые духовные ценности, которые объединяют всю большую европейскую территорию, на которой сегодня располагаются Россия, Украина, Беларусь. Это единое наше духовное, нравственное пространство. И это очень серьезный фактор объединения народов», – пояснил тогда на пресс-конференции свою позицию Владимир Владимирович Путин. По его твердому убеждению, у государства и Русской Православной Церкви «очень много направлений сотрудничества». «Это духовно-нравственное воспитание людей вообще и молодежи прежде всего, это поддержание института семьи, воспитание детей, забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке – людей, которые страдают не только от болезней, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, людей, находящихся в местах лишения свободы», – перечислил их наш президент, подчеркнув, что «церковь здесь – естественный партнер государства».

Безусловно, представленная вниманию читателя монография «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» является примечательной вехой в соработничестве государства, общества и Церкви в одной из самых остро насущных социально значимых проблем современной российской, да и всей общемировой повестки.

Как справедливо отмечает ее автор в одном из разделов книги, затрагивая вопрос приема так называемых «легких» наркотиков типа конопли (марихуаны, каннабиса), их употребление «скрашивает реальную действительность и уменьшает беспокойство субъекта относительно насущных вопросов его бытия». Иными словами, чем чаще субъект курит марихуану, тем легче он начинает относиться к этим вопросам. Но искусственное уменьшение тревоги бесследно не проходит. Хотя тревога иногда и осложняет нашу жизнь, но все же она является необходимым компонентом человеческой психики. Тревога заставляет человека мобилизоваться и думать. Она учит ставить под контроль собственные негативные эмоции и испытывать ответственность за поступки. На Украине семимильными шагами, ускоренными темпами двигаются к легализации, разрешению приема этого вида наркотиков. Злонамеренно добивают и без того обезкровленный и почти окончательно духовно расщепленный народ. Это путь в никуда.

Такой путь для России однозначно неприемлем. Ведь, попадая в поле действия глубинных смыслообразующих ценностей, духовных законов Бытия, неизбежны и попытки определения решения проблемы неопределенности дальнейшего вектора жизненного пути совсем еще недавно зависимого от тех или иных пагубных пристрастий человека и его родных, оказавшихся обреченными на острую эмоциональную включенность в психопатологический замкнутый цикл их родственника-гедониста, любителя искусственных удовольствий. Это решение автором монографии определено так: «Задача человека состоит в том, чтобы успеть выйти в ту плоскость жизни, в которой стремление к эмоциям не является ведущей ценностью. В этой плоскости определяющей ценностью является то, что связано с Истиной. На пути к Истине возможны и боль, и кровь. Эти страдания уже не пугают человека, нашедшего в Истине свое высшее благо…». Отмечено вполне закономерно и обоснованно.

Автор поясняет слова священномученика Иринея Лионского, убежденного, что Бог «не наказывает грешников непосредственно Сам», наказанием для них явится та жизненная стихия, которую они добровольно избрали и возлюбили в земной жизни. Напоминает евангельские слова апостола Павла. «Все мне позволительно, – писал он, – но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). В данном труде справедливо выделяется мысль о том, что современные люди, начавшие отход от религиозной традиции, все еще живут ее наследием. Ведь нормы поведения, негласные законы, регулирующие отношения людей друг с другом, восходят своими корнями к ней – к традиции религиозной. Что происходит там, где начался полномасштабный отказ от нее? То же, что и там, где человек отказывается от своего позвоночника. Связки, мышцы, внутренние органы – все это обрушивается наземь и превращается в какую-то бесформенную массу. Нормы поведения, негласные законы, регулирующие деятельность человека, лишаются своего логического обоснования.

Христианская антропология и психология, основывающиеся на многовековой святоотеческой традиции, имеют свою точку зрения, ответы практически на все глубинно не расшифрованные современной психологией психические процессы, состояния и особенности личности, темперамента современного пристрастного ко многим вещам, не только веществам человека. В христианстве, например, в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника или учении о борьбе со страстями святителя Феофана Затворника подробно описано ступенчатое продвижение по различным уровням духовно-психических состояний, среди которых есть и совсем неизвестные светской психологии. При этом, что подчеркивает автор книг «Психология и религия», «Элементы православной психологии» и «Основы христианской антропологии и психологии» Юрий Михайлович Зенько, «в христианской психологии меньше наукообразности и всяческих теорий, которыми изобилует современное психологическое знание, но зато она практична и, главное, душеполезна, так как изначально строится на практическо-сотериологических началах, то есть на использовании психологического знания для очищения и спасения человека». Как справедливо отмечает исследователь в другой своей работе, «неудивительно, что в настоящее время вполне востребованы многие, казалось бы, специально христианские темы: христианские чувства и эмоции (вера, надежда, любовь, смирение и так далее), проблемы соотношения веры и знания, свободы воли, очищения памяти, развития внимания, ограничения воображения, работы с сенсорикой (охранения и очищения органов чувств), борьбы с псевдодуховными состояниями и многие другие. Психологическое знание составляет в христианстве целое учение, довольно сложное по содержанию и объемное по описанию, требующее внимательного к себе отношения».

Проблема восстановления жизненных навыков у людей, страдающих наркоманией, через духовно-ориентированные реабилитационные программы в сравнении со светскими программами – непростой вопрос. Автор рецензии наблюдал в течение года ребят – 120 человек, которые проходили программы реабилитации по всей стране: это и Новосибирск, и Ростов-на-Дону, и Ставрополь со Ставропольским краем – православное направление, и калининградские нерелигиозные терапевтические сообщества, использующие в своей работе передовые европейские наработки и опыт трудовых коммун великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко в 20 – 30-е годы XX века.

В результате проведенного диссертационного исследования были сделаны очень интересные научно выверенные и экспериментально обоснованные выводы о том, что качественные реабилитационные программы, где работали профессиональные психологи, социальные работники, консультанты, где была выстроена и профессионально организована четкая слаженная модель терапевтического сообщества (ТС) и программы в православных реабилитационных общинах с куда менее профессионально подготовленным персоналом, с базирующимся в первую очередь на святоотеческих трудах о борьбе со страстями учением, а не на современных достижениях психиатрии, наркологии и психологической науки, на выходе давали примерно одинаковый результат. То есть, выпускники и тех, и других программ имели примерно одинаковый процент, стойкость и качество ремиссии. Удивительно! Там – достижения современной науки и медицины, а здесь – духовно-ориентированное, отточенное, проверенное тысячелетним опытом православного вероучения и практических святоотеческих наработок борьбы со страстями направления – и почти одинаковые, даже где-то более мощные во втором случае результаты. Этот итог диссертационной работы позволил в дальнейшем прорабатывать и углублять теперь уже научно обоснованную мысль о том, что в глубинном пласте духовности, смысложизненных и ценностных ориентаций человеческой личности заложен основной потенциал для трансформации любой, казалось бы, уже совсем деформированной личностной установки из деструктивной, разрушительной для человека, семьи, общества и государства в позитивную, созидательную, конструктивную.

Если этот пласт поднять, аккуратно, извлечь из-под обломков возникшей трудной жизненной ситуации и вместе с командой специалистов в группе методично проработать, помочь человеку правильно эту самую ситуацию, ее причины и следствия переосмыслить, согласно учению австрийского психиатра, психолога и невролога Виктора Франкла, основателя Третьей Венской школы психотерапии, пошагово пройти терапию смыслом, логотерапию, то это может дать великолепные результаты – практически полностью изменить жизнь в прошлом бывшего несчастным и страдающего от той или иной пагубной привычки, зависимости человека. Виктор Франкл, по сути отражая позицию христианства, отмечал, что человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом, высшем духовном измерении и не подверженными детерминирующими воздействиями со стороны факторов нижележащих уровней. «Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда стремится к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее, осуществление смысла», – утверждает Виктор Франкл. Его учение восстановило для современной психиатрии целостное представление о человеке. Вопреки материалистическим догмам, отрицавшим духовность, оно утверждает: «Человек – это большее, чем психика: человек – это дух».

В одной из своих книг, написанных в эмиграции, под названием «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» великий русский философ Иван Александрович Ильин, как бы предопределяя развитие учения Франкла и судьбу нынешней гибнущей в пучине страстей и поглощаемой жестко иерархичным исламским миром европейской, а теперь, увы, и нашей, цивилизации, писал: «Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни. Он должен отправиться на поиски. И пока он не найдет главного, беды и опасности будут подстерегать его все чаще и чаще...».

Этому же явлению – факту планомерно раскручиваемого кем-то внешним распада личности, деградации русского человека, титульной государствообразующей нации в России, а за ней и всего российского общества с одновременным умышленным искажением смысла, целей и задач жизненного пути, предназначения каждого из нас, правильной расстановки смысложизненных и ценностных ориентаций, всему этому мы находим подтверждение в трудах советского психиатра Мелехова. Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899 – 1979), сын священника Рязанской епархии – ученик и сподвижник основателей советской психиатрии С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психических больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам. Он – один из основателей Центрального Научно-исследовательского института экспертизы и организации труда инвалидов, в течение нескольких лет являлся директором Научно-исследовательского невро-психиатрического института имени П.Б. Ганнушкина. Талантливый педагог и тончайший клиницист Мелехов пользовался огромным авторитетом своих коллег в Советском Союзе и за рубежом. В постсоветское время стало широко известно о том, что профессор Мелехов стремился подойти к поиску причин формирования душевных, иначе говоря, психических болезней путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания сущности человеческой личности. В зрелом возрасте он начинает писать свой труд «Психиатрия и проблемы духовной жизни», который не успел завершить. Уход в мир иной остановил работу над самой главной книгой его жизни. Однако мы имеем возможность ознакомиться с тем, что ему удалось оставить нам в наследство, на какие вопросы ответить, а какие задать следующему поколению исследователей феномена духовности. В частности, здесь вполне уместна вот такая цитата из его исследования: «Всеобщим и императивным требованием становится рассмотрение человека, как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности. И это – бесспорное достижение современной научной мысли, в особенности по сравнению с тем периодом, когда само понятие личности в нашей научной и художественной литературе было одиозным, а психология и социология, как научные дисциплины, объявлялись ненужными. Верующий психолог или психиатр могут и должны с интересом следить за тем, как углубляется и расширяется мышление современных материалистов в исследованиях и теоретических концепциях личности и ее развития в норме и патологии (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Я. Щепаньский, Т. Шебутани и др.). И пусть на данном этапе официально принятые в нашей стране социологические и психологические теории видят в развитии духовной личности человека только «всемогущее влияние общественных отношений, всей суммы общественно-исторического и личного опыта». Будет очень интересно наблюдать, как станет расширяться у объективных ученых понимание духовной личности человека и ее отношений к нижележащим пластам бытия – душевным и биологическим…».

Особенно интересно наблюдать это сейчас, с бурным развитием электронных наукоемких технологий, которые порой еще больше приводят нас к мысли древнегреческого философа Сократа (в другой версии – Демокрита), ставшей крылатой фразой: «Я знаю, что ничего не знаю». В своем нетленном произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой вложил это измышление в уста Пьеру Безухову, с которым и по сей день сложно не согласиться таким образом: «Ничего не найдено, – опять говорил себе Пьер, – ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости». Поэтому вполне закономерен приход к мысли, прописанной в труде «О назначении человека» выдающегося русского философа, почти нашего современника, представителя русского экзистенциализма, Николая Александровича Бердяева: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается».

Примерно о том же – о безусловной значимости фактора духовности при лечении психических расстройств в своих работах свидетельствуют и наши современники, известные российские психиатры. В частности, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат медицинских наук Борис Аркадьевич Воскресенский в своей работе «Духовное как социотерапевтический фактор» отмечает следующее: «Сфера духовного при психических болезнях непосредственно не затрагивается и ее специальное рассмотрение не входит в компетенцию психиатра. Но именно она является определяющей, ведущей, главной в человеке и это побуждает исследовать проявления ее активности и в случаях болезни».

Здесь стоит напомнить одну мысль классика отечественной психиатрии, одного из основоположников нозологического направления в этой медицинской науке о болезненных искажениях психической деятельности человека и московской научной психиатрической школы, автора классического «Курса психиатрии» Сергея Сергеевича Корсакова: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях так называемого «атеизма» можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и искусственно подавляемым религиозным чувством». История жизни и трудов этого выдающегося ученого, исследователя и Человека с большой буквы заслуживает особого внимания.

Упомянутый выше Виктор Франкл в одном из своих фундаментальных трудов писал: «У каждой эпохи свои неврозы, и каждая эпоха нуждается в своей психотерапии. Медицинское служение не претендует на то, чтобы быть замещением того лечения душ, которое практикуется священником. Каково же соотношение между психотерапией и религией? На мой взгляд, ответ очень простой: цель психотерапии – лечить душу, сделать ее здоровой; цель религии – нечто существенно отличающееся – спасать душу. Но замечателен побочный эффект религии – психогигиенический. Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше… Нельзя сводить религию к неврозу или «коллективному бессознательному». Духовное измерение не может быть игнорируемо, именно оно делает нас людьми». Именно Франкл напомнил нам, специалистам: психиатрам, психологам, психотерапевтам, педагогам, занимающимся не только проблемами деструктивного зависимого поведения, но и другими человеческими проблемами, что их конечное разрешение невозможно вне осознания его отношений с Творцом: «Религиозный человек отличается, по-видимому, от нерелигиозного переживания своего существования не просто как задачи, но как миссии. Это означает, что он осознает как Личность Того, от Кого исходит эта задача, ему известен Источник его миссии. Тысячи лет этот источник назывался Богом».

На это же указывает президент Ассоциации гуманистической психологии, профессор Сэйбурского университета Джеймс Бьюдженталь. В своей работе «Наука быть живым» он так обосновывает естественность религиозного чувства в каждом из нас: «Все мы ищем Бога, все. Атеисты и агностики не меньше, чем богомольцы. Мы можем отказаться от этого поиска не больше, чем остановить поток нашего сознания. Наши мысли неизбежно сталкивают то, что есть, с тем, чего мы желаем, и вскоре мы уже представляем себе, какими мы могли бы быть, и таким образом вступаем на путь поиска Бога».

Предлагаемая вниманию читателю книга позволяет заинтересовать и помочь сделать первые шаги или, быть может, продолжить уже начатое ранее определение личной жизненной цели и помочь определиться в правильности ее выбора людям с наркологическими и иными расстройствами психической деятельности и поведения, от мала до велика.

Все представленное здесь близко к тому, что на стыке двух миров – психологической науки и христианского опыта – создавал в середине 2000-х автор уникальной и по-прежнему, к сожалению, известной лишь в узком кругу специалистов методики синергийной психотерапии, советский и российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор Федор Ефимович Василюк. Он фокусируется на изучении места и роли молитвы в мире переживания, феноменологически входя в мир переживания и вглядываясь в то, как в нем зарождается молитва, как она действует, влияет на процесс переживания и саму личность человека. «Видя, как из пепелища человеческой судьбы вдруг возгорается молитва, даже и у человека вовсе нерелигиозного, трудно удержаться от мысли, что молитва – это не выученное, искусственное действие, а спонтанное проявление духовного организма, такое же естественное, как дыхание. Оно лишь было подавлено искусственными усилиями – и вот на изломе жизни выпархивает из-под корки обыденности, словно дав воздуха чуть было не погибшему организму». – пишет Федор Ефимович в своем фундаментальном труде «Переживание и молитва» (2005).

Без научных моделей и точных категорий анализа психотерапия на границе духовной и психологической сфер легко теряет профессиональную специфику. Научные разработки, предпринятые и в той его книге, и в этой, из-под пера иеромонаха Прокопия (Пащенко), позволят и душепопечителю-священнику, и мирянину – социальному работнику при храме или ином социально полезном учреждении, и психологу-практику, и врачу-психиатру, наркологу или психотерапевту, оставаясь профессионалом, смело и легко поднимать вопросы веры и покаяния.

Убежден, что в области душепопечения выход в свет монографии «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» внес существенный вклад в его совершенствование, профессионализацию этого социально значимого сектора в целом, задавая новое измерение разговору о человеке в его духовно-психологической нравственной сложности и многообразии.

Книга предназначена для широкого круга читателей – как специалистов в области душепопечения зависимых лиц: священнослужителей традиционных для России религиозных конфессий, медицинских работников направлений «психиатрия», «психотерапия», «психиатрия – наркология», общих и клинических психологов, школьных психологов, нейропсихологов, заместителей директоров школ по воспитательной и социальной работе, педагогов, социальных работников, сотрудников правоохранительных и пенитенциарных служб, работающих с профильным наркологическим контингентом, так и для родственников, семей лиц, страдающих теми или иными расстройствами зависимого (аддиктивного) поведения, либо тех, кто неизбежно ими станет, если не будет вовремя учтен духовный пласт личности, где все эти дефекты в первую очередь и зарождаются. Без кардинального мировоззренческого сдвига у специалистов, работающих в этой сфере, и членов семей зависимых – сейчас или на перспективу лиц, в уже совсем скором будущем ретранслировать идеи о каких-либо перспективах России на мировой арене как сверхдержавы будет просто неуместно.

Монография для приобретения на бумажном носителе доступна в электронном каталоге Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, а также выставлена в Москве на монастырском подворье в Ендове, в храме святого великомученика Георгия Победоносца по адресу: Садовническая улица, дом 6, строение 11, в шаговой доступности от станций метро «Новокузнецкая» и «Третьяковская».

Книгу иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» можно заказать по почте. Для этого необходимо связаться по контактному номеру в мессенджере WhatsApp: +7 903 170-74-88 (Марина), оплатив стоимость почтового отправления и высылаемого издания. Стоимость книги – 800 рублей.

Заглавная иллюстрация к рецензии выбрана неслучайно. Это фоторепродукция картины Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия» (1988), написанной одним из выдающихся мастеров современного художественного полотна к 1000-летию Крещения Руси, на которой представлена история вечной Руси Святой до наших дней в виде нескончаемого народного шествия, Крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля. В начале шествия ярко выделяются образы православных святых, российских государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, научных деятелей, ученых, композиторов, создававших, возвышавших и оберегающих свое Отечество на протяжении ее более чем 1000-летней истории.

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011 гг.), методист по работе с общественностью и педагогическими кадрами в рамках профилактики зависимого поведения Отдела социально-идеологической деятельности ГБОУ «Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара» Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы (2009 – 2012 гг.), сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии (2006 – 2013 гг.), заместитель главного врача ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Краснодарского края по медико-реабилитационной части (2013 г.), председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023), руководитель проекта «Попечение»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каклюгин
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
«Горе тому, через кого приходит соблазн…»
Лжеепископ Георгий против Русской Православной Церкви: стенограмма заседани
15.04.2024
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Все статьи Николай Каклюгин
Национальная доктрина образования
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Арестовали замминистра обороны за взятку
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Секты
Интервью бывшего экзарха Африки, ныне живущего
в Краснодаре и служащего в местном храме вмч. Георгия Победоносца
07.05.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Вы требуете вернуть смертную казнь?
Позвольте рассказать вам одну историю. Свою, на личном опыте выстраданную
03.04.2024
«В Россию проникают деструктивные псевдорелигиозные культы»
В Александро-Невской лавре состоялись конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире»
01.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Я лично испытал на себе нетварную суть Благодатного Огня
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.05.2024 16:57
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Сергей
08.05.2024 15:56
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
08.05.2024 15:43
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.05.2024 15:42