Отвихрился, отпенился след за кормой
Теплохода по тихому Дону.
На побывку, как в песне, явился домой.
Ну а дома – солома едома!..
В этих дивных, степных, достославных краях
Чувству радости нету предела!
Нагутарюсь досыта, наякаюсь Я!..
Вон кукушечка вдаль полятела!..
Вспомнить всё – моя память, конечно, слаба.
А что вспомню – встаёт, как впервые!
Синь-рассвет, синь-полынь, самоцветы-слова
Звоны здесь издают вековые!
Что-то тикает, звякает, в ухе звенит,
Громко крякает, ржёт и мяучит.
За окошками солнышко всходит в зенит,
Лижет крыши и бурые кручи…
Красный конь, выходи из-за синих ветвей!
Не гляди на меня, что я плачу!
От домашних, как встарь, я в ладони моей
Для тебя чёрный хлебушек прячу!..
Но слеза, что бальзам для серьёзных мужчин!
Не страдалец я в гиблом запое!..
Дон – опора Руси!.. Дон – державнейший щит!
Рубежи здесь всегда на запоре!
Тронут пальчиком нас – ощетинится Дон!
Закипим мы в лихую годину!
«Скифы мы!» – Блок сказал… И на «Вы» мы пойдем!
Обломаем любую дубину!..
А пока, пиво, мед – по губам, по усам!
Лихо пляшем, дубасим в ладони!..
До рассвета здесь крыльями бьют в небеса
Голоса, петухи и гармони!..
Выше Родины, разве что, звёзды и Бог!..
С нами боль и судьба роковая!
Да святится к Отчизне могучей Любовь
Да дороженька в степь вековая!
Стихотворение «Тихий Дон» замечательного русского поэта и прозаика, журналиста Владимира Фалеева ко всем прилагаемым далее иллюстрациями и воспоминаниям об этих дорогих сердцу местах по ощущениям автора наиболее соответствует духу того, о чем речь пойдет далее.
Где-то совсем неподалеку от этих мест идет война. Чем можем, помогаем ребятам на фронте. Как информационно, о чем регулярно повествует специальный раздел нашего сайта «Попечение», так и реальной насущной помощью. Только закрыли очередной сбор отряду, благодарность от воинов ко всем причастным не заставила себя долго ждать. Можно иногда взять паузу, тем более, когда поводом стало приглашение посетить центр русского Черноземья, верхний Дон, истоки великой реки юга России. В донских степях поближе к рекам издревле стал селиться люд вольный, не подчиняющийся законам Российской империи. Главнейшим правилом казачьей вольницы веками было: «С Дону выдачи нет». То есть каждый, кто селился на территории Донского казачьего войска, получал здесь убежище и жил по местным законам и обычаям. Чаще всего такими «переселенцами» становились беглые крестьяне. На Дону были свои законы, и боярам, от произвола которых бежали земледельцы, их не выдавали. Заработав или получив оружие в бою, новички становились «голытьбой». Они уже несли службу и могли участвовать в казачьем кругу, но пока без права голоса. Стать полноценным казаком, равным по привилегиям рожденным на Дону, можно было лишь по истечении 7 – 10 лет. Иногда это случалось раньше – за особые боевые заслуги или при вступлении в брак с кем-то из семей коренных казаков. Постепенно они стали мощной силой, принимающей к себе беглецов из центральной России. До сих пор слова на гербе донских казаков вводят в ступор монархистов нашего времени. Не за веру, царя и Отечество ставили себе задачу биться донцы, а «За веру, Донъ и Отечество». И это многое в их отношении к московитам объясняет. Здесь ВСЕГДА своя рубашка была ближе к телу, а интересы далеких от сих мест государей-императоров как-то были по большей части вторичны, а иногда просто мимо. Петр I, приняв полномочия монарха, силой оружия доказал, что «выдача с Дона» все же есть. Тогда же началось постепенное урезание казачьих привилегий. Их лишили права выбирать себе старшин и атаманов. На территории казачьих войск были размещены лояльные центру гарнизоны. Екатерина II ликвидировала одну из самых опасных вольниц того периода – Запорожскую Сечь. Да и другие казачьи формирования были постепенно сведены до уровня регулярных войск – с делением на округа и жестким государственным контролем.
Принимающая сторона оказалась исторически подкована, поэтому простая поездка в гости на чествование именинника так или иначе превратилась в знакомство со славными эпизодами истории этих земель, в том числе и казачества. В итоге по возвращению из недавней поездки в Воронеж, в чьих верфях зарождался и креп русский флот, выпустил небольшой исторический обзор. Вспомнились тогда среди прочего два азовских похода при участии донских казаков, без которых победа в многолетней битве за выход русских в Азовское море была бы невозможна.
И вот дружеский визит доброй компанией старых друзей из Ростова-на-Дону и Новочеркасска в станицу Старочеркасскую. Получив возможность в уходящие в промозглый ноябрь солнечные и теплые деньки «бабьего лета» года 2023-го от Рождества Христова посетить колыбель донского казачества, первую столицу Области Войска Донского, основанную в далеком 1570 году, решил не только сохранить в памяти чарующие картины местных пейзажей, но и поделиться ими с вами, друзья, сопроводив соответствующими пояснениями.
История рода – история края
Воистину: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Этот мудрый афоризм приписывают то древнегреческому философу Платону, то нашему великому Михаилу Ломоносову, да и дословно не совсем так в оригинале он звучит. Однако суть, переданный смысл в любом случае абсолютно понятны и предельно верны! О боевых качествах казачества рассказывал в одном из постов на своей странице в ВК. Особый строй монастырской службы, где крестился в свои 23 года через неделю после удивительного благоухания могилки старца Модеста, постарался передать здесь. Ласкающие взор вечерние пейзажи станицы Старочеркасской порадуют вас по ссылке.
История нашей России и в том числе родных донских краев неразрывно связана с историей рода. У рода Каклюгиных она переплетается именно с этой древней казачьей станицей и ее окрестностями. А фамилия родилась где-то в этих краях. Этимология, происхождение фамилии Каклюгин родилась по одной версии от слова «коклю́шка». Это деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Плетение на коклюшках иначе называют «подушечным кружевом». Есть такой юморист Виктор Коклюшкин. Видимо, его фамилия прошла через века без изменений от корневого слова. Наша же претерпела некоторые изменения и в XVII веке как минимум уже имела тот вариант, который носим и передаем следующим поколениям мы, Каклюгины. По второй версии, мне лично более симпатичной и кажущейся более близкой к реальности, народность черкасы – та самая, от которой пошел служивый люд казаков, металлический наконечник копья назвала «клюга». Смотрите, например, «Словарь української мови»: в 4-х тт. / Под редакцией Б. Гринченко. – Киев, 1907 – 1909. – т. 2. – с. 254. И здесь происхождение нашей фамилии от предмета боевого назначения «клюги» кажется более вероятным и обоснованным.
Кто же такие черкасы? Неслучайно же столицей Области Войска Донского поименован город Черкасск, после основания новой столицы, города на семи холмах Новочеркасска названный Старочеркасском! В летописях и дипломатических документах Московского государства XVI – XVII веков часто смешивают два понятия: запорожские казаки и черкасы. Черкасами, особенно в Смутное время начала XVII века, довольно часто называли всех запорожских казаков. Одновременно живших на Северном Кавказе черкесов русские также называли черкасами. По мнению историка казачества Александра Шенникова, роль черкесов в зарождении казачества была весьма значима. Со времен историка Николая Карамзина или даже несколько раньше бытует версия о том, что одним из источников названия казаки было наименование народа касоги, под которым черкесов знали русские источники X – XII веков. Историк Василий Татищев нашел где-то сообщение, что в XIV веке татарский баскак Ахмет, наместник в Курске, пригласил много пятигорских черкесов, а впоследствии они были переселены на Днепр, где основали город Черкасы.
Отсюда приходит понимание, что путей, которыми кавказские черкесы могли оказаться среди днепровских, а также донских казаков, было множество. И переселений скорее всего произошло не одно, а несколько. Могут возразить, что черкесы – мусульмане. Но это современные черкесы. А в те стародавние времена черкесы Северного Кавказа были еще в своем большинстве христианами. Зихия была православным государством в юрисдикции Константинопольского патриархата. Происхождение черкесов-мусульман, иначе черкасов, было связано с процессами, протекавшими не на Кавказе, а в низовьях Днепра и, вероятно, в Крыму. То есть в Золотой Орде.
На другой стороне Тихого Дона, напротив станицы Старочеркасской, в семи километрах стоит хутор Алитуб. Он основан казаками в начале XIX века и до госпереворота 1917 года значился в Черкасском округе области Войска Донского. К 1822 году в хуторе числилось 22 деревянных дома. После окончания Гражданской войны здесь проживало 1194 человека, имелись 251 двор, начальная школа, кузница, 112 колодцев и одно мелкое промышленное предприятие. Расположен он в 25 километрах к востоку от районного центра – города Аксай, на границе с Багаевским районом.
Во время Великой Отечественной войны в январе – феврале 1943 года на этой территории проходили тяжелые кровопролитные бои. 3 февраля того же 43-го хутор был освобожден. При советской власти в Алитубе располагалось третье отделение совхоза «Заречный» – овощеводческое. Работала начальная школа, почтовое отделение, был построен и до сих пор работает сельский клуб, фельдшерско-акушерский пункт, отсыпана новая щебеночная дорога, идущая со стороны Старочеркасской переправы. Только хутор вымирает. Жителей в нем остались считанные единицы. Где-то около половины кладбища в нем занято могилами рода Каклюгиных. Были у нас и зажиточные семьи с массой земель во владении в Новочеркасске и вблизи его, есть в родословной и малообеспеченные трудяги. Сегодня можно встретить нашу фамилию даже в Москве и Подмосковье, глобализацию и центростремительный отъезд некогда сугубо региональных родов никто не отменял.
Вполне справедливо, что одна из самых дорогих для нашей семьи фамильных реликвий восстановлена руками друзей и теперь будет радовать глаз и сердца не только нас, но и людей, неравнодушных к истории своего края, своего Отечества, своих родовых гнезд и древ семей русских, чувашских, мордвинских, тувинских, осетинских, казачьих, и всех иных, и составляющих то, что и есть Россия, наши с вами корни, истоки, без которых мы НИЧТО.
Далее несколько фотографий, равнодушными ни одного казака с вольного Дона не оставят. Да и просто ценящего красоту нашей России во всем ее многообразии человека.
Ниже вы можете увидеть колыбель донского казачества, а по сути ВСЕГО русского казачества, станицу Старочеркасскую и ее символ – первый на Дону каменный храм, Вознесенский войсковой собор, памятник истории и культуры федерального значения.
До основания новой столицы, Новочеркасска в 1805 году старочеркасский собор являлся главным храмом Всевеликого Войска Донского, а станица именовалась Черкасская. Это самый древний храм Юга России. Уникальный пятиярусный резной позолоченный иконостас Воскресенского войскового собора со ста сорока девятью иконами XVIII-XIX веков – единственное в своем роде произведение искусства на Дону и Юге России.
Хранились в его комнатах важные документы и печать Донского казачества, Войсковые знамена, подаренные государем, атаманские булавы, серебряные ковши, принесенные в дар атаману. Исторический центр столицы Всевеликого Войска Донского – Майдан, расположенный рядом с собором. Здесь выбирали атаманов, есаулов и других должностных лиц. Атаман выбирался большинством голосов из числа самых достойных, волевых, удалых, боевых. Именно здесь собирались в круг казаки для принятия важных решений. Решение, принятое на круге большинством голосов, становилось обязательным для всех. Именно отсюда они уходили в боевые походы, получив благословение из рук священника порой прямо на коне в специально возведенном для этого Ратном храме. Никакого тайного и опасного смысла тогда понятие «Майдан» не несло. На кругу могли присутствовать только казаки, достигшие 17 летнего возраста. Женщины – казачки могли присутствовать на кругу, только если их приводил муж или отец, но права голоса не имели.
Детали о казачьих традициях, верованиях, укладу жизни и о соборе расскажу в следующих очерках. Его история напрямую связана с военными походами казаков на турецкую крепость Азов. Остановимся на них более подробно.
«Азовское сидение» донских казаков
Уходя в первый свой поход на турецкую крепость Азов (Азак), донцы дали обет Богу в случае победы воздвигнуть храм Божий в благодарность за одержанную победу и поддержку в ее достижении Свыше. Что и было исполнено. До этого на Дону церквей не было, строились лишь часовни и молитвенные дома – вынужденное требование того тревожного и военного времени. Стоит отметить, что казаки были глубоко верующими людьми. Ни одного важного дела не начинали без усердной молитвы, чтили все Великие Праздники и строго соблюдали посты.
На площади перед Вознесенским войсковым собором почетное место занимают трофеи знаменитого Азовского осадного сидения, когда четыре года удерживали под мощнейшим натиском турок с земли и моря донские казаки крепость Азов в своих руках.
В 1637 году казаки, устав от татарских набегов и воспользовавшись войной между Османской империей и Персией, взяли крепость Азов. Они перенесли сюда свою столицу. Азов стал вольным русским городом. Переход крепости к казакам практически прекратил набеги татар на южные районы Руси. Уже через несколько месяцев сюда потянулись торговые караваны с азиатских территорий. Но понятно, что османы не собирались терять такую военную жемчужину в донских степях. Было ясно и то, что Азов с наскока не взять. Поэтому султан начал тщательную подготовку возвращения крепости в Османскую империю.
В 1641 году под Азовом встала османская флотилия: 70 галер и 90 вспомогательных судов. К стенам крепости по суше подошла огромная армия, недавно взявшая Багдад и победившая Персию. Всего, не считая обозников и рабочих, у Азова собралось не меньше 150 000 вражеских воинов. Казаки в сравнении с этой вооруженной армадой казались горсткой безумцев. В крепости находилось всего около 5500 человек, из них 800 женщин. Ее оборону возглавлял казачий атаман Осип Петров.
Уже самый первый штурм азовской цитадели 30 июня 1641 года, казалось, мог увенчаться полной победой турок. Бомбардировка крепости, которая велась семь часов, дала превосходные результаты. Ворота и стены крепости были разбиты и разрушены, а дома в ней разнесены в щепы. После артиллерийской подготовки начался штурм всеми силами янычарских полков и особого шеститысячного отряда европейских наемников. Под стенами крепости янычары попали в заранее вырытую казаками систему «волчьих ям» с установленными на их дне заостренными кольями. Этот казацкий «сюрприз» не задержал, тем не менее, турецкую гвардию, и мощным согласованным ударом янычары захватили «Топраков-город» – ключевое в стратегическом отношении крепостное предместье Азова.
Захват «Топракова» показался турецким военачальникам настолько бесспорным, что они приказали внести в предместья восемь знамен, из которых одно было личным штандартом Гуссейн-паши. После первого штурма Гуссейн-паша понял, что за «просто так» казаков из Азова не выбить. Был дан приказ перейти к методичной бомбардировке крепости из всех осадных орудий. Бой у стен крепости шел практически постоянно. Такой тактикой огромное османское войско хотело вымотать немногочисленных защитников крепости. Казакам, и в самом деле, не оставалось времени ни на сон, ни на отдых. Женщины и девушки поднялись на крепостные стены, помогая мужьям и отцам. Казаки несли непрерывные потери, и лишь изредка пополнению удавалось прорваться в крепость через турецкое войско или по воде.
Командующий осадой паша Гуссейн Делия понял, что лобовые атаки не приносят пользы, и решил действовать с помощью подкопов. Казаки сумели обнаружить семнадцать турецких минных галерей и своевременно их взорвать. Вскоре от 150-тысячного османского войска осталось менее 40 000 бойцов. Султан прислал на подмогу отборные части янычар, сообщив Гуссейну: «Паша, возьми Азов или отдай свою голову».
То, что случилось после, известно сегодня как одно из канонических чудес. Вот как описывает его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его блокаду». И правда, когда ранним утром 26 сентября казаки вышли из крепости, они обнаружили, что вражеский лагерь исчез. Несколько часов назад турецкое войско ушло от крепости, сняв осаду…
В январе 1642 года в Москве был созван Земский собор с вопросом об Азове. Но, несмотря на то, что принятие Азова под покровительство давало Москве заманчивые перспективы выхода в Азовское и Чёрное моря, настолько открыто конфликтовать с Османской империей в текущий момент было сочтено невозможным, исходя, говоря современным языком, из «геополитических» соображений. Летом 1642 года казаки окончили свое «сидение» и оставили Азов, предварительно разрушив его до основания. Они вывезли из города 80 пушек, крепостные железные вoрота с петлями, железные калитки, городские железные весы со стрелою. Из церкви Иоанна Предтечи взяли медное пятиярусное паникадило, чудотворную икону Иоанна Предтечи и всю церковную утварь. Теперь это паникадило находится в Воскресенском соборе, две калитки и коромысло городских торговых весов установлены перед колокольней.
А вот створки ворот Азовской крепости, которые казаки-донцы сделали входом в Вознесенский собор, в момент передачи всей собственности храма в 2008 году, который в советское время стал музейным комплексом, обратно Русской Православной Церкви, эта безценная историческая реликвия была спрятана дирекцией музея и оказалась в руках нечистого на руку и сердце руководства. Пока дальнейшая судьба ворот под вопросом. Трофеи получается дошли до нас уже не все.
О втором Азовском походе, завершившемся успешно, полным взятием под контроль акватории Азовского моря, где был впервые задействован только-только созданный в Воронеже русский флот, рассказывал ранее.
Старочеркасское «Подворье Рязановых»
Вполне понятно, почему наша семья Каклюгиных решила передать свое фамильное наследие, походный сундук казака второй половины XIX века, моего прапрадеда в частный, а не государственный казачий музей. Тем более его хозяева – мои старинные друзья. Их дом, он же «Подворье Рязановых», расположен прямо на площади у старочеркасского Вознесенского войскового собора.
Именно здесь, у колыбели Всевеликого войска Донского походный сундук моего прапрадеда, казака лейб-гвардии Его величества казачьего полка города Санкт- Петербург обрел свое место для хранения и возможности обзора посетителями, интересующимися историей Дона и казачества. Обзор примечательных окрестностей вокруг этого отстроенного в традиционном казачьем стиле, с подмостками на втором этаже отснял в небольшом видео. Когда разливался Дон (а происходило это здесь достаточно часто), уровень воды доходил так высоко, что можно было причалить и пришвартовать лодку прямо к ним.
Отдельной строкой о переданном в дар на сохранение и демонстрацию гостям первой казачьей столицы сундуке казака лейб-гвардии Федора Каклюгина.
Такие именные сундуки в этом самом почетном для донского казака, «элитном» подразделении того времени, где служили верой и правдой государю-императору 25 лет, вручались по окончании военной службы. На передней части указывалась фамилия казака и год окончания службы. Вторым владельцем походного сундука стал житель хутора Алитуб, Каклюгин Федор Васильевич, служивший в лейб-гвардии Его величества казачьем полку младшим офицером. Фотокарточка того времени с ним верхом на коне прилагается.
После скоропостижной гибели прапрадедушки Федора в 1892 году от холеры сундук унаследовал сын – Каклюгин Георгий Федорович, также родом из хутора Алитуб. На фото он слева. Легко отличить по сапогам. Фотокарточки делали в Старочеркасске, путь же из хутора с того берега в осеннее распутье неблизок и непрост.
Георгий Каклюгин принимал участие в Первой Мировой войне в военном звании казак и был ранен в 1915 году, после чего проходил лечение в госпитале города Нижний Торжок. В советские годы на Дону стал бригадиром овощеводческой бригады. В 1929 году случился небывалый урожай арбузов и дынь. Нужно было вывезти все созревшее с одного из островов на Дону, где была бахча. Вывезти нужно, а лодок не дали. Где их взять? Провели по уголовной статье «саботаж» и в итоге 4 года в заточении в тюрьме города Новочеркасска. По окончании срока заключения вместе с семьей – женой и четырьмя детьми переехал в Новочеркасск. Его успели предупредить о том, что «…будет вторая волна репрессий и будут сажать в первую очередь тех, кто уже сидел». Этот переезд его и спас. Так наша родовая ветвь Каклюгиных оказалась в этом славном городе, новой столице донского, а по сути и всего мирового казачества с 1805 года.
Сундук все это время использовался по прямому своему назначению. В нем хранили зимнюю и осеннюю одежду, а на самом сундуке спали дети: мой прадедушка Георгий, дедушка Борис и отец – Владимир. Шло годы, мы переезжали, вещей становилось все больше и тяжеленный, обитый железом сундук, уже некуда было ставить. Вывезли в гараж, где оказалась высокая влажность – стал подгнивать, ветшать. Тут на подмогу и пришел частный музей Валерия и Юлии Рязановых. О нем обязательно расскажу отдельно! Пока остановимся на нашей старинной фамильной казачьей реликвии и всем том, что связано с ней: родовым хутором, главным казачьим собором и историей нашего рода. Что и есть по совокупности родовых историй, преданий и легенд наша истинная, русская, а на Юге – казачья история.
Дополнительно начитываю на видео для блога создателей музея то, что поведал вам выше. Более кратко, но все же, возможно, достойно внимания. Видеообзор частного казачьего музея «Подворье Рязановых» в Старочеркасске. А в этом видео за кадром голоса станичного атамана, атамана станицы Старочеркасской Валерия Рязанова вместе с моим, комментирующие некоторые примечательные страницы истории наших казачьих родов. Удалось побывать и на пристани у Тихого Дона, созерцая его пока еще теплым солнцем озаренную водную гладь.
Друзья! Бережно храните завещанное вам предками, тщательно сохраняйте переданное по наследству культурное и духовное наследие. Если не можете сами уберечь, передавайте, доверяйте тем, кто на это способен. Ретранслируйте как можно шире историю своего рода, тем самым укрепляя знания нашего окружения о богатом историческом прошлом. Расширяйте это окружение! Только так возможно вновь стать по-настоящему крепкими и сильными духом. Иного пути нет и быть не может. Распадающаяся на омертвевшие куски без роду и племени, с извращенно переписанной историей соседняя Украина всем нам грозный пример. Не уясним и не пробудимся, вздрогнув – нас ждет тот же страшный финал. Крики до умопомрачения на пустом, давно уже не святом месте «С нами Бог!» здесь не помогут.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023), администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», руководитель проекта «Попечение»