Всегда проезжал этот благодатный край плодородного Черноземья мимо, дорогой с наших Югов на Москву. То на поезде, то на машине. И всегда проезд через этот город запоминался огромным, кажущимся бескрайним, водоемом. Он считается одним из крупнейших в мире водохранилищ, целиком расположенных в городской черте. Общая площадь – 59,9 км². В прошлом году отмечался его полувековой юбилей. Его собирались запустить еще в довоенные годы, однако Великая Отечественная война помешала осуществить задуманное. Идея реализовалась более чем через четверть века, когда весной 1972 года началось заполнение рукотворного моря. В мае река Воронеж окончательно скрылась под его волнами.
Во избежание возможного затопления Успенский Адмиралтейский храм намеревались разрезать, словно пирог, и по частям перенести на более высокое место. Технически это трудно решаемый проект, но выполнимый. Однако, слава Богу, отыскали не такой радикальный способ и церковь была спасена. Сам Петр Первый окрестил эту церковь главным собором Адмиралтейства. В этом же храме был освящен и символ российского военно-морского флота – Андреевский флаг, который справедливо называют «победоносным».
Первые лет пятнадцать пляжи Воронежского водохранилища пользовались огромной популярностью у горожан – прозрачная вода, чистый песок, работал прокат лодок и катамаранов. Затем наступило «цветение» иное… Ближе к девяностым уважительное название «Воронежское море» народ сменил на едкие и обидные – «Большая лужа», «Вонехранилище». К сожалению, основания на то имелись. С каждым летним сезоном вода цвела все сильнее и народ на пляжи уже не тянуло. На фото как раз это самое водохранилище. Искупаться в промозглый осенний сезон, у нас на Юге до середины ноября минимум неведомый, здесь точно желания не возникло.
Купальный сезон закрывал в августовском Новороссийске, в октябре прощался на этот год с морем, любуясь пышными сочинскими закатами. И вот, окончательно закрывая лето, довелось попасть на один из самых крупных городских пресных водоемов в море, если не самый большой.
Попал сюда в замечательные гости по приглашению справлявшего в Воронеже свой День рождения одного достаточно известного и мелькающего на экранах известных ток-шоу военного аналитика. Он родом из этих мест. Грех было не воспользоваться приглашением и не посетить наконец город со столь богатой историей, Город воинской славы Воронеж. А проживание получилось у колыбели русского флота, отнюдь не случайно названной Петровской набережной.
Как раз сейчас проводится ее серьезная реконструкция и приведение ее в достойный вид. Площадь озеленения составит более 4,5 гектар, протяженность облагороженной набережной составит 2,5 километра. По всей территории установят автополив газонов и красиво декорированных зеленых насаждений. Почти готов шумозащитный экран, который позволит создать здесь уютную атмосферу для отдыха жителей и гостей города. Следующим этапом через всю набережную пропустят пешеходную дорогу шириной 6 метров, которая соединит первую и третью очереди строительства. По уже сложившемуся маршруту в зеленом каркасе пустят пешеходный дублер. Также предполагается строительство велодорожек, устройство пирсов и зон отдыха. Раньше, говорят местные жители, на этой набережной было не просто страшно, а опасно для жизни появляться в темное время суток.
Губернатор региона убежден, что Петровская набережная в своем новом формате станет лучшим местом для отдыха горожан и приезжих, поскольку, во-первых, – вода, во-вторых, – правильно выстроена и пошагово реализуется концепция всего парка. К концу этого года местные власти обещают сдать по-настоящему обновленный ландшафтный дизайн этого знакового не только для города, но и всей России места. Стоимость сметы выполняемых работ первого этапа, что стало известно буквально на днях, неожиданно возросла более чем на 30% – с 762,2 миллиона до 1 миллиарда рублей. В августе началось благоустройство второй очереди Петровской набережной, которым занимаются кисловодские строители.
Стоимость работ составляет 1,12 млрд руб. Завершить их планируется к осени 2024 года. Немалое число местных жителей напрягает как постоянно сдвигаемое время открытия реконструированной набережной, так и невероятная стоимость выполняемого объема работ. Во время проведения специальной военной операции, СВО на Украине, когда армия нуждается в серьезных дополнительных денежных вливаниях порой на жизненно необходимые вещи, спокойно наблюдать как осваиваются миллиарды на, скажем так, не самое первоочередное, многим более чем затруднительно.
В чем же величие и значение этого места? А вы знали, что флот наш русский, великий и могучий родился не в Питере, а здесь, на представленном вашему вниманию месте? Начинался город и его окрестности с Белгородской засечной черты интересно сделана. Расположение крепостей, крепостиц, сигнальных башен, их устройство – факт исторический. То был еще допетровский период, защита от степняков позволила заселять и обживать этот плодородный край. Чуть позже, во времена правления государя-императора Петра I именно здесь, в Воронеже, благодаря его повелению начали строить корабли во время Азовских походов, чтобы прорубить окно в Черное море. «Морским судам – быть!» – объявил государь-император после первого Азовского похода, окончившегося провалом военной операции. Неприступная турецкая крепость Азов (Азак) удалось взять только со второго раза, построив первый свой настоящий флот и ударив им со всей мощи при поддержке бравых безстрашных донских казаков с земли.
Османской империи к концу XVII века тяжело было претендовать на передовые позиции в мире. Противником османов стала так называемая Священная лига – объединение ряда европейских государств. Священная Римская империя, Речь Посполита, Россия, Мальта и Венеция решили окончательно разрушить планы турок на продвижение вглубь Европы. Война велась на широчайшем театре военных действий – от Вены до Азова. Для российского самодержца эта война стала возможностью выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю. Несмотря на то что судьба большинства кампаний решалась на суше, новосозданный Азовский флот сыграл в сражении за крепость Азов едва ли не ключевую роль.
В «Предисловии к морскому уставу», в котором местом рождения военно-морского флота провозглашен Воронеж, рукой самого Петра Первого записано: «Усмотрено место корабельному строению угодное на реке Воронеж под городом того ж имени». Монарху очень понравилось место, где находился город, с точки зрения постройки корабельных верфей. К этому времени в городе уже снаряжали караваны грузовых лодок – стругов, на которых по реке спускали товары для донских казаков. Здесь уже были небольшие верфи и, самое главное, жили специалисты по судостроению, в окрестностях росли необходимые для верфей дубы и корабельные сосны, поэтому Воронеж был идеальным местом для постройки кораблей. Создать флот, не уступающий по всем своим качества уровню мировых держав того времени, причем в кратчайшие сроки – очень сложная задача. Флотилии у России не просто не было – страна не располагала даже нормальной корабельной верфью для ее постройки. Но Петр, как известно, с детства грезил кораблями, поэтому можно утверждать, что флот Петра Первого взял начало за 7 лет до описываемых событий, со времени подчинки подарочного английского бота в 1688 году и создания Потешной эскадры, в состав которой входило несколько безобидных яхт. В связи с этим, неутомимый русский монарх принялся энергично исправлять положение – верфь в спешном порядке построили в Воронеже. Выбор был неслучайным, ведь город стоял на одноименной реке, которая впадала в реку Дон, в свою очередь впадающую в Азовское море. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.
Размах работ, начавшихся на реке Воронеж, подтверждает тот факт, что там было задействовано более 26 000 корабельных мастеров! Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом и специально созданный в 1696 году Морской приказ, позже ставший Адмиралтейством. Руководителем приказа был назначен Ф.М. Апраксин. Почти сразу появились серьезные проблемы административного характера. Швейцарец Лефорт, хоть и был храбрым военачальником, не обладал навыками кораблестроителя и моряка. А некто Титов, заведовавший подвозом строительных материалов, до этого не имел абсолютно никакого отношения к кораблям. Кадров не хватало – приходилось ставить на местах того, кто был. Несколько улучшали положение корабельные мастера, приглашенные Петром из Голландии и Англии. Понимая, что за полгода придется создавать полноценную боевую эскадру, он искал любую возможность для ускорения работ. Например, его идеей стало строить части кораблей в отдаленных мастерских, откуда их доставляли в Воронеж и уже там собирали. Мелкие суда строили в городках и деревнях неподалеку – Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки – и как проектировщик, и как обычный плотник. 15 раз монарх был в Воронеже и в общей сложности прожил здесь 500 дней. На корабли работала вся Россия: один корабль стоил 10 000 рублей, сумма по тем временам просто невероятная. Петр увеличил налоги – брали налог за бороды, за дым, за баню.
Результатом титанических усилий стало появление достаточно мощной эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших 36-пушечных галеасов (тип парусно-весельного корабля, название переводится как «большая галера») «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галер, 4 брандеров и более 1 000 мелких судов для перевозки войск и припасов. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море. Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех – у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении – к тому времени доукомплектованные зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке. Но их попытка была обречена на провал – все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки.
Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще – заблокированный с суши и моря Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю!
С другими историческими подробностями о трудностях при дальнейшем развитии отечественного кораблестроения на верфях Воронежа можно ознакомиться здесь.
В память о колыбели русского флота в конце реконструируемой Петровской набережной пришвартован макет в натуральную величину первого корабля, построенного по приказу Петра I. «Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») – первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 года на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич лично, а в его отсутствие за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Вы можете видеть корабль-музей, готовый рассказать о многом, что не разместилось в этом очерке, на фото под заголовком этого очерка.
Надеюсь наше с вами путешествие к колыбели русского военно-морского флота оказалось приятным и полезным. Если это так, делитесь этой информацией с друзьями, родными и близкими. Мне же пора собираться в путь-дорогу обратно в родные края. В гостях хорошо, а дома точно лучше!
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», руководитель проекта «Попечение»