Источник: Русский Вестник
Если кто видел долго лежащие в лесу спиленные деревья, то обращал внимание, что из стволов этих деревьев, у которых обрезали крону и ветви, из сучков еще пробиваются зеленые с листочками побеги. Иной раз уже и кора начинает отслаиваться у этих бревен, а из сучков их еще исходят последние токи жизни. Дерево умирает, почти умерло, но все же изо всех сил пытается жить. Поваленное дерево обречено, но и в таком состоянии оно все-таки живет. Так и Россия. Она подобна спиленному кедру, который расчленен, разрезан на отдельные бревна или чурбаки, но и эти чурбаки пытаются жить, несмотря на приведенный в исполнение приговор. И все-таки зеленые побеги от поваленного древа – это реликт накануне окончательного угасания. Так было с Римом, так было с Византией, так будет и с Россией. Последние всплески жизни не есть сама жизнь. А потому впору задаться непраздным вопросом «Как возродить ее – жизнь? И возродить во всей полноте».
Прежде чем начать разговор о Богомольческом движении, надо прежде выделить его главную направляющую силу. Эта сила должна заключаться, как и все дело спасения человека, в стремлении к совершенству. Потому что, так же как невозможно паруснику без попутного ветра доплыть до спасительной гавани, так и без стремления к совершенству невозможно угодить Богу. Совершенство же, особенно если это касается дела любви, не имеет предела. И исполнять его может лишь тот, чье сердце способно вместить в себя боль и страдания, если не всего мира, то хотя бы ближнего человека. Как говорил о том старец Паисий (Эзнепидис): «Православие – это когда чужая боль становится своей!» Речь идет об оружии скорби.
Могут спросить: разве нельзя просто ходить крестными ходами? Просто молиться? Ведь крестный ход – это богатство впечатлений. Это встречи с новыми людьми. Это силы на многие месяцы вперед.
Да, наверное, можно и так. Но только если человек не идет по пути сораспятия со Христом, не идет по пути восприятия чужой боли, то и не будет в нем преображения сердца, не будет того, о чем сказал свт. Игнатий (Брянчанинов) в слове «О монашестве»: «…в меру жития, в меру внутреннего очищения раскрывается Евангелие и познается Божественная истина». Особенно наглядно об этом говорит богомольческий опыт последних трех-четырех лет. Вспомним, что в Великорецком крестном ходу 2020 года прошли не десятки тысяч богомольцев, как было всегда, но «малое стадо» верных – пять тысяч вместо пятидесяти. То же самое происходит и с Почаевским крестным ходом, когда люди рисковали своей безопасностью и даже жизнями. Вновь те же пять тысяч вместо пятидесяти.
Зададим вопрос: почему в обоих случаях прошла лишь десятая часть от числа прежних участников?.. Ответ может быть таким: потому что одни смогли взять на себя чужую боль, а другие – нет. У одних в сердцах раскрылось Евангелие, а у других – нет. Одни познали душей Божественную истину, а другие?..
О крестных ходах говорят подчас как о монастырях в движении. Общее здесь может быть не в буквальном следовании монастырскому уставу, а в том, что итогом как монашества, так и Богомольчества должно стать рождение «новой твари» и нового человека. На что особо указывал в своих трудах свт. Николай Сербский.
Другая сходная сторона состоит в том, что и крестный ход, и монастырь – это домены. Домен – исконно русский тип общности. Как говорил о том Л. Гумилев: «Русский человек живет доменами». Отсюда не случайно, что именно по этой причине русский и может вместить в себя чужие культуры, чужие языки и, ассимилировав, сделать своими. Домен всегда выше, чем землячество или род. Он родственен духу соборности. Именно по этой причине молитва богомольцев очень скоро делает их единой соборной личностью. В этом и состоит главная суть богомольческого домена: идущие в крестных ходах люди разных национальностей и культур очень скоро становятся братьями и сестрами во Христе. И это братство бывает порой более прочным, чем братство по крови.
Обращаясь к нашему времени, можно с удовлетворением сказать, что богомольческое движение возрождается и многие крестные ходы стали уже традиционными. Кроме Великорецкого крестного хода, которому уже более 600 лет, стало традиционным шествие из Храма на Крови в Екатеринбурге в монастырь на Ганину Яму. В течение 19 лет совершалось молитвенное шествие из Николо-Тихонова Лухского монастыря в Ипатьев монастырь Костромы. Также постоянно совершается крестный ход из Воронежа в Задонский монастырь. Подобным образом проходит шествие из Курской Коренной пустыни в кафедральный собор Курска. А в дни памяти прп. Серафима Саровского – из Сарова в Дивеево. Если говорить о Новороссии, то начиная с 2014 года и по настоящее время по Донбассу постоянно совершаются (как местными силами, так и силами приезжающих россиян) автомобильные и пешие крестные ходы. Традиционным стал крестный ход по монастырям Крыма. В течение ряда лет проходит крестный ход из обители в Годеново, в монастырь Сошествия Креста близ села Антушково. Уже четыре года совершается международный автомобильный крестный ход с копией Небоявленного Креста (в просторечии – Годеновский).
Поэтому не случайно, что в нынешнем 2023 году, в год 600-летия явления Креста на Сахотском болоте, проходит Всероссийский автомобильный крестный ход, с новой его копией. Сначала Крест провезли из Мурманска до Севастополя, а затем из Бреста он поехал во Владивосток. На праздник Казанской иконы Божией Матери Крест должен вернуться в Москву.
Крестоходная традиция возрождается, но тем не менее почивать на лаврах рано. Для того чтобы утвердить традицию, усилий одних только энтузиастов недостаточно. Например, по предложению общественного деятеля С.В. Забурниягина, который провел в 2021 году крестный ход «Великий Северный Русский путь» из Москвы на Соловки. Он же в течение нескольких лет ежегодно проводит крестный ход из села Тайнинского в Троице-Сергиеву лавру). Необходимо создать целую сеть пешеходных дорог со всей инфраструктурой, по которым богомольцы могли бы совершать молитвенные шествия. В деле воплощения этой идеи нам можно поучиться у богомольцев из-за рубежа. Например, в Испании, Франции и Португалии десятки тысяч паломников совершают ежегодные шествия в испанский городок Сантьяго-де-Компостела к мощам св. ап. Иакова. Всего насчитывается 15 главных маршрутов. С Х века, когда северные провинции Испании были освобождены от мавров, к гробнице апостола стали совершаться пешие паломничества. Заметим, что путь св. Иакова лишь по испанской территории занимает 675 километров, а по Франции – 800 километров. Со временем по маршруту было выстроено много монастырей и базилик, где паломники могли бы остановиться на ночлег. Сейчас по маршруту построено множество гостиниц и постоялых дворов. Но с XVI века из-за эпидемий и войн число паломников к гробнице св. Иакова уменьшилось, и во второй половине ХХ века этим маршрутом уже ходили единицы.
Значительный вклад в деле возрождения пути св. Иакова внес католический священник, доктор наук Элиас Валинья Сампедро. Еще в 1965 году он защитил диссертацию на тему «Путь святого Иакова», но только в 1983 году написал «Путеводитель паломника», а затем промаркировал желтыми стрелами весь маршрут от Франции («Путь французских королей») до Сантьяго-де-Компостелы. Лишь после этого общество проявило интерес к забытому маршруту. Взрыв же интереса к пути св. Иакова начался после издания в 1987 году романа Пауло Коэльо «Дневник мага». Поэтому сейчас по пути св. Иакова проходят ежегодно по 150 тыс. паломников.
Подобный же маршрут существует и в Ирландии – к горе св. Патрика, а также в Италии – по местам Франциска Ассизского.
Если говорить о довоенной Сербии, то такого рода маршрут был разработан и свт. Николаем Сербским, когда многотысячный крестный ход, пройдя по православным обителям, завершал свое шествие в монастыре Дивостин (Девичий Стан). Ежегодно в Дивостине по окончании крестного хода проходили духовные форумы, совершались культурные мероприятия, на которые приезжали также гости из-за рубежа.
Поэтому сегодня, когда появилось движение по возрождению крестоходных традиций, движение по созданию паломнических маршрутов, надо все же не гнаться за числом паломников, но необходимо вспомнить, чему учил нас свт. Николай Сербский. Опыт Николая Сербского понуждает иначе думать о задачах Богомольчества. Он понуждает нас вспомнить, чему учили древние святые отцы. Понуждает прийти к пониманию, что народ – это соборная личность, а Церковь – это соборно-иерархический организм. Тайна сия велика. Именно над реализацией этой тайны и работал многие годы свт. Николай Сербский. Согласно его учению, Богомольчество – это школа покаяния и школа соборности. Это училище соборности, где люди обретают во Христе одну душу, одно сердце и одно стремление. Богомольческое движение – это путь покаянного возвращения к истокам, возвращения к изначальному, возвращения к Богу. Это путь рождения во Христе «новой твари» и нового человека. Потому что не реликтовых хилых ростков умирающего древа ждет сейчас Господь, но рождения нового человека. Вот об этой глубинной сути Богомольчества, пожалуй, и надо сейчас думать в деле утверждения крестоходных традиций.
Александр СОРОКОВИКОВ