– Выставка получилась сильнее, чем в прошлый раз, есть что посмотреть, – то и дело слышала я мнение пришедших на открытие выставки-фестиваля христианского искусства «Видеть и слышать». Это говорили художники-иконописцы, искусствоведы и просто любители искусства. И я с ними соглашаюсь, хотя можно добавить, что не сильнее даже, а цельнее, хотя на ней вновь представлен широкий спектр искусства Церкви нашего времени.
Вообще, увы, сегодня с выставками современного церковного искусства ситуация складывается не совсем так, как хотелось бы, если говорить в общем. Чаще происходят некие междусобойчики (слово не очень литературное, но более точное подобрать сложно). Организаторы выбирают, в основном, художников или по идеологическим (в смысле отношения к искусству) предпочтениям, или по близко-дружественным связям, причем часто эти пункты совпадают. И ты с тоской идешь на очередную заявленную выставку, досконально зная, что ты там увидишь, ведь те самые предпочтения организаторов хорошо известны. Или не идешь, потому что чего время тратить?
У организаторов «Видеть и слышать» тоже есть личные художественные предпочтения. Но мы о них не догадываемся. Точнее, можно назвать одно предпочтение – церковное искусство во всем его разнообразии и сложности. И вот уже второй раз выставка оказывается сюрпризом, хотя вроде бы тоже представляешь, какие мастера будут выставлять свои работы, и так далее.
Христос Пантократор, копия мозаики XIII в. из Софии Константинопольской. Сделана Ольгой Леоновой под руководством Светланы Васютиной. Фото – протоиерей Андрей Кольцов
Как и в прошлом году, выставку открывают копии шедевров христианского искусства, мастерски сделанные студентами ПСТГУ в разное время под руководством опытных мастеров. Сразу делается акцент: на что должны опираться художники, работающие для Церкви, наглядно демонстрируется, какова она, церковная традиция. Это, например, мозаичная икона «Христос Пантократор» – копия мозаики XIII века из Софии Константинопольской (сделана Ольгой Леоновой под руководством Светланы Васютиной); архангел Гавриил и Дева Мария из композиции «Благовещение» – копия фрески XII века церкви св. Георгия в Курбиново, выполненная Александром Чеботаревым, Анастасией Алексеевой и Александрой Ханеевой под руководством Алексея Крючкина. Шаг – и вот ты уже в пространстве современного церковного искусства, очень разного.
Сладкое лобзание (Гликофилуса; 2022). Художник – Евгений Максимов
У многих экспонатов выставки хочется останавливаться, причем подолгу. Конечно, здесь есть работы мастеров – тех, кто стоял у истоков возрождения церковного искусства более трех десятилетий назад. Причем это не только старые, но и новые работы. Прекрасны иконы Богородицы, написанные Евгением Максимовым: «Сладкое лобзание» («Гликофилуса»; 2022) и «Одигитрия» (2012). Икона «Тайная вечеря» Александра Чашкина (2022) – непривычного формата, ее композиция тоже непривычна, но в ней, однако, очень зримо объясняется суть Евхаристии…
Тайная вечеря (2022). Художник – Александр Чашкин
Преподобные Симеон Мироточивый и Анастасия, родители святителя Саввы Сербского на фоне Хиландарского монастыря. Художник – Лариса Гачева
Христос и дети. Художник – Лариса Гачева
Лариса Гачева представила две иконы – «Преподобные Симеон Мироточивый и Анастасия, родители святителя Саввы Сербского на фоне Хиландарского монастыря» (2021) и «Христос и дети» (2023), которая написана для домового храма Свято-Петровской школы. В иконе «Христос и дети» текст – строчки из Евангелия от Луки, в которых Господь велит пропускать к Нему детей, «ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 16), – работает вместе с изображением, раскрывая и дополняя его. Художник выбирает очень точную композицию: в центре – Христос на троне, Его фигура здесь самая главная, ведь именно к Нему приходят люди, ведут детей. Композиция и историческая, иллюстративная, передающая евангельский сюжет, и одновременно показывающая, что необходимо каждому человеку в стремлении ко Господу. В руках у Спасителя – открытое Евангелие на строчках из Благовествования от Марка в переводе на русский: «Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15)
Величественный образ Илии Пророка создал Максим Богданов в мозаике для храма Илии Пророка (ул. Ильинка, Москва; 2023). Здесь тоже проявилось присущее художнику умение находить точные цветовые соотношения, тонкость рисунка.
Илья Пророк. Автор мозаики – Максим Богданов
Икона Божией Матери «Владимирская». Художник – Дмитрий Лисиченко-Лисица. Фото – протоиерей Андрей Кольцов
Спаситель. Художник – Дмитрий Лисиченко-Лисица. Фото – протоиерей Андрей Кольцов
Хочется отметить и красивые, тонко и вдохновенно сделанные художником Дмитрием Лисиченко-Лисицей иконы Спасителя (2015) и Божией Матери «Владимирская» (2023).
Было бы хорошо, если бы выставка окончательно стала ежегодной. Тогда появилась бы возможность сравнивать работы одного и того же художника, его развитие. Она проходит второй год, и уже интересно наблюдать за тем художественным путем, по которому движутся иконописцы. Как пример можно привести работы Светланы Ржаницыной. Ее нынешние работы стилистически отличаются от тех, что она выставляла в прошлом году: видно, что художник думает, ищет, но ищет в рамках традиции.
Марфа и Мария (2022). Художник – Светлана Ржаницына. 40х30, силикат на штукатурке
Помазание ног Иисусу (2022). Художник – Светлана Ржаницына. 40х30, силикат на штукатурке
Пустите детей приходить ко Мне (2022). Художник – Светлана Ржаницына. 40х30, силикат на штукатурке
Интересно, что даже те, кого принято относить к «левому» крылу (не люблю это условное, странное, необъективное деление, но использую, чтобы было понятно, о чем речь), выставили достаточно цельные и созидательные, если можно так сказать, образы. Так, Роман Лоборук представил икону «Спас Неруковторный» – вполне серьезный образ, в котором нет стремления сделать «сложно», гипертрофированно.
Спас Нерукотворный. Художник – Роман Лоборук. Фото – протоиерей Андрей Кольцов
Но без контрастов – сравнений (пусть и невольных) – на выставке не обошлось. Так, на одной стене оказались утонченная икона «Святая великомученица Екатерина» Ирины Зарон (сложная по цвету работа, глядя на которую, ты понимаешь, как тщательно, долго и внимательно работал художник) и мозаика «Рождество Христово» Дарьи Смирновой (здесь больше стилизации и стремления сделать «необычное», причем быстро; любой, кто сталкивался с искусством, в том числе с искусством мозаики, это поймет). А мое твердое убеждение заключается в том, что работать для Церкви нужно серьезно, а не стремиться сделать ярко и непохоже на других. Тогда получаются прекрасные произведения, в том числе такие, как у Ирины Зарон.
Святая великомученица Екатерина. Художник – Ирина Зарон
Рождество Христово. Художник – Дарья Смирнова
Выставка позволяет заметить, как по-разному работают одни и те же художники в разных пространствах. Например, автором двух проектов – храма святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге и храма Всех святых в поселке Шаховская Московской области – выступил Александр Солдатов.
Храм всех святых. Поселок Шаховская (Московская обл.). Автор проекта – Александр Солдатов
Храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге. Автор проекта росписи – Александр Солдатов
Путь в Вифлеем. Авторы мозаики – Андрей Рогов и Александр Крестовский
Христос Пантократор. Художник – Андрей Рогов
Много интересных мозаичных работ представили Андрей Рогов и Александр Крестовский: как совместных, например «Путь в Вифлеем» (2023), так и отдельных – «Христос Пантократор» (2022; автор – Андрей Рогов), «Иоанн Предтеча» (2022–2023; автор – Александр Крестовский). Их работы отличает внимательная работа над образом, работа с мелким модулем смальты. Часовня Вифлеемских младенцев в Павловской слободе (Московская обл., 2023), мозаики которой сделаны в мастерской, руководимой этими художниками, – пример того, что архитектура и монументальное искусство (в данном случае мозаика) сосуществуют в тесной связи и помогают друг другу, что позволяет художникам раскрыть запланированную художественную богословскую программу благоукрашения храма. Думаю, этот объект заслуживает отдельного разговора.
Венчание Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской для храма Воскресения Словущего в Коломне (2023). Художник – Владимир Потлов
Часовня Вифлеемских младенцев в Павловской слободе. Мастерская Андрея Рогова и Александра Крестовского
Важно, что в экспозиции рядом с отдельными иконами, мозаиками, примерами бронзового литья (работа «Венчание Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской» (2023) Владимира Потлова для храма Воскресения Словущего в Коломне) представлены фотографии проектов благоукрашения конкретных храмов (о некоторых уже упоминалось).
Храм Трех Святителей в Архангельском. Автор проекта художественного оформления Александр Корноухов
Безусловно, уже заняло свое место в истории церковного искусства мозаичное убранство Трехсвятительского храма в Архангельском (пос. Коммунарка Московской обл.), которое разрабатывал Александр Корноухов (2004–2016). Как у яркого художника, у Корноухова много подражателей, их узнаешь сразу, издали. И издали же еще, даже без очков, понимаешь: это именно подражатели, не Корноухов. Просто положить неровно камни и смальту разного размера – это про другое: нужно прежде всего понимание, что значит глубина образа, композиция, чувствование, как работать с разномасштабностью камней.
Макет храма святителя Спиридона Тримифунтского в Коптево (Москва). Автор – Андрей Мясоедов, 2022–2023
Андрей Мясоедов представил макет мозаичного убранства храма святителя Спиридона в Коптеве (Москва). Храм большой, сложный по архитектуре, но художник грамотно – и богословски, и художественно – решил его. Хочется надеяться, что проект будет полностью воплощен в действительность.
За представленными на выставке иконами можно увидеть и историю – людей, которые их делали, или того места, для которых икона создавалась.
Святитель Спиридон Тримифунтский. Художник – Иван Лубенников
Так, Иван Лубенников сделал композицию «Покров Богородицы» и еще три мозаичных образа – святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Мирликийского, святителя Спиридона Тримифунтского для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Перхушково под Москвой. Иван Леонидович и его жена, художник Наталья Васильевна Глебова, – прихожане этого храма. В нем Ивана Леонидовича и отпевали. Четвертую, запланированную, икону преподобного Сергия Радонежского он не успел сделать. Но теперь икона преподобного украшает стену храма – ее сделала Наталья Глебова, завершив дело мужа не только в художественном, но и в духовном смысле.
Преподобный Сергий Радонежский. Художник – Наталия Глебова
Фон иконы «Спас Вседержитель», сделанной Богданом Лавриненко (2023), – осколки фресок XVIII века из храма в селе Крохино Белозерского района Вологодской области. Село было затоплено в 1960-х годах при строительстве Волго-Балтийского водного пути. Сейчас идут попытки спасти храм, производится его укрепление, консервация, и художника попросили сделать такую икону, использовав тот материал, что удалось собрать реставраторам. В храме будет размещена путевая часовня, туда и поставят икону Спасителя. Так что утерянные произведения церковного искусства своеобразным образом вернутся на то место, где когда-то были созданы, будучи частью мозаичного образа.
Спас Вседержитель. Художник – Богдан Лавриненко
С высокого и торжественного настроя, который дает выставка в целом, ненадолго сбила экспозиция, где на баннерах – информация о крупных мастерских с номерами телефонов. Да, художники живут за счет заказов, и нужно, чтоб их было больше, причем не только для художников, но и для развития церковного искусства. Но все-таки в данном контексте это выглядело несколько неуместно.
Но это – нюанс. В целом же впечатление от выставки очень хорошее. Потому что организаторам снова удалось создать объемную картину того, что происходит в современном церковном искусстве. Лично мне из увиденного что-то нравится, что-то очень близко не просто в эстетическом смысле, а именно в духовном, что-то категорически не близко ни в каких смыслах… Важно, что выставка дает каждому посетителю увидеть это. Названные выше работы – лишь часть огромной экспозиции.
По законам жанра следует делать выводы, чтобы поставить точку. Но лучше поставлю многоточие. Как там говорится в известном советском фильме: «Многоточие… В каких случаях ставится многоточие? Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди!» А у церковного искусства еще точно многое впереди, поскольку оно настоящее и про Настоящее. Художники будут, опираясь на традицию, продолжать искать, как передать в красках глубину, сложность и красоту христианства. И у них, кто делает это по-настоящему, а не ради того, чтобы создать «необычно», получится (и получается). Ждем следующую выставку.