5 октября 2023 года в Краснодаре на площадке православного молодежного кафе «Сретение», что у Храма Рождества Христова в микрорайоне Юбилейном, состоялась одна очень знаковая встреча. На ней в деталях обсуждалось подписанное 39 руководителями общественных организаций Краснодарского края обращение к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию о причислении генералиссимуса Александра Васильевича Суворова к лику местночтимого святого Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви. По ее итогам завершена подготовка обращения к губернатору (главы администрации) Кубани.
Сначала небольшая историческая справка. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – выдающийся русский полководец, один из немногих всенародно признанных национальных героев России. За свою долгую службу с 1748 по 1800 годы великий полководец награжден всеми из существующих на тот момент (!!!) орденами Российской империи, вручавшимися мужчинам. В его наградном списке орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия всех трех степеней, орден Святого Владимира, орден Святого Александра Невского, орден Святой Анны, Мальтийский крест (орден Святого Иоанна Иерусалимского), он дважды обладатель Золотого оружия «За храбрость», приравниваемого к знакам воинского отличия. Кроме того, он – обладатель семи иностранных орденов: австрийского ордена Марии Терезии, прусского Ордена Черного орла, прусского Ордена Красного орла, баварского ордена Святого Губерта, сардинского ордена Святого Благовещенья, савойского ордена Святых Маврикия и Лазаря, французского ордена Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского. Также Александр Васильевич получил еще и два высших иностранных военных звания – генерал-фельдмаршал Священной Римской империи (за совместные боевые действия) и великий маршал войск пьемонтских (за разгром французов). Такого количества регалий на момент смерти графа Суворова российская военная история еще не знала. А получены все эти ордена не за красивые позы и придворное шарканье по паркету, а за блестящие военные операции – сражение при Козлуджи (1774), Кинбурнскую баталию (1787), сражение под Фокшанами (1789), битву при Рымнике (1791), штурм Измаила (1790), штурм Праги (1794), сражение на реке Адда (1799), битва при Треббии (1799) и битву при Нови (1799). Ему пожалованы дворянские титулы: князь Италийский – за победы в Италии, граф Рымникский – за Рымникскую победу, князь с титулом Кузен короля и гранд Сардинского королевства.
Безусловно, он был гениальный полководец, но только этим объяснить его непобедимость невозможно. Благочестие Александр Васильевич считал одним из необходимых качеств воина: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». Для воинов была обязательная молитва: «Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае чудотворче, моли Бога за нас». Суворов настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Ни одну баталию не начинал без молебна. Иногда объявлял перед сражением постное время. Например, началу штурма крепости Измаил, которую турки считали неприступной, предшествовали три дня поста. Известный исторический факт – 1 октября 1787 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадились на берег, чтобы овладеть крепостью Кинбурн, которую защищали войска под командованием полководца. Он с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые были уже на Кинбурнской косе. Однако Суворов отстоял обедню до конца, веря в покровительство Царицы Небесной. В итоге была одержана победа. В благодарность Богу и Матери Божией за это очередное явленное ему и всей России Чудо построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его служение людям и Отечеству было безусловно жертвенным. Он никогда не думал о себе, всегда был готов положить душу за други своя. Образ жизни вел предельно аскетический. Спал почти всегда на соломе и питал отвращение ко всему, что могло изнежить человека. Свято соблюдал церковные уставы, а, будучи уже фельдмаршалом, во время церковных служб в своем имении сам звонил на колокольне, разжигал кадило и подавал священнику, выполнял послушание чтеца в храме. За два года до своей кончины решил стать монахом, подавал прошение императору, но вместо пострига был направлен в знаменитый поход на французов через итальянские Альпы, названный впоследствии историками «Швейцарским походом». Он стал венцом славы великого русского полководца.
Как сообщает интернет-портал «Православие.ру», великий воин, все упование возлагавший на Господа, скончался в Петербурге в доме своего племянника. Две недели продолжалась тяжелая болезнь. 6 мая 1800 года он пожелал приобщиться Святых Христовых Таин. После исповеди и причастия сказал: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души – у Престола Всевышнего». С молитвой отошел он в этот день ко Господу. 12 мая совершилось отпевание в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. И справедливо отмечает: «Высокое личное благочестие Александра Суворова, поднимавшее его на уровень святости, явило плоды при многолетнем исполнении тяжелых обязанностей полководца». Источник.
Пришло время рассказать об идее, долгие годы продвигаемой на всех возможных уровнях законодательной и исполнительной власти Российской Федерации Константином Кудиновым, председателем Краснодарского регионального общественного движения в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви. Далее – Движение.
Прославить воина-христианина Суворова в лике местночтимых святых
Движение учреждено в 2010 году и основными его задачами на тот момент стали:
- Сбор и систематизация примеров народного почитания генералиссимуса Суворова;
- Популяризация его воинского и духовного подвига как нравственного ориентира для духовно-патриотического воспитания молодежи.
Однако со временем, по мере обращения к наследию Суворова, перед создателями Движения и примкнувшими к ним единомышленниками открылось обширное поле деятельности не только для сбора примеров народного почитания, но и для формирования будущего образа России через внедрение принципов суворовской «Науки побеждать» в современные стандарты образования и жизни, то есть, формированием примеров народного почитания исполнением суворовских заветов.
В настоящее время идет процесс собирания в Краснодарском крае суворовского духа, кристаллизации Суворовского Братства. Движение воплощает это в жизнь, где каждый участник вносит жертвенный вклад в историю прославления непобедимого полководца. Это происходит по молитвенному обращению к непобедимому русскому воину-христианину, Александру Суворову, который дал более 60 сражений и не проиграл ни одного, который регулярно разбивал малым числом значительно превосходящие по численности силы противника, войска Османской империи, Франции, прусских драгун, отряды польских, пугачевских (после ареста атамана) и ногайских бунтовщиков, а так же победил чуму в Крыму, который строил укрепления на Дону и Кубани, в Финляндии и в Одессе, который брал неприступные крепости и неприступные горы, который разработал «Науку побеждать», создал революционно удобную и практичную полевую форму для своих солдат. Именно он нам указывает дальнейшую стратегию развития Движения.
После присоединения Крыма началась разработка программы, способствующей созданию условий для реализации «Науки побеждать» в общероссийском масштабе.
Наука побеждать по-суворовски
Александр Васильевич Суворов оставил богатое теоретическое наследие в виде многочисленных приказов, инструкций, диспозиций, не говоря уже об обширной также очень поручительной и полезной не только военным переписке. Среди литературного наследства Суворова выдающееся место бесспорно принадлежит «Науке побеждать». Эта уникальная по своему содержанию книга по своему назначению и форме является наставлением по строевому и тактическому обучению войск. Она состоит из двух частей:
- «Ученье разводное, или пред разводом»;
- «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом».
Первая часть представляет собой примерный план и содержание типового тактическо-строевого ученья войск: батальона, полка и выше, и предназначалась, видимо, в качестве руководства для командиров частей. Вторая часть, получившая наиболее широкую известность, представляет своего рода тактическую памятку для солдат, в которой, впрочем, излагаются не только тактические указания, но и все основные правила солдатского поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воина. В целом «Наука побеждать» в своеобразной и оригинальной форме в предельно сжатом виде раскрывает сущность суворовской тактики и суворовской системы обучения и воспитания войск. Тактика Суворова логически вытекала из его стратегических взглядов на общие принципы ведения войны.
Александр Васильевич, больше, чем кто-либо из русских военных деятелей прошлого, был сторонником активной наступательной стратегии, ставившей уничтожение армии противника главной задачей войны, а бой – основным средством решения этой задачи. Соответственно этому тактика Суворова была проникнута духом самого решительного наступления. Стремительное наступление, атака, удар в штыки, преследование – вот те формы боя, которые преимущественно признавал и применял Суворов. Наступательная тактика, конечно, не является «открытием» Суворова. П.А. Румянцев, например, дал блестящие образцы наступательных действий и указал на преимущества наступления перед обороной. Однако только Суворов мог раскрыть природу современного ему боя, теоретически обосновать преимущества наступательной тактики, разработать ее основные принципы и технику ведения наступательного боя.
Отличительной чертой тактических приемов Суворова – видов маневра, построения боевых порядков, размещения в них родов войск и так далее является их конкретность, отсутствие всякого шаблона, учет всех элементов обстановки, в первую очередь противника. «Наука побеждать», впитавшая в себя многолетний боевой опыт борьбы с различными противниками, учит этой конкретности и гибкости («линией против регулярных…» и т.п.). Простота и конкретность характеризуют и выбор маневра Суворовым. Основное, чем учит руководствоваться «Наука побеждать», – выбор слабого пункта у противника («в крыло, которое слабее»). Однако это не шаблон. Может случиться, что придется атаковать и «крепкое» крыло и центр. Суворов тщательно изгоняет из программы обучения все, что способно в какой-либо степени понизить моральный дух солдата, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. Об отступлении же (о ретираде) Суворов запрещает даже и помышлять, прямо противопоставляя здесь свои требования положениям устава.
Вместе с тем нужно понимать, и на этом ставил акцент и сам Суворов в своих трудах – правильная тактика и высокие моральные качества войск еще не обеспечивают успеха. Нужна соответствующая выучка войск. Суворов придавал очень большое значение обучению войск. Еще в 1770 году он писал: «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать от искусства, которое вырастает от испытаниев при внушениях и затверждениях каждому должности его». Таким образом непобежденный никем в своих многочисленных сражениях генералиссимус создал свою систему обучения и воспитания не только войск, но каждого человека, его личности как таковой!
Общие принципы и методика обучения и воспитания войск находятся в полном соответствии с тактическими взглядами Суворова и составляют единое стройное целое. «Наука побеждать» дает полное представление о суворовских принципах и методах обучения и воспитания войск. Все качества, несовместимые с суворовскими требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу и тому подобное Суворов объединяет в собирательный тип «немогузнайки». «Проклятую немогузнайку» Суворов считал язвой для армии, «неприятелем больше богадельни». Более высокие моральные качества русского солдата дали Суворову основания для выработки своей «смелой нападательной тактики». В свою очередь сама эта тактика дает огромное моральное превосходство нападающему перед обороняющимся. «Наука побеждать» вскрывает это моральное преимущество наступления.
Суворов воспитывал в солдатах уверенность в своей силе, непобедимости, превосходстве над любым противником («Богатыри! Неприятель от вас дрожит!»). Суворовский солдат должен был быть убежден, что для него нет неодолимых препятствий. «Ров не глубок, вал не высок!» Ни лес, ни болото не могут задержать наступления, даже через реку – тяжело, но не невозможно. Кавалерия должна всюду пройти, где проходит пехота, кроме разве болота, а казаки – те «везде пролезут». В словах Суворова, обращенных к солдатам, не было ни хвастовства, ни демагогии; была уверенность в своих чудо-богатырях, и эта уверенность передавалась солдату. Напоминания о славных традициях, о недавних боевых делах – Измаил, Прага – давали призывам этой уникальной по всем характеристикам личности реальную историческую почву.
Сила воздействия лично Суворова на солдатскую массу была необычайно велика. Бойцы безгранично верили в своего полководца и ловили каждое его слово. А он умел говорить с солдатами просто и понятно, зная цену меткому острому словцу, сказанному вовремя и к месту.
Суворов мог потребовать от солдата огромного физического и морального напряжения, но солдат не должен сосредоточивать свою мысль на трудности или опасности того, что он делает. По суворовской терминологии в «Науке побеждать», тяжелый солдатский ранец – не «ранец», а «ветер»; взвод не «поднимается с привала», а «вспрыгивает, надевает ветры, бежит вперед»; колонны «летят» через стены на крепостной вал, солдаты «скачут» через вал. Язык «Науки побеждать» – образный, меткий, настоящий русский народный язык – вполне соответствует задаче и духу этого замечательного произведения А.В. Суворова. «Наука побеждать» является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в творческие силы простых русских людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине. Есть что-то общее, что роднит суворовскую систему воспитания русского воина с педагогической системой трудовых коммун выдающего советского педагога Антона Семеновича Макаренко. А именно с военно-строевым компонентом его программы.
Далеко не все знают, что изначально прообраз ставших позднее знаменитыми на весь мир своими успехами по перевоспитанию сложных, запущенных подростков трудовых коммун создавался совместно с братом Макаренко Виталием. Он отвечал за дисциплинарный блок, поскольку в свое время служил в рядах Русской императорской армии. Участвовал в ряде сражений Первой Мировой войны, был четырежды ранен. Последнее ранение получил в ходе знаменитого Луцкого (Брусиловского) прорыва в битве на реке Стоход. За это сражение Виталий Макаренко был произведен в поручики и награжден орденом Святого Владимира IV степени. После выздоровления был признан непригодным к строевой службе и оставлен в тылу. В 1917 – 1919 годах вместе с Антоном Семеновичем преподавал в школе города Кременчуг, где создал драматический кружок, а также ввел в программу школьных занятий обязательные элементы строевой службы. Некоторые из этих нововведений были позднее использованы педагогом Макаренко. В июне 1919 года Виталий Семенович вступил в ряды белой Добровольческой армии, был зачислен в контрразведку, позднее служил на бронепоезде «Генерал Марков» в составе Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР). В 1920 году в составе армии генерала Врангеля эвакуирован на полуостров Галлиполи в Турции, откуда перебрался во Францию. За что, собственно говоря, память о нем и была стерта из всех советских учебников истории и педагогики. Вынужденно покинув родное Отечество, он достойно прожил долгую жизнь (1895 – 1983) в Париже в статусе держателя лучшего фотоателье французской столицы. Антону Макаренко так и не удалось увидеть своего брата – этот момент заблокировали в НКВД навсегда, запретив вообще любой контакт родных людей. Но это отдельная история и особый разговор. Кому интересно, может посмотреть документальный фильм об этой во многом поучительной истории, а также узнать, почему почитаемый во всем мире создатель уникальной системы перевоспитания не преподается в России.
Вернемся к наследию Александра Васильевича Суворова. Его тактическая школа, как и военно-педагогическая система, находилась в противоречии с существовавшими социально-экономическими отношениями крепостнического строя того времени и поэтому не имела предпосылок сделаться господствующей, официально принятой школой русской армии в XIX веке. Но суворовский период не был и безплодным взлетом русской тактической мысли. Ученики и сподвижники Суворова – Кутузов, Багратион, Милорадович, Платов, Раевский, Кульнев и другие выдающиеся русские полководцы следующего за ним поколения продолжали его школу и сохранили суворовские принципы для русской армии. Все лучшее, что она дала в области тактики в течение последующего, XX-го столетия, в той или иной степени питалось заветами суворовской «Науки побеждать».
Образ непобедимого Суворова вдохновлял советских воинов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в дни Великой Отечественной войны, вдохновляет и помогает в прямом смысле не просто выжить, но и победить врага, захватить его плацдармы и сейчас, во время проведения специальной военной операции (СВО) на Украине.
При этом в беседах с незнакомыми с этим уникальным произведением генералиссимуса, с его военным тактическим и воспитательным гением, рожденным в опыте трудных изнурительных военных операций, из которых, следует отметить, Суворов НИ ОДНОЙ не проиграл за всю свою долгую жизнь, речь мы должны вести не только о пользе «Науки побеждать» для военного дела, но и акцентировать внимание на том, что суворовская тактика, как показала практика, может с успехом применяться и при построении своих коммерческих проектов, просто в обыденной жизни при решении самого различного рода задач.
Шаги к прославлению полководца на уровне Краснодарского края
Поле деятельности в рамках Краснодарского регионального общественного движения в поддержку прославления А.В. Суворова в лике Церкви обширно, поскольку имя Суворова привлекает людей самых различных взглядов, национальностей и даже вероисповеданий. По степени восприятия различных ценностей, общественные направления можно подразделить на несколько групп:
• Суворов – герой. Основа формирования героического духа и воинской славы современности.
• Суворов – наша слава. Наше культурное, историческое и геополитическое наследие.
• Суворов – святой. Духовное подвижничество – основа всех поступков и оправдание своего жизненного пути.
Кроме того, идея прославления Александра Васильевича в лике для начала местночтимых святых Екатеринодарской и Кубанской епархии открывает другие виды деятельности, не позволяя им опускаться до бытового уровня и не выставляя их напоказ в гипертрофированном виде.
Ознакомившись с содержанием обращения на имя главы Кубанской митрополии, митрополита Григория (Петрова), читатель поймет, о чем идет речь.
+ + +
От имени коллективов наших организаций выражая мнение подавляющего большинства наших соратников присоединяемся к прошению и предлагаем наше содействие и помощь в сборе материалов и свидетельств святости, примеров народного почитания русского Архистратига.
Первый документ о строительстве казачьей столицы Екатеринодара, подписанный Таврическим вице-губернатором Карлом Габлицем в 1793 году, в частности, гласил: «… о построении по-над Кубанью главного войскового города и селений его сиятельству господину генерал-аншефу и кавалеру Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на разрешение от меня предоставлено» (ГАКК, ф. 249, оп. 1, д. 239, л. 20; д. 223, л. 9. — скан-копия документа прилагается). Возвращение командира Черноморского войска в свои селения в Екатеринодаре (Краснодаре) станет духовным щитом юга России и оплотом целостности границ Российской державы.
Пять жизненных периодов Суворов трудился на нашей земле, дважды командовал кубанским корпусом, сформулировав основные положения бессмертной «Науки побеждать». В боях с неприятелем под руководством генерала-победы ковалось Черноморское казачье войско. Построив Кубанскую кордонную оборонительную линию, Суворов привлек для ее защиты казаков, навечно став отцом-командиром Кубанского войска. Сам факт строительства оборонительной линии от Тамани до Ставрополя, выключающей в себя 20 фельшанцев и редутов, 9 крепостей, за 106 дней в условиях ограниченных ресурсов, отсутствия налаженных коммуникаций, угрозы нападений безусловно является чудесным проявлением Божией помощи. На местах суворовских редутов и крепостей стоят наши города и станицы. Кубанская земля дышит суворовской славой и во многом обязана вхождению в корону Российской Империи своему отцу-основателю.
И сегодня, в непростые для страны времена, считаем своим долгом способствовать возвращению Александра Васильевича в поле зрения нашей молодежи, популяризировать его наследие через реализацию программ Суворовской десятилетки, приуроченных к 300-летию юбилея Великого сына Отечества и подвижника духа. Чтобы восстановилась историческая память и являлись новые примеры народного почитания, формируя поколение победителей под знаменами и хоругвями Архистратига земли русской.
Чтобы Бог через Суворова показывал нам путь к победе.
11.08.2023 г., Краснодар
+ + +
На Итоговом собрании Регионального отделения Всемирного русского народного собора в Краснодарском крае, проведенном на территории Войскового собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в 2022 году, митрополит Григорий вместе с делегатами поднял суворовское знамя.
А в своем вступительном слове отметил: «Мы объединяемся для того, чтобы свидетельствовать о своей вере, о любви к нашей Родине, чтобы осуществить множество добрых дел. На Кубани есть все условия для развития нашего отделения Всемирного русского народного собора. Надеюсь, что региональное отделение выступит с рядом инициатив по возвращению исторических названий и увековечению памяти тех людей, которые много сделали на благо Кубани. Нам нужно много потрудиться и в сфере просвещения, чтобы люди разных взглядов нас услышали и чтобы наши слова стали для них убедительными». Источник.
На фотографиях участников совещания общественников Кубани основной костяк инициативной группы по прославлению Александра Васильевича Суворова к лику местночтимого святого Екатеринодарской и Кубанской епархии присутствует и священник.
Это иерей Евгений Игнатов, руководитель молодежной общины при Храме Рождества Христова, на территории которого и проходила наша встреча. Правильнее сказать, облагороженной руками выпестованных отцом Евгением молодых ребят и девчат, который сам показывал им пример трудового послушания, беря в руки лопату, молоток, гвозди, рубанок, или еще какой инструмент при обустройстве того замечательного места, которое автор сохранил для читателей в небольшой видеозарисовке.
Отнюдь не случайно рядом с входом в храм возвышается одно из самых известных изречений гениального полководца, как бы благословляя доброе дело общественников Кубани.
По итогу состоявшейся в Краснодаре 5 октября 2023 года рабочей встречи с руководителями общественных организаций, проводимой в рамках всероссийского процесса в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви, инициативной группой, в которой состоит и автор данного сообщения, были сформированы предложения по популяризации Суворовского наследия и развитию Суворовского движения на Кубани.
И еще одна историческая вставка о зарождении колыбели Кубанского казачьего войска, города Екатеринодара. Известный краевед В.А. Соловьев в книге «Суворов на Кубани» писал: «22 февраля 1778 года Суворов с отрядом… вышел к обрывистому руслу, по дну которого протекал ручей Карасун, получивший свое наименование от древней старицы Кубани, где он брал свое начало. Обогнув обрывы Карасунского Кута, ручей впадал в Кубань на месте нынешнего Затона. Оценив местность, Суворов принимает решение построить здесь укрепление, которое бы прикрывало местные броды. Оно получило наименование Архангельский фельдшанец…». Так начался Краснодар, так родилась Кубань.
Обращение на губернатора (главу администрации) Краснодарского края Вениамина Кондратьева сформировано и направлено в его приемную 13 октября.
Для запуска полноценной работы испрошено оказать содействие в создании на основе государственно-общественного партнерства с участием краевых общественных организаций рабочей группы при Комитете «Победа» по подготовке проведения Года Суворова на Кубани в 2028 году, посвященного 250-летию строительства Кубанской кордонной оборонительной линиии, а также реализации Комплексной программы «Суворовская десятилетка», подготовленной к встрече 300-летнего юбилея А.В. Суворова в 2030 году. Предложено среди прочего следующее:
- Рассмотреть возможности проведения Года Суворова на Кубани в 2028 году, доработать и утвердить Положение о его проведении;
- Доработать и утвердить Краевую комплексную программу «Суворовская десятилетка»;
- Построить в Краснодаре на историческом месте селения Суворова Культурно-познавательный, духовно-образовательный суворовский центр «Архангельский фельдшанец» с музеем народного почитания А.В. Суворова при содействии Санкт-Петербургского Государственного мемориального музея А.В. Суворова;
…
5. Разместить памятную доску с текстом первого разрешительного документа на прошение казаков о строительстве главного войскового града (Екатеринодара) на памятнике А.В. Суворову в Мариинском сквере Краснодара;
6. Создать походный лагерь с экспозициями суворовских музеев в Выставочном комплексе «Атамань» или на Фанагорийской суворовской крепости (ст. Тамань);
7. Обеспечить информационное сопровождение в СМИ проектов Суворовской десятилетки.
И ряд других моментов, значимых для продвижения в народ, казачье войско и духовенство тактических навыков жизни в крепком суворовском духе воина и христианина.
За истекшее с момента нашего обращения к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию время он решением Священного Синода от 11 октября сего года (журнал № 91) назначен Управляющим делами Московской Патриархии и Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви с титулом «Воскресенский» с освобождением от управления Екатеринодарской епархией и Кубанской митрополией и выражением благодарности за понесенные труды. Также он понесет служения викарием Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющим Центральным викариатством города Москвы, секретарем Межсоборного Присутствия, председателем Общецерковной дисциплинарной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси, председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, и наместником московского Новоспасского монастыря.
Временное управление Екатеринодарской епархией и Кубанской митрополией поручено Преосвященному митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу. Будем надеяться, с Божией помощью и он продержит эту благую и способную оздоровить все российское общество идею. И все тогда получится: задуманное при поддержке администрации края и Кубанской митрополии будет реализовано если не в полном, то хотя бы в значительном объеме.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023), руководитель проекта «Попечение».