Божественная

Татьяне Дорониной — 90

0
1097
Время на чтение 6 минут

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Еще лет 20 назад ее юбилей был бы главным театральным событием года в нашей стране.

Но сегодня по-настоящему этот юбилей уже некому праздновать – из её великих партнеров и из ее великих бывших мужей живы Радзинский и Басилашвили. Да и великих её зрителей сегодня тоже мало осталось.

Я давно уже не видела её на сцене, но у меня нет ни малейшего сомнения, что она и сегодня – всё равно Божественная.

И сколько бы великих актрис ни знала в ХХ веке русская сцена – но если измерять актерское величие НАСТОЯЩИМ МАСШТАБОМ, без поддавков и скидок — между нею и Бабановой не окажется никого.
Я вообще считаю, что Доронина – главная русская актриса второй половины ХХ века, и можете со мной не соглашаться, но ни одна другая – сколь угодно выдающаяся актриса не произвела таких потрясений на русской театральной сцене, как она, и не сделалась таким великим театральным мифом, как она.

Когда она совершила главную ошибку своей жизни и покинула своего Демиурга – Георгия Товстоногова, великого и ужасного Гогу, – он, жёсткий и безжалостный, не прощавший измен никому, да вообще никому ничего не прощавший – ездил к ней и уговаривал вернуться…Ну, вот таким Даром человека наделил Господь, и тут можно хоть из штанов выпрыгнуть, а рядом с нею и в самом деле никого не стояло.

А ежели и были таланты ей вровень, то не выпадало им ТАКОЙ театральной и человеческой судьбы, как ей. Ну, не повезло. Не там родились, не у тех и не то играли...

Я видела вживую только один ее спектакль в БДТ – «Три сестры», где она играла Машу. Но видела несколько раз – хоть и была ребенком.

Как она вскидывала гордую голову! Как она постучала по дереву и потом себя по лбу – вслед Наташе! Как она зарыдала-закричала, когда её буквально отдирали силком от Вершинина-Копеляна, расстающегося с ней навсегда!

От этого её крика мороз охватывал и сердце обрывалось…

Я была ею просто заворожена и околдована.

А когда годы спустя уже очень пожилые и очень знаменитые Александр Петрович Свободин и Александр Абрамович Аникст взахлёб, как дети, рассказывали мне про её Монахову в «Варварах», – я совершенно натуральными слезами плакала от зависти.
Они рассказывали о том, как эта провинциальная светская львица буквально ослепляла красотой – и героев спектакля и зрительный зал. Рассказывали, что Доронина сыграла это: вечную трагическую участь Первой Красавицы. Участь, которая всегда оплачивается жизнью и смертью.

И еще о том, как все по ней сходят с ума, как все хотят обладать этой красотой – и все убивают её...

Именно тогда она, полыхающая на сцене непереносимым напряжением страсти, и заговорила этим своим нереальным «полушёпотом-придыханием», да так уже и не смогла остановиться – потому что полыхала напряжением страсти в каждой своей роли, даже той, которая ничего подобного не предполагала.

Я видела все её спектакли в театре имени Маяковского, и могу свидетельствовать: она подавляла собою партнеров любого уровня и масштаба.

Когда она выходила на сцену, рядом с нею просто невозможно было кого-то разглядеть. Даже если она играла «вспомогательного персонажа» – Ксантиппу в практически моноспектакле «Беседы с Сократом», – и то она, непостижимым образом, в эти короткие мгновенья «пересверкивала» Сократа-Джигарханяна.

В спектакле «Да здравствует королева, виват!» Доронина играла сразу две роли – Марию Стюарт и Елизавету Тюдор.
Её появлению на сцене предшествовало всегда что-то наподобие «ветра из-за кулис», как в метро появлению поезда предшествует тугая воздушная волна. Это напряжение вспомнит любой, кто бывал на этом спектакле, оно ощущалось почти физически.

Все вспоминают о том, как мгновенно она успевала сменить облик страшной мрачной ведьмы на сверкающий облик юной красавицы. В любой рецензии на спектакль «Да здравствует королева, виват!» можно прочесть об этой волшебной трансформации – о том, насколько они были разные, и как мгновенно происходило это абсолютное перевоплощение, и какой нервной самоотдачи требовало от актрисы.

А меня так до сих пор не отпускает изумление от того, насколько они – страшная ведьма и юная красавица – были похожи. Как актрисе удавалось «запихнуть» в каждую из этих непохожих женщин практически равный масштаб личности. Роберт Болт не знал, для кого он пишет эту пьесу, но вложил в неё то, что никакая другая актриса извлечь не могла: две стороны одной медали. Одной личности: Татьяны Дорониной.

Тому, что она – феноменальная театральная актриса, актриса-легенда, обладающая уникальной способностью почти магнетического воздействия на зрительный зал, – осталось ныне не так много свидетелей.

Но вот что поразительно: начиная с трагической истории «раздела МХАТА» на Доронину обрушилась вся мощь ангажированной прессы.

Обрушились, конечно же, на возглавленный ею театр – пользуясь вечным приемом ничтожеств – обесцениванием и высмеиванием – но и на неё лично тоже.

Для того, чтобы разрушить эту легенду, этот величайший миф века, были применены абсолютно все средства – включая недопустимые. Обычно, после этого от величайших репутаций не оставалось камня на камне.

Но с этой Легендой так ничего и не смогли сделать, поколебать этот Миф так и не сумели.

Она и тут оказалась сильнее.

Она и в кино была Божественная, но кино всё же было лишь бледным отголоском Её театра, паллиативом «для бедных».
Я видела в кино актрис, чья игра была изощрённее, актрис, более тонких, чем она.

А вот актрис, которые бы, как она, сбивали с ног – я видела только одну – её.

Я, собственно, и про Бабанову-то, которую, конечно же, не видела на сцене, написала лишь потому, что про нее точно так же однажды сказали два совершенно разных человека – Константин Рудницкий и Виталий Вульф: «Она сбивала с ног»!

И что мне сейчас описывать ее фильмы «Старшая сестра» или «Мачеха», или «Еще раз про любовь» или «Три тополя на Плющихе»?

Сегодня, когда секс на экране стал нормой, а фильм без секса или «обнажёнки» – считается коммерчески бесперспективным, – уже никому не объяснить, какой силы заряд чувственности и эротизма принесла со своими ролями на советский экран Доронина.
И какой уровень личностной свободы.

Достаточно включить любой из этих фильмов – и самостоятельно убедиться в том, что сколько бы ни злобствовали, сколько бы ни смеялись над придуманным ею для себя «речевым придыханием», сколько бы еще чего ни говорили, – а она «сбивает с ног» и сегодня.

То, как Доронина в картине «Три тополя на Плющихе» смотрит на тикающий счетчик такси...

Как она, пригорюнясь и стесняясь, поёт «Опустела без тебя земля», и как Ефремов смотрит на неё, поющую, а потом в лобовое стекло своей машины...

Как она мечется в поисках ключа, а найдя этот ключ, ничего не делает – просто молча смотрит в окно сверху, как он курит, курит, ждёт, ждёт. Бесконечно. А потом уходит…

Я не знаю, что и сколько должен понимать человек про жизнь и про любовь, чтобы в этой – не очень длинной картине – рассказать об этом почти без слов. Но до разрыва сердца.

Да за одни эти «Три тополя» её должны помнить и обожать вечно.

И еще: сегодня, в 90-й день рождения Дорониной, я внезапно подумала о свергнутых королевах – о королевах в изгнании.
Они, сидя на троне, могли куролесить, как хотели. Глупостей могли насовершать преизрядно. Что хотели – то и вытворяли. Подданным их королевств порой приходилось несладко, чего уж там.

И Татьяна Васильевна несла свой звездный статус не только с королевским величием, но и с королевскими же причудами.
Но низринутые со своего трона, они как раз и становились истинными королевами.

Как Мария-Антуанетта, в тюрьме и на плахе продемонстрировавшая образцы истинного величия и силы духа.

Как Мария Стюарт, не позволившая своей мучительнице торжествовать над нею.

Как Вия Артмане, сохранившая гордое достоинство даже тогда, когда её – красу и гордость маленькой страны – изгнали из её королевства-театра и из её дома.

Как Доронина, которая сейчас хранит это своё гордое достоинство и несет своё изгнание молча, не пачкаясь, не бегая с жалобами с канала на канал, не торгуясь за свой трон с теми, кто недостоин носить подол её платья.

Они не были образцами добродетели, сидя на троне.

Но когда их трон заняли самозванцы – тут-то и стало видно, кто – монарх, а кто – управдом Бунша.

И в финале этого своего признания в любви и вечном восхищении, хочу вспомнить короткую суровую речь Товстоногова на сборе труппы, которую он произнёс после её ухода:

«Тут кто-то, возможно, вообразил уже себе, что место Дорониной в театре вакантно, и сейчас будет можно его занять. Сообщаю: место Дорониной, действительно, вакантно, но занять его не сможет никто!».

Татьяне Васильевне Дорониной сегодня 90.

Она уже Божественная – навсегда. И уже – независимо ни от чего.

Её место в искусстве сегодня можно объявлять вакантным.

Но занять его не сможет никто!

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59