Евгений Александрович ВЕРТЛИБ — Академик по геополитике и безопасности РАЕН (Российская академия естественных наук) и АБОП (Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка), член Союзов писателей и журналистов РФ, доктор философии, аналитической политологии и культурологии, президент Международного института стратегических оценок и управления конфликтами (Франция), профессор.
— В Вас, ревнителе правды и забугорном патриоте России, недавно заслуженно награждённом медалью «320 лет Балтийскому флоту России», как совмещается жизнь на Западе и объективная симпатия к Русскому миру? Двуедины ли Вы в своей сущности?
— Двуипостасность не раздваивает меня, ибо в моём случае противоречия нет. Это для либерал-беспочвенного сознания Родина — там, где его любят или хорошо платят. Для меня же «священные камни Европы» и отеческая пуповина – цельное неразрывное пространство миссии «изгнания-послания» и время от времени подпитки родной почвой духа бойца. Получилось так. Диссидентствовал-самиздатил лет пятнадцать (1960-75). Пробовал бежать своим ходом в Швецию, но был схвачен на границе с Финляндией. Рождество 1975 встретил, как лучшие тогда, в Вене. Поэту Алеше Цветкову, дрожащему от холода «соэтапнику» в последний путь куда-нибудь, подарил с себя пальтишко. Как недавнего аспиранта-соискателя в Ленгосуниверситете с темой диссертации «Проблема амбиции у Достоевского, как фактор русского сознания и принятия решений» и спеца по творчеству поэта Осипа Мандельштама меня пригласили в Римский университет — ассистентом слависта А.М. Рипеллино, к кому благоговел сам Борис Пастернак: «Вы осведомлены в литературных делах нашего полустолетия лучше, чем кто-либо из нас и чем я сам».
В США, параллельно с прохождением докторантуры по аналитической политологии и культурологии в UNC/университете штата Северная Каролина, представлял творческие интересы писателей Бориса Иванова, Аркадия Драгомощенко, Вадима Нечаева, а также журналы «Часы», «37» (Виктора Кривулина). Был в контакте с П. Струве, Р. Гулем, Ю. Иваском, И. Бродским, Вик. Некрасовым, С. Довлатовым, Вл. Максимовым, Н. Коржавиным, Т. Горичевой, Ал. Хвостенко…
Профессор Вл.И. Седуро оценил моё стихотворение «Здесь кончается Запад» (1980) словами: «это выше Маяковского с его стихами об Америке». Подрабатывал в Нью-Йорке грузчиком (вместе с Э. Лимоновым) и вошел в качестве героя в роман последнего «Это я — Эдичка» (Женя Кникич).
В Германии преподавал дипломатам и военным в международном баварском Центре им. Джорджа Маршалла (кому-то знакомом по фильму «Судьба резидента»). Франция – в 2008 основал Международный институт стратегических оценок и управления конфликтами (МИСОУК). Помимо — свыше 300 печатных работ – три основные книги: Русское ― от Загоскина до Шукшина (Опыт непредвзятого размышления) / вст. ст. академика РАН А. Панченко. СПб., 1992; Геополитика – безопасность – терроризм. Бишкек, 2006; Россия в мировой геополитике. Германия, 2014.
— Как отреагировали в России на Ваше возвращение в отечественную словесность?
— Журнал «Аврора» (1990, №12, с.54) оповестил, что своим творчеством потянулись на Родину некоторые бывшие соотечественники-писатели. В статье Владимира Акимова «Непривычная литература наряду с Сергеем Довлатовым значилось и моё имя. Журналист Максим Максимов взял у меня интервью для газеты «Смена»: 25 августа 1990, «Красно солнце в недрах пещерных». Затем последовала большая статья С.Н. Носова «Россия Евгения Вертлиба»: журнал «Звезда», 1991, №11, с.171-175. Откликнулась и «Советская культура»: «Демоны глухонемые», 5 мая 1991, с.3. И тут же явилась в свет моя за 400-страничная книжица: «Русское — от Загоскина до Шукшина (опыт непредвзятого размышления)». Изд. «Библиотека «Звезды», Санкт-Петербург, 1992. Предисловил сей труд академик РАН Александр Панченко (Пушкинский дом), назвав своё введение моего творчества в культуру России — «О книгах Евгения Вертлиба»». Он констатировал, что это «своего рода пособия по самопознанию России». Мою другую книгу — о Василии Шукшине он квалифицировал так: «Это хорошая, солидная книга, настоящая монография». И впрямь: журнал «Грани» (№163, 1992 год, с.314-318) назвал мой труд как «лучшую книгу о Шукшине».
– Запад «недопокорил» Россию в постперестроечное время…
– Западу удалось победить царско-красную империю на антикоммунистическом этапе перманентной холодно-гибридной войны. Горбачево-ельцинский недоворот (это мое словечко) СССР в компрадорско-олигархическую корпорацию РФ заставил Русский мир бороться за спасение своего Отечества, откинутого в Феодализм и оказавшегося над пропастью. Запад духовно деградирует (олигархия и марксисты — бенефициары при 46-м Президенте США), а «животворящая» Россия да пребудет с Богом для воскрешения себя и мира. Но чтоб переиграть Запад, потребно сменить парадигму развития.
– Ваше отношение к современным СМИ – российским, западным. Насколько вообще можно доверять СМИ?
– За редким исключением, и те и другие – равноценны представителям «древнейшей профессии»: плодят фейковые новости и препарированную «лапшу на уши». Беснуется манипулятивная дезинформация. Когда меня преследовали на Западе, триста газет отказались печатать материал об этом. Только Европейский суд и горстка СМИ проявили определенный интерес к проблеме «униженного и оскорбленного». В полный голос вместе со мной протестовали прохановская газета «Завтра», Союз писателей Беларуси и журнал «Дон».
– У кого больше шансов выиграть в современной информационной войне?
– Пока Запад технологически успешнее, ибо мастерски владеет искусством сетевых войн и не сдержан моральной «химерой совести». Запад коварнее и методичнее, чем русские приниматели решений «на авось», уповающие на мантру — совесть.
– Вопрос о гибридной войне…
– Гибридная война – не новинка. Она представляет собой использование комбинации обычных, нерегулярных и асимметричных средств, с постоянными манипуляциями политическими и идеологическими конфликтами. Вечна иезуитская заповедь геополитики: все средства хороши для достижения целей.
– Отстаивая духовный остов Российского мировоззрения, что несёт миру возрождение православия?
– Оно спасительно предотвратит конвергенцию христианства в язычество и убережет его от срама конфессионального главенства сомнительной «социохристосии». Поскольку релятивистски устремленный Запад теряет веру, благословенно исконное, не реформированное православие – староверчество. Вселенски державная Россия Пресвятой Богородицы – центр притяжения для всех праведных цивилизаций.
Подготовил Владимир Хохлев