Источник: Русский Вестник
Паломнические поездки от церковных приходов и монастырей стали осуществляться в начале 90-х годов. В Нижнем Новгороде в ту пору паломников было столько, что не всегда хватало комфортабельных экскурсионных автобусов. В свободное от основной работы время около 15 лет я работала экскурсоводом, сопровождая паломников. За этот период пришлось побывать во многих городах и весях, где живы и действуют православные святыни. Но в ту пору мало кто интересовался таежным Заволжьем с его отдаленными от городской среды глухими селами и полузаброшенными за советский период храмами. При этом в некоторых церквях богослужения практически не прекращались во все времена богоборческого лихолетья.
В храмах нижегородского севера, стоящих в отдаленных таежных лесах, мне побывать не пришлось. Поэтому, когда настоятель храма Державной иконы Божией Матери о. Сергий (Сержантов) объявил о предстоящей поездке в известное поветлужское село Троицкое, я, не раздумывая, записалась в число паломников.
В день поездки с утра моросил дождь – тучи то сгущались, то рассеивались. Поэтому экскурсовод Вера Витальевна уже в пути советовалась со священником, как скорректировать маршрут поездки в соответствии с погодой.
Первая остановка – возле храма Воскресения Словущего в Воскресенском районном центре Поветлужья. Чистый, уютный поселок преображается возрождением величественного собора в центре населенного пункта. Большой объем реставрационных работ уже выполнен. Много лет в соборе проводятся богослужения. Но после разрушительных действий богоборцев еще много предстоит потрудиться, чтобы к завершению привести реконструкцию всего собора, духовная жизнь которого освещается в газете «Воскресение», главным редактором которой является иерей Роман (Смирнов), благочинный Воскресенского благочиния, настоятель собора.
Далее по узким асфальтированным дорогам, рассекающим густые лесные массивы, направляемся в село Глухово. В середине XIX века «глухое» поселение возникло на месте скита Троицкого Бабьегорского Черноезерского монастыря села Троицкого. Возле храма в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана нас встретили настоятель о. Алексий (Белоусов) с матушкой. Храм этот не первозданный – освященный в 1862 году разрушился от бесхозности в 90-е годы прошлого века. В 2005 году храм построен вновь по старинным чертежам из сибирской лиственницы попечительством Владимира Васильевича Каданникова (руководил при жизни АВТОВАЗом) и его жены Нины Александровны, уроженки села. В приходе храма чтят память расстрелянного в 1937 году настоятеля о. Вячеслава (Святицкого) и всего церковного причта, арестованного в те годы вместе со священником.
Село Глухово расположено возле старицы реки Ветлуги – это большое озеро Глуховское. На берегу озера и расположился этот красивый бревенчатый храм. О. Алексий проводил нас на верхний ярус колокольни, на звонницу, звон колоколов которой разносится над необъятными далями спокойных вод рукава таежной Ветлуги.
Более всего паломников поразило нерукотворное чудо – в храме мироточат иконы. Много икон Спасителя, Божией Матери, святых угодников, покровителей воинства. Маслянистые капли или потоки мира прихожане наблюдают обычно во время богослужений в течение уже более восьми лет.
Далее долгая лесная дорога привела нас в поветлужское село Троицкое, которое славится самым старым деревянным храмом в Нижегородской области. Он построен в 1713 году. Ранее здесь стоял храм, возведенный в 1667 году, он обветшал и разрушился. Место это намолено монахами из Соловецкого монастыря, которые основали Троицкий Бабьегорский Черноезерский мужской монастырь. Поселение на этом месте, видимо, существовало уже до монахов на горе, называемой Бабьей. Название такое связано с прежним расположением переправы через Ветлугу невдалеке от этой горы.
Троицкий храм-памятник деревянного зодчества федерального значения. Рядом с ним в 1870 году построили зимнюю церковь, тоже деревянную, которая освящена в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
В обоих храмах села Троицкого на иконах или засохшие следы маслянистых пятен или капель, или свежие, еще жидкие капельки мира, выступившие на прошедшем богослужении.
О. Сергий отслужил молебен с акафистом перед иконой Казанской Божией Матери. О явлении мироточения икон он сказал: «Если иконы мироточат – это свидетельствует прежде всего о присутствии благодати Божией. Храмы древние. Иконы намолены. Когда на иконе выступают кровавые капли – это предвозвещает нерадостные события. При всяком явлении мироточения нужно усиливать молитву.
После чаепития в дачном доме прихожанки нижегородского храма Нины Петровны и водитель автобуса, и все паломники вдохновились заехать еще в село Владимирское к храму и побывать на озере Светлояр с легендарным, «утопленным» в озере градом Китежем, где сама природа встретила нас дружелюбно: тучи развеялись, лучи вечернего солнца украсили и лесную зелень, и водную гладь глубокого, прозрачного озера с «утопленной» в нем историей неведомого нам древнего поселения.
От каких-то событий предупреждает нас мироточение икон.
Сохрани Господь от историй, подобных сказанию о граде Китеже!
Елена ВАСКАНОВА, Нижний Новгород