Главному редактору газеты «Русский Вестник»
Платонову Олегу Анатольевичу;
копия: Шаргунову Сергею Александровичу,
депутату Государственной Думы,
заместителю председателя комитета по культуре
Государственной Думы Российской Федерации;
копия: Толстому Владимиру Ильичу,
советнику Президента Российской Федерации
по вопросам культуры;
копия: Артамонову Анатолию Дмитриевичу,
председателю комитета Совета Федерации
по бюджету и финансовым рынкам,
представителю от исполнительного органа
государственной власти Калужской области,
бывшему губернатору Калужской области
от Клишиной Валентины Михайловны
Открытое письмо
Уважаемый Олег Анатольевич!Всех знающих и любящих творчество заслуженного художника России Павла Викторовича Рыженко, ныне покойного, беспокоит судьба его картин, доставшихся в наследство его вдове Анастасии Юрьевне Максимовой и их сыну Тихону.
Следование традициям русской школы исторической живописи делает Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова.
Постепенно художник приходит к поиску духовных основ, и в его творчество органично входит религиозная тема.
Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге.
1982–1988 – годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова.
Служба в армии укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца.
Первая половина 1990-х годов – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества народного художника Ильи Глазунова.
1997–2007 – годы преподавания там же.
2007–2014 – работа в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Павлом Рыженко создана галерея образов эпического масштаба «Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.
Работая в студии им. М.Ю. Грекова, Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства. Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы: «Крещение Руси», «Великое Стояние на реке Угре. 1480 год», «Начало войны 22 июня 1941 года».
Всего Павлом Рыженко было создано около 60 масштабных произведений живописи исторической тематики и более 100 пейзажей.
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Викторович Рыженко удостоен почетного звания – Заслуженный художник России.
В самом расцвете жизни и творчества 16 июля 2014 года в возрасте 44 лет Павел Рыженко умирает от инсульта. Отпевание было проведено в Свято-Алексеевском монастыре на Красносельской прот. Артемием Владимировым, духовником художника. Похоронен Павел Рыженко в Калуге, недалеко от женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери.
А теперь обратимся к статье «Исчезнувшие полотна, или Почти детективная история о художественном наследии нашего земляка» Татьяны Петровой, опубликованной в «Калужских губернских ведомостях» (2019, №№ 40–42).
«9 июня 2011 года в демонстрационно-выставочном зале администрации губернатора в Калуге открылась выставка Павла Рыженко.
Так получилось, что калужане своего земляка заметили только летом 2011 года, хотя он уже был известен в столице, где с успехом проходили его выставки. Несомненно, известность Рыженко и его таланты не только не оставили равнодушными власти и деятелей культуры, но и натолкнули их на мысль создать галерею работ нашего знаменитого земляка. Но первым эту мысль высказал сам художник – Павла Рыженко волновала судьба его картин. Он говорил: “Я рад, что мои работы отныне будут принадлежать моей малой родине и людям, живущим здесь. А значит, тем, для кого, собственно говоря, я и писал их. Я убежден, мы должны знать нашу Историю, духовный путь нашей великой Родины”.
Сначала предполагалось разместить коллекцию в историческом комплексе “Гостиные дворы”, но этому помешали глобальные реставрационные работы в помещениях комплекса.
24 апреля 2014 года Совет по культуре и искусству при губернаторе области предложил отдать под галерею Дом Щепочкина в Полотняном Заводе. 7 мая Павел Викторович приехал в Полотняный Завод и осмотрел дом Щепочкина, который ему понравился. Тогда, по свидетельству заместителя губернатора области Руслана Смоленского, были подготовлены официальные документы по передаче коллекции картин художника в собственность государства в лице правительства Калужской области.
Еще колебавшийся с передачей картин в 2011 году, в 2014-м Павел Викторович уже сам настаивал на этом. Что поменялось? Что произошло?
Далее Смоленский вспоминает: “Павел Рыженко предчувствовал свою скорую кончину. Он говорил, что есть силы, заинтересованные в постепенной продаже коллекции и ее исчезновении в частных собраниях. При этом выбор в пользу передачи в дар государству полотен им был сделан, так как это предотвращало их дальнейшую продажу”. Дата передачи была назначена на 23 июня 2014 года.
В этот день в Калуге открылась персональная выставка Павла Рыженко, а 16 августа, в день закрытия выставки, принято решение подписать акт о передаче коллекции. Подписание документов о передаче картин в дар Калужской области не состоялось: помешала смерть художника 16 июля 2014 года. Тогда еще никто не знал, что мы потеряли не просто человека талантливого, мыслящего смело и независимо, а вместе с ним и его полотна.
Наследниками Павла Рыженко стали его жена Анастасия Юрьевна Максимова и их сын Тихон. Мать Павла Рыженко – Любовь Андреевна – вместе с мужем, в присутствии юриста, отказались от своей части наследства, чтобы не участвовать ни в каких дележах. Вдова художника забрала все хранившиеся в нашей области при жизни Павла Рыженко картины.
Как вспоминает директор объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов: “У руководства области и Министерства культуры региона были попытки уговорить ее (Максимову) поступить так, как хотел Павел Рыженко. Ей предлагалась должность директора Дома Щепочкина, где разместят картины художника, с возможностью вести выставочную деятельность по всей России. Так же ей предлагалось поступить по воле мужа: все расходы на содержание картин область взяла бы на себя, оберегая их как зеницу ока”. Но Анастасия Юрьевна отказалась».
Татьяна Петрова с горечью заканчивает свою статью словами: «На мой взгляд, довольно странно увозить коллекцию в никуда, нарушив волю художника, обрекая картины на скитания, недостаточно хорошее хранение, возможную порчу, тогда как было предложено бесплатное ее содержание в отреставрированном специально под эти полотна музее области. Об этом мечтал художник».
Волею судеб в руках вдовы оказалось не просто наследство, а наследие, национальное достояние!
Она нарушила Божий Закон, поправ волю покойного, и за это неизбежно придет наказание. Она лишила и всех нас возможности видеть красоту, которую на своих полотнах изобразил Павел Викторович.
Госпожа Максимова создала Фонд художника Павла Рыженко, помощник у нее – муж ее сестры – Исаев Дмитрий Игоревич. Чем же занимается этот фонд?
Проведено несколько выставок, организуются автобусные экскурсии во Владимирский скит.
С некоторых пор в интернете появились объявления об изготовлении репродукций картин художника с указанием цен. Видно, дела горе-наследников совсем плохи.
А картины гибнут… Неужели Павел Рыженко создавал свои высокохудожественные произведения для этой «деятельности», которая оскорбляет и унижает одного из самых лучших художников нашего времени?
В Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ есть статья 240 «Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей»: «В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов». Таким образом, необходимо связаться с Фондом Рыженко, председателем которого является вдова Павла Викторовича – Максимова Анастасия Юрьевна. Свои телефоны она скрывает.
Автору этого открытого письма удалось поговорить только с ее помощником – Исаковым Дмитрием Игоревичем по телефону (8 (903) 718-39-45), который заявил, что у фонда нет средств на содержание картин и проведение выставок, поэтому картины в настоящее время увидеть не представляется возможным. На мои слова: «Полотна же могут быть подвержены порче», – он ответил: «Не без этого».
Уважаемый Олег Анатольевич!
Обращаюсь к Вам и ко всем неравнодушным людям: помогите всеми законными путями спасти уникальную коллекцию Павла Рыженко от уничтожения, от распродажи оптом и в розницу и от вывоза за границу.
С уважением и надеждой на помощь, Валентина КЛИШИНА
P.S. В интернете (http://павел-рыженко.рф/документальное-кино-выбор-веры-о-карт/) помещен фильм «Выбор веры» о Павле Рыженко, где он говорит о том, что его картинами интересуются за границей и уже при жизни ему предлагали за них огромные деньги, но он отверг это предложение.
(Публикуется с некоторыми сокращениями)