…А ты, святый архистратиг Божий
Михаил, да будешь отныне верным
хранителем и покровителем и града сего и
святого храма, во имя твое посвященного;
да будешь пламенным молитвенником за
нас грешных и скорым помощником всем
призывающим во храме сем имя твое
святое. Аминь.
Из речи священника Василия
Вихрова на освящении
Чудо-Михайловского храма
г. Новозыбкова, год 1867
«Церковь» в переводе с греческого означает «правильно созванное собрание или общество лиц с определенными правами». В церковнославянском языке это слово имеет такое же значение.
Согласно учению святых отцов, церковь берет свое начало с беседы Иисуса Христа со своими последователями в Кесарии Филипповой, где, отвечая на вопрос Спасителя, апостол Петр от лица всех учеников исповедует Его Сыном Божиим. Другой апостол, Павел, называет христианскую общину строением, себя – строителем, а основанием – Христа. Уверовать во Христа и исповедовать Его – значит присоединиться к Церкви. Таким образом, вера во Иисуса Христа как Сына Господня есть камень, положенный в основание Церкви.
В XIX столетии святитель Филарет (Дроздов) даст такое определение церкви: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Подобного мнения придерживался и Св. митрополит Макарий: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа…».
Главной задачей церкви во все времена считалось спасение людей. При этом для человека верующего спасение неотделимо от Евхаристии – Вечери Любви Господней, благодаря которой он соединяется с Создателем. Одновременно церковь продолжает миссию проповеди о Боге, служения всем нуждающимся, страждущим и обремененным.
Вопрос о вере и церкви всегда волновал наших предков. Особенно остро он обсуждался в X веке. По милости Божией, благодаря личному участию в этом деле святого равноапостольного князя Владимира Русь будет освящена светом христианской веры. Без преувеличения именно это событие на тысячелетие определит ход нашей дальнейшей истории.
С тех пор православная вера будет стремительно распространяться на Русской земле. Наши предки станут возводить храмы и монастыри в честь Спасителя, Его Пречистой Матери и Святых Угодников Божиих во многих городах и прочих селениях, а люди обретать веру в Бога Живаго, спасение и жизнь вечную.
В основанной в 1701 году в лесах северной Черниговщины слободе Зыбкой первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы (с 1809 года – уездный город Новозыбков) были пришедшие в 1686—1697 годах в эти края из других мест староверы, которые определяли как внешний, так и внутренний, духовный уклад жизни.
С 1720-х годов отмечается развитие Зыбкой, растет ее население. Постепенно появляются и развиваются различные производства, основываются первые старообрядческие скиты и монастыри. Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 году православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев – 1,7 тыс.
В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Тем более, что наши благочестивые предки рассматривали церковь не столько как руками созданное архитектурное сооружение, а как икону всего мироздания, вещей видимых и невидимых, символ сошествия Господа к человеку и образец стремления человека к Творцу, премудро служащий на пути к его исправлению и спасению.
Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал купец Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня.
Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 году Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии.
Детальный проект храма предположительно разработан академиком, историком и теоретиком архитектуры Дмитрием Ефимовым (1811—1864), поскольку на архивных документах о строительстве церкви, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива, стоит подпись человека с его фамилией. Затем этот проект был представлен архиепископом Черниговским и Нежинским Филаретом (Гумилевским) в канцелярию Обер-прокурора Святейшего Синода Александра Толстого.
После чего в июле 1861 года вся проектная документация будет передана для рассмотрения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий Российской империи, к полномочиям которого относились вопросы строительства и эксплуатации общественных зданий в городах. Толстой лично подписал сопроводительное письмо на имя Главноуправляющего названного ведомства Константина Чевкина следующего содержания (оригинальная орфография и пунктуация во всех цитируемых документах сохранены): «В следствие определения Святейшего Синода препровождая к Вашему Высокопревосходительству представленный Преосвященным Черниговским проект, на трех листах, на построение в городе Новозыбкове соборной церкви во имя Св. Архистратига Михаила, на иждивение Надворного Советника Уманца и добровольныя пожертвования, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, по разсмотрении означеннаго проекта в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий, с последующем почтить меня уведомлением».
Проектная документация в течение четырех месяцев рассматривалась в департаментах проектов и смет, а также искусственных дел.
По результатам 8 ноября (все даты в тексте указаны по старому стилю) К. Чевкиным была составлена пояснительная записка для доклада Императору Александру II:
«Обер Прокурор Святейшего Синода доставил проэкт на постройку иждивением Надворнаго Советника Уманца и добровольных жертвователей, Соборной Церкви во имя Св. Архистратига Михаила, в г. Новозыбкове, Черниговской губернии. Проэкт этот, во вверенном мне Управлении исправленный, приемлю долг всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества благоусмотрение».
Император утвердил представленные ему документы на постройку храма 9 ноября 1861 года на Царскосельской железной дороге, о чем было сообщено Обер-прокурору Синода А. Толстому, а затем руководству Черниговской епархии.
Большинство местных жителей, близлежащих сел, хуторов и деревень приняли посильное участие в формировании необходимого денежного капитала. Также не оказались в стороне от финансирования строительства и многие старообрядцы, откликнулись благотворители из других мест. В результате чего на первоначальном этапе было собрано около 2 тыс. рублей. Однако названной суммы не хватало, чтобы приступить к работам.
По этой причине Уманец и его жена единовременно жертвуют 30 тыс. рублей серебром. Этого было достаточно для начала строительства.
Храм возвели из кирпича в древне-русском стиле. Также в нем присутствуют отдельные архитектурные детали барочного и классического стилей. Сооружение крестообразное с короткими прямоугольными рукавами, дополнено с востока полукруглым алтарным выступом и увенчано куполом с крестом. Основной зал храма переходом соединен с трехъярусной колокольней.
Над главным входом сооружен кованый металлический навес с ажурными консолями, боковые входы украшены фонарями, установленными на тумбах. Внутреннее пространство имеет крестовые своды.
Освящение церкви состоялось 16 февраля 1867 года. «Такое событие всегда отрадно для каждого православного, но в городе Новозыбкове оно было явлением особенно торжественным. …Господин Уманец …собственным своим попечением и заботами воздвигнул каменный храм, который, по своей архитектуре, внутреннему украшению и богатой утвари, не оставляет желать ничего лучшего и будет служить вечным памятником благотворительности Уманца и его супруги.
В день освящения храма стечение народа было огромное; даже старообрядцы, чуждающиеся вообще православного богослужения, во множестве стеклись к храму, и некоторые во все время служения оставались в храме. В освящении храма участвовало 12 священников; по окончании священнослужения и молебствия, духовенство, дворяне, чиновники и почетнейшие жители города были приглашены в загородный дом господина Уманца, закончившего свое благотворительное дело роскошным обедом, после которого вечером был открыт бал», – так это торжественное событие будет описано в 7-ом номере Черниговских епархиальных известий за 1867 год.
Первым настоятелем храма назначат благочинного священника Василия Вихрова, который исправно и с великой христианской любовью исполнял свои обязанности практически 25 лет вплоть до самой своей смерти в апреле 1891 года.
На освящении храма отец Василий произнесет замечательные, исполненные глубоким смыслом и светом православной веры слова, запечатленные в вечности: «Слава и благодарение Всевышнему! Храм, так давно ожидаемый и так долго не устраиваемый по бедности православных жителей града сего, наконец окончен. Слава и благодарение Всеблагому! Храм сей благодатию святого Духа освящен ныне во святилище таинств, в училище благочестия, в дом молитвы.
…По решению начальников епархии и губернии все сословия нашего уезда, и во главе их дворянство, с усердием принесли свои жертвы на алтарь новосозданного храма, даже самые старообрядцы здешнего града сделали жертвование деньгами в пользу храма и землею в долю причта.
А ко всем этим жертвам, присоединил немалую часть своего достояния, благоверный раб Божий Михаил – устроил в непродолжительное время наикрасивейшее произведение зодчества, приводящее местных жителей в восторг и на далекое пространство веселя сердца и взоры окрестных жителей. Да, храм, это лучший и величественнейший памятник твоего благочестия! Это лучшая и неумолкающая похвала твоей добродетели! Это лучший и блистательнейший венец твоей веры.
…К сожалению, в последнее время не мало оказывается между нами и таких, кои увлекаясь тлетворным духом неверия и развращения, с пренебрежением отзываются обо всем, касающемся религии и обрядов церковных. У таких людей находятся с избытком деньги для роскошного обеда и дорогих вин, для пышного убора дома и модных нарядов, для разорительных игр и безнравственных зрелищ и для всего тому подобного, но вовсе нет денег для храма Божия.
Правда, такие люди и в храм Божий не ходят; если же иногда и приходят, то не по расположению сердца к молитве, не от чувства благоговения к Творцу и Спасителю Богу, а собственно по обычаю. Не ждите от них приличного для молитвы поведения: их поведение большею частию служат соблазном для истинно верующих и молящихся, и менее ждите от них пожертвований на поддержание благоустройства и благолепия храма Божия… Ах, дай Бог, чтобы таковых менее было в нашем православном Отечестве и их действительно еще не так много – это только те гордые умом, которые по выражению писания, взимаются на разум Божий».
Отец Василий родился в семье священника Калужской епархии, в 1846 году окончил местную семинарию. После чего его отца – Петра Вихрова – перевели в Черниговскую губернию в качестве миссионера по делам раскола. В 1848 году Василия Петровича рукополагают в священники церкви села Фоевичи Новозыбковского уезда, а спустя два года, в 1850 году, направляют служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Людков вблизи Новозыбкова.
Одновременно он становится законоучителем Новозыбковского уездного приходского училища. Избирается депутатом суда для присутствования по духовным делам и увещания арестантов, а также членом общества попечительства о тюрьмах.
Преподавал Закон Божий в классах батальонов военных кантонистов во время их пребывания в Новозыбкове. По определению консистории в 1864—1874 годах состоял членом уездного училищного совета. В Новозыбковском, Стародубском и Суражском уездах активно занимался миссионерской деятельностью по обращению раскольников в православие.
За усердную службу в 1854 году будет награжден набедренником. В память Крымской войны 1853-56 годов получил бронзовые наперсный крест на Владимирской ленте и медаль на Андреевской ленте. В 1860 году награжден фиолетовой скуфьей (головной убор православного духовенства). В том же году определен в должность благочинного, каковую занимал в течение 30 лет, до 1890 года.
За успешное исполнение своих обязанностей в 1869 году отец Василий будет удостоен наперсным крестом, а в 1873, 1885 годах – орденами Святой Анны 2-й и 3-й степеней. В 1870 году возведен в сан протоиерея.
Умер он в ночь на 26 апреля 1891 года на 66 году своей жизни. Похоронен в Новозыбкове на городском кладбище. «25 апреля отец протоиерей начал служить литию по умершем, но ему стало дурно и он постепенно начал опускаться на ноги, его поддержали, а потом положили в постель. Немедленно был приглашен врач Ананьев, который подавши первую медицинскую помощь, сказал, чтобы его не тревожили, так как он находится в спящем состоянии. Через два часа о. протоиерея спокойно перенесли в его дом. Положение его однако не изменялось к лучшему. Окруженный близкими ему, в 1-м часу ночи он испустил дух», – так последний день жизни отца Василия будет описан в Черниговских губернских ведомостях.
Прихожане Чудо-Михайловской соборной церкви понесли великую потерю. Покойный от природы был одарен крепким здоровьем, но многосложные служебные обязанности, которые он нес на себе, исполняя их точно, аккуратно и энергично, подорвали здоровье. По этой причине он откажется от должности благочинного и останется только приходским пастырем. Однако печальное событие – кончина супруги в Москве – приблизит его самого к преждевременной смерти.
Следующий плодотворный этап в жизни Чудо-Михайловской церкви будет связан с именем священника Александра Павловича Бурневского, яркого миссионера и проповедника, подвижника веры и благочестия. Он родился в 1860 году, курс наук окончил в Черниговской духовной семинарии. В феврале 1883 года рукоположен в священники Покровской церкви села Шаповаловка Конотопского уезда. В этом же селе занимал должность законоучителя в основанной им церковно-приходской школе. Через год будет перемещен в Ильинскую церковь села Омельянова Остерского уезда, где также откроет церковно-приходскую школу и будет преподавать. В июне 1894 года назначен настоятелем Чудо-Михайловской церкви Новозыбкова. Состоял законоучителем Новозыбковских 3-хклассного городского училища (1894—1908 гг.) и женской гимназии, членом попечительского совета гимназии и уездного училищного совета. Избирался депутатом Новозыбковского уездного земского собрания и городской Думы. В 1911 году возведен в сан протоиерея.
Долгое время отец Александр заведовал открытой в сентябре 1895 года по его инициативе при Чудо-Михайловском храме церковно-приходской школой для девочек, именовавшейся среди местного населения «Братской». Названная школа находилась в ведении Новозыбковского отделения братства святого Михаила князя Черниговского, председателем руководящего совета которого также являлся отец Александр.
Одноэтажное школьное здание, облицованное кирпичом, было построено в 1907 году в церковной усадьбе. Внутреннее устройство приспособили более чем для 100 учащихся. В здании предусмотрели две большие классные комнаты (младшего и среднего отделения), а также помещения для третьего отделения, учительской и передней залы. Учебное заведение финансировалось из средств казны и частных пожертвований.
С 1897 и по 1904 года попечительницей школы состояла Анастасия Туссен, жена личного секретаря уездного предводителя дворянства князя Николая Долгорукова, а с 1910 года – Александра Бурневская (она же преподавала рукоделие).
Учебный год начинался 1 сентября. В половине девятого утра дети собирались на утреннюю молитву, читаемую в присутствии заведующего и учительниц. По окончании учащиеся занимали свои места, начиналось обучение согласно принятому расписанию.
Объем подлежащих изучению предметов был установлен особыми программами, утвержденными Синодом. В школе изучали Закон Божий, молитвы, Священную историю. Детям объясняли смысл богослужения, краткий катехизис (основные положения веры), а также сообщали начальные сведения из истории России и Русской православной церкви. Преподавались также церковное пение, навыки чтения церковной и гражданской печати, письмо и арифметические действия.
Ежедневные учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать на богослужениях и участвовать в них.
В школьной библиотеке имелось 17 руководств для учащихся, более 220 учебников и пособий, 60 книг для внеклассного чтения. Также школа располагала шведскими счетами, картами по географии, зоологии и Закону Божиему. Из ремесел в школе преподавалось рукоделие.
Законоучителями и учителями пения состояли диаконы Федор Бурневский, Короткий, Переверзев, Никола Тарабан, Симеон Терлецкий. Также преподавали выпускницы Новозыбковской женской гимназии.
Занятия продолжались до 11 мая. В этот день ученицы шли в храм, где в присутствии председателя отделения и наблюдателя церковных школ слушали молебное благодарение по случаю окончания занятий. После чего, напутствуемые прощальным словом, отправлялись на летний отдых. За все время своего существования со свидетельством ее окончило 120 девочек.
Среди местного населения «Братская» школа снискала большое доверие. Пользовалась уважением интеллигенции, с удовольствием отдававших своих детей на обучение.
Успехи учениц были настолько хороши, что по окончании обучения они легко и без подготовки выдерживали экзамен в первый класс Новозыбковской женской гимназии.
Состоя в должности руководителя отделения братства святого Михаила князя Черниговского, отец Александр курировал миссионерскую деятельность в уезде. Так, в 1896 году в Любечанах, Спиридоновой Буде и Злотницком хуторе были установлены последователи штундизма – христианского религиозного движения сторонников толкования Священного Писания и одновременно противников принятия Святых Таинств, впоследствии влившихся в Союз русских баптистов. В названных населенных пунктах по причине малочисленности верующих долгое время не было священников, что привело к «блужданию умов ни в чем не твердых».
Воспользовавшись данным обстоятельством, наиболее активные представители штундистского влияния Иван Артемцев, Иван Малюков, Онисим Спицеров и Евдоким Савченко стали проповедовать ложное учение, искажая догматы православной веры. Однако после продолжительного собеседования с ними и авторитетного слова священников Александра Бурневского, Александра Колмакова и Яхонтова штундисты признали свою несостоятельность, публично отказались от заблуждения, исповедались и приняли Святое Причастие.
Самое активное участие отец Александр принимал и в деле народного просвещения. Сохранились его замечательные слова, произнесенные 20 июля 1897 года на закрытии педагогических курсов в Новозыбкове. Обращаясь к слушателям, он сказал: «Приветствую вас с окончанием курсов, весьма рад возможности побеседовать с вами, как руководителями подрастающего поколения и рассадниками просвещения в темной среде нашего народа. Я не буду говорить о той пользе для вас и вашего дела, какую принесли курсы, а также о применении тех знаний, которыми наделили вас руководители для рациональной постановки учебного дела, не учебную сторону избираю предметом своей беседы, а лишь воспитательную, имеющую первенствующее значение в вашем деле.
Воспитательная задача народной школы состоит в том, чтобы подготовить детей для той же среды, из которой они взяты, но только возвышенными и одушевленными любовию к труду, ближним, престолу, Отечеству и святой церкви, свободными от предрассудков, созданных невежеством.
Народная мудрость давно и справедливо признала, что леность – мать всех пороков, а Господь Бог на первых порах борьбы человека с пороком указал на труд, как на благотворное средство к побеждению этого зла. К несчастию, эта простейшая истина и до сих пор не находит себе места в сознании нашего народа».
Каким образом складывался дальнейший жизненный путь отца Александра Бурневского и где он обрел свое последнее пристанище установить не представилось возможным.
Отдельная страница в жизни Чудо-Михайловской церкви связана с именем протоиерея Александра Васильевича Бутырского. Он родился в 1871 году в семье священника, духовное образование получил в Черниговской семинарии. После чего епархиальным начальством был определен в псаломщики Михайловской церкви села Голубовка. Затем рукоположен в сан священника Михайловской церкви села Рахманов. Состоял заведующим Рахмановской и Волокитино-Кустичской церковных школ Стародубского уезда, преподавал в школе при Нежинском Свято-Введенском женском монастыре. Был женат на Надежде Прудниковой. Воспитывал четверых детей.
Совместно с городским головой Григорием Волковым стоял у истоков возникновения в Новозыбкове церковно-приходской школы. Для этого они обратились к сыну купца I гильдии, известному благотворителю и меценату – Михаилу Шведову. Протоиерей Бурневский и господин Волков просили Шведова предоставить для нужд учебного заведения баню при богадельне, находившуюся в его распоряжении. Согласие на то было получено.
Открытие школы произошло в 1904 году. В июле 1910 года на основании решения Николая II и Указа Синода школе присвоили имя Императора Петра I. Это событие было приурочено к широко отмеченным в Российской империи юбилейным торжествам победы русского воинства над шведами в битве под Полтавой в 1709 году.
Школа была смешанная, с одинаковым числом мальчиков и девочек, общее число которых не превышало 125-ти. Финансирование осуществлялось за счет выделяемых городской управой средств и частных пожертвований.
В целях повышения уровня грамотности при учебном заведении организовали библиотеку, для которой приобрели литературу и различные пособия. В ней имелись книги Толстого, Достоевского, Гоголя и других авторов, шведские счеты, арифметический ящик, картины по Закону Божию, глобус, карты по географии, зоологии и ботанике. Использовалась разборная модель человека.
По окончании обучения мальчики, как правило, поступали работать на спичечную фабрику Торгового Дома «М.М. Волков и сыновья», а девочки устраивались в рукодельный класс при училище Новозыбковского благотворительного общества.
Александр Бутырский заведовал этой школой и руководил в ней всеми финансово-хозяйственными вопросами с июля 1911 года. В 1913 году он будет назначен на должность заведующего Новозыбковской «Братской» школы и одновременно станет в ней преподавать. Со времени переезда в Новозыбков будет служить в Чудо-Михайловской церкви. За заслуги и многолетний труд в деле духовного просвещения местного населения награждался набедренником (элемент богослужебного облачения священника) и скуфьей.
Следует отметить, что на территории храма в дореволюционные годы были захоронены лица духовного сана, а также местные жители. Среди них талантливый фотограф Василий Немцев, запечатлевший здания и улицы Новозыбкова на рубеже XIX-XX столетий. К счастью, этот небольшой некрополь сохранился до наших дней практически в неизменном виде и напоминает всем нам о тех днях, что уж далече.
По великой Божией милости Чудо-Михайловский храм, в отличие от других городских церквей, устоял и не был подвергнут разграблению и уничтожению в годину революционной смуты, в период братоубийственной Гражданской войны, последовавшей за ней коллективизации и индустриализации. Внутреннее убранство церкви, включая алтарную часть, сохранилось практически в неизменном виде. Множество старинных икон, намоленных нашими предками, украшают святую обитель Господню и сегодня.
Одной из святынь храма является удивительным образом уцелевшая икона Святой Царицы Елены и Патриарха Иерусалимского Макария (Воздвижения Животворящего Креста Господня) с дарственной надписью в окладе красного дерева, преподнесенная в 1890 году благотворителями князем и княгиней Долгоруковыми руководству выстроенной за их средства женской гимназии в память преждевременно усопшей дочери Елены.
В разные годы XX столетия в храме будут служить священники Симеон Гуляницкий, Александр Трисвятский, Виталий Любичев, Алексий Воспяков, Виктор Цинцевич, Михаил Халюто, диакон Алексей Вербицкий, псаломщик Константин Сахновский.
С 16 сентября 1976 года и по настоящее время настоятелем церкви является благочинный протоиерей Владимир Похожай. Он родился в 1947 году в крестьянской семье, был воспитан в традициях древнего христианского благочестия и любви Христовой. В 1975 году по окончании школы и службы в армии Владимир Михайлович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1983 году.
За особые заслуги перед Русской Православной Церковью, достойное служение Отечеству в деле мира и согласия среди людей награжден Орденами Святого преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, а также орденами Святой преподобной Феодоры и Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – от лица Греческой православной церкви. Отмечен медалью Ордена Дружбы и другими государственными наградами, многочисленными грамотами.
К Пасхе 2005 года Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Владимира «правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до слов «Отче наш…».
Отец Владимир своим присутствием, заботой, вниманием, добротой и что самое важное – спасительным словом – трогает сердце каждого прихожанина, да и вообще любого к нему обращающегося. Во время беседы он зачастую просто слушает, ничего не высказывая, не перебивая, не поучая, не делая каких-либо заявлений. Просто внимательно слушает. Но в этом всегда бывает так близок. Рядом с ним возникает какая-то особенная тишина, покой и благоговение.
И еще. Своим непрестанным служением отец Владимир поддерживает стремление души к святости и горнему Иерусалиму. Он дорожит божественной литургией, православными праздниками и молитвой. Огромная духовная радость принимать участие в его службах, слышать, как из алтаря доносится его голос и душеспасительные слова: «Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя».
Человек задуман и создан Творцом по Своему подобию для полноты жизни в Духе Святом. Думается, что в этом и состоит главное призвание человека: достигнуть спасения путем обретения святости, соединения в себе внешней осязаемой природы с невидимыми божественными энергиями. Однако подлинное приобщение Богу, безусловно, возможно лишь в Церкви Христовой. А посему, как заметил прп. Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении самого человека в Церковь, в храм Святого Духа. И эту Богом задуманную миссию вот уже более 155 лет ежедневно с достоинством и великим благоговением выполняют добрые пастыри – священнослужители Чудо-Михайловского храма богоспасаемого града Новозыбкова. Свет Христовой любви по-прежнему просвещает всех.
Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова
Источники, использованные при написании статьи:
- Дело о постройке соборной церкви в г. Новозыбкове. Формулярные списки о службе священника Бурневского А.П., диакона Вербицкого А.Г. Российский государственный исторический архив. Фонд 218, оп. 3, дело 1868; фонд 796, оп. 436, дело 1034; фонд 796, оп. 436, дело 1219.
- Историческая записка о «Братской» одноклассной женской церковно-приходской школе города Новозыбкова. Государственный архив Брянской области. Фонд 473, оп. 1, дело 14.
- Историческая записка о церковно-приходской одноклассной имени Императора Петра Первого школе в городе Новозыбкове. Государственный архив Брянской области. Фонд 473, оп. 1, д. 32.
- Черниговские епархиальные известия, № 7. Чернигов, 1867.
- Черниговские епархиальные известия, № 8. Чернигов, 1867.
- Распределение наличных священно-церковно-служителей Черниговской епархии на штатные места согласно Высочайше утвержденному 17 января 1876 года расписанию приходов и причтов сей епархии. Чернигов, 1877.
- Черниговские губернские ведомости № 63 от 11.08.1891. Часть неофициальная.
- Черниговские епархиальные известия, № 10. Чернигов, 1897.
- Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906—1908 гг. Выпуск 7. Чернигов, 1908.
- Церковные ведомости, № 19, 20 от 06.05.1911. Санкт-Петербург, 1911.
- Календарь и справочник «Весь Новозыбков» на 1914 год. Клинцы, 1914.
- Жизнь и деятельность Братства св. Михаила, кн. Черниговского, в 1914 г. Чернигов. 1915.
- Соболева Г.М., Влащенко В.А. Чудо-Михайловскому храму – 100 лет. Новозыбков, 1996.
- Логунова Е.А. Братство св. Михаила, князя Черниговского, и епархиальное управление в 1911—1917 гг. Humanity space International almanac vol. 4, № 5, 2015.
- Храм в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех г. Новозыбкова. Официальный сайт в сети Интернет Новозыбковского благочиния Клинцовской епархии Брянской митрополии Русской Православной Церкви.