Дом-мастерская Вячеслава Клыкова по-прежнему под угрозой

0
392
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский Вестник
Был уже на исходе самый продолжительный и самый строгий Великий пост, совершенно точно названный одним костромским батюшкой не иначе как крестный ход. И если эта всегда довольно суровая четверодесятница все же близилась к своему завершению, то вот тревога, связанная с нависшей угрозой над клыковским домом-мастерской на Большой Ордынке в Москве, так никуда и не исчезала, оставаясь при этом все той же саднящей и постоянно напоминавшей о себе раной. А оттого и на сей раз нами непременно и неукоснительно было решено отправиться на самый главный праздник православия – Святую Пасху – именно на родину Вячеслава Михайловича в Мармыжи. Потому как где-то в глубине души отчетливо понимали, что где, как ни там, на этой столь героической, многострадальной курской земле, столько всего перенесшей за минувшие столетия, можно еще и обрести укрепление не только в самой вере, но опять же то необходимое и (желаемое) чаемое подспорье в борьбе за оставленные нам Вячеславом Михайловичем эти его клыковские рубежи… Да еще тем более что в свой последний декабрьский приезд туда мы уже заранее получили приглашение «вкореняться» по весне с саженцем дерева именно на его клыковской пажити, да еще и у стен социально-аграрного техникума, носящего его имя в районном центре Кшенском.

Даже слишком припозднившихся нас все равно ждали и в Музее В.М. Клыкова в пристанционных Мармыжах…
И уж, конечно, чуть ли ни с порога его хозяева встретили всех там самым главным волновавшим и их здесь вопросом: что в Москве с домом-мастерской Клыкова на Большой Ордынке? Ответа на который мы им даже при всем желании так и не смогли бы все равно сюда привезти. Ведь и сами, уповая теперь больше на то, что именно наша соборная пасхальная молитва на родине Вячеслава Михайловича и позволит, наконец, выбраться из того самого тупика, в который вдруг попали все те, кто не хочет смириться с тем, что дом-мастерская в Первопрестольной (можно сказать, уже брошенный на произвол судьбы) окажется в конце концов в чуждых своекорыстных руках и просто-напросто может исчезнуть с улиц Москвы. А оттого и там, в музее, словно невольно почуяв эту нашу полную растерянность, уже и сами его хозяева принялись тут же с ходу подыскивать пути преодоления сей общей беды.
Да и как тут было не появиться этому нашему столь невольному смятению, ведь куряне, всегда столь радеющие о светлой памяти своего земляка (не так давно даже выкупили за приличный куш арестованный вместе с Центром славянской письменности и культуры в Черниговском переулке памятник самому Вячеславу Михайловичу, все у той же не захотевшей просто так расстаться с ним столицы), теперь же и с сами уж слишком обременены приблизившимся и к их рубежам фронтовым будням новой войны… и которым теперь уж и впрямь стало не до каких-либо клыковских утрат в столице.
Крепко подвыдохся и сник уже почти сдавшийся на уговоры претендентов и на это самое последнее клыковское пристанище в Замоскворечье и младший сын Вячеслава Михайловича – Михаил. Не считает нужным подключаться к разрешению проблемы с домом-мастерской и, казалось бы, довольно представительное Курское землячество в самой Москве. Так что кроме одних лишь неравнодушных и в то же время бессильных почитателей В.М. Клыкова, да и опять тех же его внуков (от старшего сына Андрея) также по-прежнему вступиться и некому. А сберегавший почти около 15 лет это отцово место старший сын В.М. Клыкова – Андрей теперь тоже уже отошел в мир иной, но до последнего создавая в этой же отцовской мастерской и свои удивительно талантливые памятники, он тем самым и поддерживал возожженный Вячеславом Михайловичем творческий дух… И даже сумел передать его своим детям – Николаю и Анастасии, прошедшим школу знаменитой Суриковки и получившим так же, как и их дед, и отец специальность скульптора.
Не могли мы не напроситься в те последние предпасхальные минуты и под кров клыковской родовой усадьбы, ставший уже и нам необычайно близким и родным… чтобы и под его благодатной сенью еще раз уже вместе с курянами воздохнуть о так сильно терзавшей нам всем душу московской проблеме.
И уж, конечно, не могли мы не провести остаток этой такой вот святой и лучезарной ночи в самих старых Мармыжах. А наутро не совершить у храма Покрова, построенного здесь самим Вячеславом Михайловичем, можно сказать, уже своего чисто народного пасхального крестного хода, (поскольку, как нас заранее уведомили, что ни службы, ни крестного хода на сей раз там не будет). Вот и выходило, что именно нам и суждено было заявиться сюда, чтобы так вот разом здесь взять и объять своим пасхальным шествием всех, словно ждавших нас на своих барельефах на стенах храма святых, также подаренных нам опять же Вячеславом Михайловичем, и его же клыковский крест в обрамлении уже оживших берез тут же, за алтарем, над местом его упокоения.
Не могли мы обойтись и без того, чтобы не возблаговестить о Воскресшем Господе… и о победе добра над злом именно с его надвратной клыковской колокольни.
Отчего-то там, именно на клыковской звоннице, все сильнее верилось и в то, что и тут вдруг возьмут да и спохватятся местные власти и, наконец, все же захотят взять под свое попечение совсем уже дышащий на ладан и дом, заполучив право на его владение (как это было сделано уже с родовой усадьбой на станции), а пока стоящий также вот незаслуженно заброшенный посреди оврагов почти совсем обезлюдевшего села.
А ведь именно в этом месте некогда взрастал будущий великий скульптор и поистине несгибаемый столп всего нашего русского противостояния все тому же строящему нам козни Западу. Да еще под все тот же пасхальный звон невольно верилось и в то, что всем этим клыковским местам суждено будет рано или поздно воскреснуть и наполниться новой полнокровной жизнью…
Да и с каждым ударом большого гулкого колокола именно там, в Старых Мармыжах, вопреки всему и вся и в нас самих отчего-то еще больше крепла и ширилась та самая необъяснимая уверенность в правоту слов Бориса Александровича Носова – истинного курянина, давнего друга и верного соратника Вячеслава Михайловича, сказанных им сразу же после того, как только он узнал о новой беде уже и с домом-мастерской Вячеслава Михайловича на Большой Ордынке: «Наше дело правое, и победа будет за нами!»
А через неделю с небольшим узнали мы и о том, что на той же самой пасхальной ночной службе на станции Мармыжи (в спешно переоборудованном отцом Николаем под храм бывшем детском садике) молилась вместе со всеми так и не сумевшая усидеть дома та самая внучка Вячеслава Михайловича – Анастасия, что первой и забила тревогу о той беде с дедовой мастерской в Москве. Обмолвившаяся вдобавок ко всему в последнем разговоре по возвращении еще и о том, что именно на пасхальных днях на заседании Московского объединения художников уже всерьез был поставлен вопрос о сохранении клыковского наследия в Замоскворечье…
А как уж теперь будет обустраиваться этот и впрямь хранящий силу клыковского огня и любви к Отечеству дом-мастерская неподалеку от Московского Кремля покажет опять же сама жизнь…

Галина ЯКОВЕНКО

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Яковенко
Жива победная Вожа…
К 645-летию забытой битвы
29.09.2023
И вновь Клыковские рубежи
Помнят и чтят на Курской земле великого подвижника Земли Русской
27.09.2021
Все статьи Галина Яковенко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12