Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище

0
374
Время на чтение 6 минут

Источник: блог автора

При создании скульптур и размещении их в городском ландшафте нужно учитывать то, какой ассоциативный ряд возникает у человека нашей культуры при первом впечатлении, как говорят, с первого взгляда. И даже после убедительных объяснениях искусствоведов и экскурсоводов чувства, вызванные первым впечатлением, надолго будут определять общее представление о посыле, который несет скульптурная композиция – положительные или отрицательные эмоции. Это как при знакомстве, если мы настроены негативно, то будем выискивать всякие недостатки, если позитивно, то найдутся достоинства, которых на самом деле и нет.

Никто не переубедит вас в том, что свастика сегодня ассоциируется исключительно с языческим символом и давно пора забыть о том, что это нацистская символика - символ геноцида и угнетения целых народов. Если вы разместите вывеску на конструкции, которая напоминает «классическую» виселицу, большинство тех, кто знаком с военной хроникой, будет воспринимать ее как орудие казни и вы не убедите их в том, что это вывеска на обычной конструкции.

С 2014 года для многих центральная площадь города Киева с Монументом Незалежнасци Украины, отлитом из бывшего памятника Ленину в лихие украинские 2000-е, ассоциируется с незаконным государственным переворотом, с военными парадами НАТО в Киеве. Этот Монумент Незалезжнасци Украины сегодня у многих ассоциируется с бандеровским нацистским гимном: «Батько наш - Бандера, Украина – маци», хотя создатели памятника, возможно, не предполагали, что их творение будет «орудием» националистов в их пропаганде.

Вообще антропоморфизация таких абстрактных понятий, как республика в XXI веке выглядит странно. Антроморфизация абстрактных понятий характерна для примитивных культур, в языке и символике которых не сформированы собирательные термины. Есть племена, в языке которых нет слова «рыба», «птица» и т.п., хотя есть виды разных птиц и рыб, но собирательного понятия пока не существует. Именно поэтому в древности абстрактные силы природы: сила, притяжение, электрический ток молнии и др. конкретизировались в антропоморфных божествах. Так проще было объяснить мир с его явлениями, опираясь на мифологию. Кстати, для данного уровня развития характерно не линейное, а циклическое представление о времени. История не идет от прошлого к будущему, от неразвитости к прогрессу, а лишь повторяется. Тут даже об истории говорить не приходится, потому что понимание историчности, связи событий, причинно-следственные связи – это тоже достижение мышления, способного использовать абстрактные понятия.

У нас даже дети понимают, что такое Республика Беларусь, им не надо показывать скульптуру женщины и объяснять, что это образ Беларуси. Тем более, что с Белоруссией связаны другие ассоциации: аист, зубр, границы на карте, а также конкретный человек, который не дал развалить промышленность и сельское хозяйство этой бывшей советской республики. Почему-то геральдическая традиция условно обозначать принадлежность к стране животными сохранилась в нашей культуре устойчивее, нежели антроморфизация. Понятие о тотеме утрачено, а вот использование в качестве символики тотемического животного сохранилось.

Лично у меня скульптура женщины, в названии которой есть слово «свобода» или «незалежнасть», ассоциируется с известной картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», написанной в 1830 году. Любой культурный и образованный человек знает о французской революции, о символах революционеров того времени, знает, как эта символика использовалась и используется сегодня планировщиками оранжевых революций, которые быстро перерастают в англо-саксонские интервенции. «Статуя Свободы» или «Свобода, озаряющая мир» в женском обличии – это символ Америки. Кстати, она была подарена французским правительством в честь 100-летия США. Копии Статуи Свободы или образы женщин, символизирующих свободу стали появляться во многих странах, как вестник того, что к ним пришла демократия и либеральная идеология – понятия, которые уже давно стали ругательными, т.к. вместе с ними в страну вползает «управляемый» хаос, наблюдается упадок экономического развития, демографическая зима, деградация и примитивизация культуры и образования.

Лично для меня было действительно новостью то, что в Минске планируют на Октябрьской площади поставить скульптурную композицию со статуей Беларуси в виде женщины в середине и какими-то женщинами, которые бы олицетворяли шесть областей РБ, вокруг. Общий вид напоминает типичное расположение скульптур в идольском капище.

Во-первых, никаких инициатив о создании, а тем более размещении в центре Минска, статуи женщины, олицетворяющей Беларусь, не было. В СМИ об этом не писали, инициативной группы, которая бы собирала подписи и направила обращение с обоснованием необходимости такого памятника, не было.

Второе, что обращает на себя внимание – излишняя поспешность в принятии решений. Для города Минска это нетипично. Наши чиновники очень осторожны, вынашивают идеи долго, согласуют проекты медленно, изыскивают финансирование скрепя сердце, боятся вызвать жалобы и нарекания местных жителей. А тут такая предприимчивость, такая скорость принятия решений… К чему бы это? Тем более, что уже много лет существуют неформальные инициативные группы минчан, которые предлагают вернуть памятник Александру II, поставить памятники Машерову, Притыцкому, Рокоссовскому.

В-третьих, не понятно, почему такое внимание именно той площади, на которой уже был памятник? Неужели в новых районах столицы нельзя предусмотреть для скульптурной композиции большую площадку, где можно было бы проще создать архитектурный ансамбль, на фоне которого задуманный проект смотрелся бы более эффектно, чем на сравнительно небольшой и уже архитектурно завершенной Октябрьской площади?

Четвертое, что надо учитывать – Октябрьская площадь все годы незалежнасци РБ была местом тусовок, шествий и попыток помайданить «тутэйшай оппозиции» - проплаченных Западом инагентов. Весь мир облетели фотографии с Майдана Незалежнасци в Киеве. Площадь без скульптуры была бы менее узнаваемая. Обратите внимание, что это название места, а не событие. Т.е., если перевести белорусский проспект Незалежнасти на украинский язык, то он будет назваться праспэкт Незалежнасци, если бы в Минске была площадь Независимости, то она по-украински называлась бы майдан Незалежнасти, но пока площадь на проспекте Независимости в городе-герое Минске по-украински звучит «Жовтневэй майдан».

Если представить, что в РБ опять начнется попытка незаконного госпереворота и площадью для размещения майданных палаток и других атрибутов дикой примитивной «кострюлеголовой» уличной жизни посреди города, где есть электричество, канализация и центральное отопление, станет Октябрьская площадь, то на фото, которые должны были бы облететь весь мир, не будет хватать какой-нибудь типичной для постсоветских «незалежнастей» скульптуры или скульптурной композиции. Дворец Республики – здание малоузнаваемое, да и строился по еще советскому проекту - больше напоминает мавзолей. Возможно, зарубежные инициаторы установки скульптур, если они есть, создают типичную майданную площадь с типичной майданной символикой – статуей республики. Кстати, скульптура женщины, олицетворяющей Беларусь, уже есть около Дворца Независимости в Минске, это «Беларусь гостеприимная».

Так что же явилось причиной столь быстрого желания занять одну из центральных площадей Минска, где изначально стоял памятник Сталину, хоть какой-нибудь скульптурной композицией? Мало кто знает, но по инициативе неравнодушных граждан уже отлит памятник Сталину на спонсорские деньги, ведутся согласования с исполкомом г. Минска об его установке. Предварительный опрос граждан показал, что большинство минчан хотели бы видеть памятник Сталину на прежнем месте, т.е. на Октябрьской площади.

В 2013 году инициативная группа представителей белорусской интеллигенции дважды обращалась в минские городские органы власти с просьбой о восстановлении памятника Александру II в сквере на пл. Свободы. В управлении культуры Минского горисполкома заявителям ответили, что восстановление памятника невозможно, т.к. «градостроительная ситуация и архитектурный облик застройки в районе площади Свободы, где в центре сквера в 1901 году был установлен памятник Александру II, в настоящее время значительно изменилась». Из Национальной академии наук Белоруссии, мнение которой было запрошено Мингорисполкомом, пришёл ответ следующего содержания: «Роль Александра II в истории Белоруссии противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе».

А еще через три года, 3 сентября 2016-го, на площади Свободы был открыт парный памятник польскому композитору Станиславу Монюшко и белорусско-польскому драматургу Винценту Марцинкевичу. Видимо, для них «градостроительная ситуация» в центре Минска изменилась незначительно…

Похоже, что в ситуации с попыткой белорусами вернуть памятник Сталину на прежнее место, власти пошли по тому же пути – срочно занять Октябрьскую площадь, «изменить градостроительную ситуацию», чтобы, если будут собраны подписи, будет много обращений, отказать в установке монумента Верховному Главнокомандующему, под руководством которого был разгромлен фашизм в 1945. Не надо забывать, что в 1939 при содействии Сталина БССР обрела территориальную целостность и нынешние границы.

Юлия Чирва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Александровна Чирва
Кто на самом деле пишет белорусскую Конституцию
Критика поправок, внесённых Василевичем в преамбулу Конституции РБ
03.01.2022
Все статьи Юлия Александровна Чирва
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20