Иконописец Владимир Ермилов об иконографии праздника

Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех

0
471
Время на чтение 6 минут

Вознесение Христово, икона преподобного Андрея РублеваИсточник: Православие.ру

Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, а во время работы. Об иконографии Вознесения рассказывает Владимир Ермилов – иконописец, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии (теперь иконописного факультета).

Вознесение Христово, икона преподобного Андрея Рублева– Разговор про иконографию «Вознесения Христова», наверное, лучше начать с иконы преподобного Андрея Рублева начала XV в. из праздничного чина Успенского собора во Владимире, которая хранится в Третьяковской галерее.

– Я думаю, это классический, наиболее глубокий и точный вариант иконографии, где все продумано до малейших деталей.

Вознесение Господне – это завершение искупительного подвига Спасителя. Икона Праздника очень важна, ведь на ней показан последний момент, когда Господь был здесь, на земле, телесно. Вообще, любую икону нужно рассматривать как историческую и богословскую трактовку Евангельского события, и только таким образом можно осмыслить и то, как она написана, и как построена композиция. Для того чтобы войти в какую-либо дверь, нужен ключ, – так же и к иконе нужен свой ключ. Чтобы правильно рассмотреть икону, прикоснуться к ее глубине, необходимо ее изучать через сюжеты, построение и композицию, открыть смысл всего построения конкретной иконы.

– В чем особенность композиции этой иконы?

– Вся композиция иконы разделяется на две части горкой по горизонтали, аналогичных горок нет в других композициях. Данная горка подчеркивает, что действие происходит одновременно в двух сферах: в Небесной, Горней части, где изображен Спаситель в сиянии славы с двумя ангелами, и в нижней, земной части, где остались Богородица и двенадцать апостолов.

 

Рассмотрим, как все построение иконы идет вверх, туда, где расположен Христос, оправдывая название иконы – Вознесение. Как правило, всякая композиция начинается в левом нижнем углу и заканчивается в правом верхнем. Посмотрите в нижний левый угол, где изображена ступня апостола, от нее мысленно можно провести линию по краям одежд между хитоном и гиматием апостола, которая точно входит в кисть апостола Петра. Далее линия движется по направлению к лику Богородицы, а от него переходит к лику правого нижнего ангела и заканчивается ножкой правого верхнего ангела. Таким образом, можно проследить четкое направление от нижнего левого угла к правому верхнему.

В центре иконы изображена фигура стоящей Божьей Матери и двух ангелов за Ее спиной, у которых руки воздеты вверх. Это создает мощное движение, похожее на поток воздуха, по направлению к Спасителю и ангелам.

Помните, мы разбирали композицию иконы Воздвижение Креста Господня, где также изображены два архидиакона, поддерживающих Крест, с воздетыми вверх руками, что также создает ощущение движения Креста. Здесь аналогичный прием. Апостолы, стоящие с левой стороны, – на ликах читается выражение грусти от расставания с Учителем, – обращены в сторону Спасителя, у некоторых фигур головы запрокинуты вверх, такое изображение тоже создает впечатление движения. Из этого следует, что в нижней части композиции образуется сильный поток энергии, который не только удерживает верхнюю часть иконы, но и создает впечатление движения за ее границы.

В противовес движению вверх, за которым мы проследили и которое поддерживает тему Вознесения, есть другое движение, определяющее смысл всей композиции.

– Что же самое главное?

– Смысл композиции – это благословляющая рука Господня. Что подтверждает и праздничный тропарь:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, /
радость сотворивый учеником /
обетованием Святаго Духа, /
извещенным им бывшим благословением, /
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Можно проанализировать, как иконописец изобразил движение Божественной энергии от благословляющей руки Спасителя. Эта энергия прослеживается в образе линии: она начинается от руки Благословляющего, затем через силуэт Его, ноги и голову Богородицы направляется в центр фигуры, где находится Ее кисть. В этой точке расположена центральная часть всей нижней композиции. Далее движение линии резко меняет направление и уходит к фигуре первоверховного апостола Петра. Затем линия проходит по дуге через головы всех апостолов и ангелов, образно покрывая фигуры омофором. И, наконец, линия переходит на левую сторону композиции и заканчивается на лике первоверховного апостола Павла, обращенном к возносящемуся Спасу.

 

– Во многих изводах Богородица в иконе «Вознесения Христова» изображается в позе оранты, со вскинутыми в молении двумя руками. Меняются акценты?

– Конечно, если Богородица написана в позе оранты, то получается диалог между Спасителем и Богородицей. Она поднимает руки вверх, обращаясь к Спасителю, а Спаситель благословляет Ее. Апостолы будто не участвуют в общении. В иконе Андрея Рублева наиболее полная и глубокая композиция.

Вознесение Господне (XVI век, Новгород)Вознесение Господне (XVI век, Новгород)​– Какую роль в иконе играет цветовое решение?

– Доминирующим цветом в этой композиции является синий цвет. Лазурит – пигмент, из которого производится данный цвет – является символом неба, Богородицы, а также ангелов. Такой же небесный цвет присутствует в иконе Троицы и в тунике Богородицы. На иконе Вознесения большое синее цветовое пятно в нижней части иконы – туника Богородицы. В верхней части – сияние славы вокруг Спасителя. Это два больших цветовых акцента, которые доминируют во всей иконе. Однако надо заметить, что на всех фигурах, кроме двух белых ангелов, присутствует синий цвет в хитонах апостолов.

Мафорий Божьей Матери всегда гематитовый (гематит – пигмент, цвет которого варьируется от красно-коричневого до насыщенно-вишнёвого). Гематитовый цвет – сакральный, он присутствует только у Спасителя (но не в данной иконе, здесь Его одежды охристо-золотые) и у Богородицы. Иногда мантии преподобных делают гематитовыми, что нельзя назвать каноничным.

У апостолов гиматии разных цветов, но среди всех выделяется желтый гиматий апостола Петра. Больше нигде не встречается желтый цвет в иконе Вознесения, и это не случайно. Желтый цвет в одеждах апостола Петра встречается и на других иконах. Повседневное облачение священства в храмах во время совершения богослужения – желтого цвета. Для чего молящийся приходит в храм? – Чтобы покаяться. Особое чувство покаяния было и у апостола Петра, ведь он совершил грех, который оплакивал всю дальнейшую жизнь, каждое утро. Слыша крик петуха, он вспоминал свое предательство... И цвет одеяний первоверховного апостола, которому Господь вручил ключи от Рая, напоминает нам, что мы всегда, на любом богослужении, каждый день должны вспоминать не наши подвиги, а наши греховные состояния.

У апостола Павла, который до своего обращения был гонителем христиан, гиматий сложного фиолетового цвета – символ мученичества.

– Движения первоверховных апостолов различаются. Почему?

– Да, фигура апостола Петра статична, а фигура апостола Павла – в движении, он словно шагает. Чтобы ответить на вопрос, почему он так изображается, нужно вспомнить Евангельскую историю: в момент Вознесения Павла не было среди апостолов, в отличие от Петра. Поэтому-то фигура Петра статична на иконе, как и фигура Богородицы, а Павел словно подходит к ним.

Важный момент, что по всей иконе можно проследить число три, которое имеет большое значение в христианстве: три Ипостаси Бога, три элемента природы человека (дух, душа, тело).

Посмотрите, как число три прослеживается в рассматриваемой иконе. В верхней части три лика – Спаситель и два ангела. Ниже снова три лика – Богородицы и двух ангелов. Справа и слева расположено по шесть апостолов, но они делятся на две группы по три фигуры.

И даже композиция иконы в нижнем левом углу начинается с трех ступеней, на которых стоят группы апостолов.

– Все, о чем вы говорите, основано на тридцатилетнем опыте преподавания в иконописной школе?

– Конечно, на опыте преподавания. На уроках мы тщательно изучаем композиции древних икон, с тем чтобы студенты могли глубоко проанализировать все аспекты для написания своих будущих работ. Студенты должны усвоить композицию на таком уровне, чтобы могли без образца, самостоятельно ее изобразить.

За все время своего преподавания я понял, что учит студентов не столько преподаватель, сколько древняя икона, написанная иконописцем при содействии Святаго Духа. А преподаватель помогает осознать то, чему икона может научить.

Вдумчивое, внимательное изучение древней иконы необходимо не только иконописцам, но и всем верующим, ведь иначе не понять ее смысл, не увидеть всю ее глубину. Икона «Вознесение Христово» Андрея Рублева – яркий пример того, какие богословские глубины может раскрыть нам икона.

С иконописцем Владимиром Ермиловым
беседовала Оксана Головко

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
Гениальные братья Васнецовы – «тот» и «не тот»
О выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
21.06.2024
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06