«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины…».
С 4 по 6 апреля лектор ЦЗМ «Покров» А.А.Генерозов провел лекции-беседы для студентов 1-го и 2-го курсов отделений Ишимского многопрофильного техникума в селах: Большое Сорокино, Викулово, Абатское и Казанское. Всего слушателей было более 200 человек. Лекции-беседы на тему "Россия - священная наша держава" проводились в рамках проекта «Семья и Отечество», реализуемого центром «Покров» при поддержке "Фонда президентских грантов". Кроме того, А.А. Генерозов прочитал для этой же аудитории 4 лекции на тему «Семейные ценности и культура отношений полов».
Андрей Алексеевич, насколько, на Ваш взгляд, эти 15-16-тилетние дети готовы к восприятию патриотической темы?
– Дети бывают готовы к восприятию любой темы из поля «взрослых проблем» по мере взросления: и интеллектуального, и нравственного, и гражданского. А это в современных условиях масштабной «промывки мозгов» происходит в разные сроки. Некоторые даже и во взрослом возрасте не готовы. А есть такие дети, кому даже объяснять ничего не надо, всё и так понятно на фоне искреннего непосредственного восприятия. Но таких, конечно, меньшинство.
Большинство слушателей приходится в той или иной мере «раскачивать», заставлять думать. Нынешняя система образования учит в первую очередь пользоваться информацией, а не задумываться над действительно серьёзными вопросами. Многими детьми курс на патриотическое воспитание в образовательных учреждениях воспринимается как заурядный официоз и наша лекторская задача — заполнить внешние формы подлинным внутренним содержанием.
Какие тезисы вашей лекции более всего заинтересовали слушателей?
– Затрудняюсь ответить точно, но, кажется, ребята вполне понимают, что восприятие Родины как одухотворенной земли, где мы родились и живём, возможно только в сочетании с нашим родным небом — то есть с нашей верой, нравственностью, с нашей историей, национальным самосознанием, с нашими смыслами существования. Из этого складывается пространство нашей культуры, народного духа. Если культура отрывается от этих двух главных опор – природы, земли и труда на ней (с одной стороны) и от неба — источника нашей духовности, веры и самопожертвования (с другой), то такая культура теряет самобытность, все более упрощается, унифицируется, становится полем манипуляций и подмены смыслов со стороны наших геополитических противников глобалистского толка. Сейчас эта угроза схлопывания и упразднения русской национальной идеи и русской культуры должна восприниматься всем нашим народом осознанно и вдохновлять нас на подвиги не только на поле боя, но и в тылу — в повседневной реальности.
В каких классах наиболее благоприятная обстановка для ведения лекции по теме «Россия – священная наша держава?
В тех классах, где с детьми усердно работают родители и педагоги. Такие учебные коллективы видны сразу, как, впрочем, и их антиподы – ребята с демонстративным пренебрежительным поведением. Поэтому всё, как прежде: семья и педагоги — у истоков формирования личности. А мы им помогаем!
Благодарим Вас, Андрей Алексеевич, за эти лаконичные ответы. Впереди еще много работы по выполнению проекта «Семья и Отечество». Ждет нас много других разных аудиторий, будем наблюдать, анализировать и главное делать правильные выводы. Патриотическое воспитание молодежи – одна из важнейших задач нашего времени. Успехов Вам в этом благородным деле на благо семьи и Отечества!
Подготовила Татьяна Николаева