Источник: Русский Вестник
Михаил Михайлович Достоевский (1820–1864) – беллетрист, поэт, переводчик, литературный критик, решил издавать журнал, в котором беспрепятственно мог бы публиковать свои произведения его брат, к тому времени уже хорошо известный в России писатель (роман в письмах «Бедные люди» (1845), повести «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и др.).
Именно М.М. Достоевский стал организатором, издателем и главным редактором журналов «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865). «Мысль его состояла в том, что нужен свежий литературный орган, независимый от обязательных журнальных преданий, вполне самостоятельный, чуждый партий, чуждый застарелых, преемственных и почти бессознательных антипатий, не поклоняющийся авторитетам и совершенно беспристрастный. С другой стороны, необходимо обращение к народности, к началам народным и возбуждение оторвавшегося от почвы общества к изучению народа нашего и к уверованию в правду основных начал его жизни» – так впоследствии Ф.М. Достоевский характеризовал в общих чертах программу журналов, открытых старшим братом.
После его смерти в статье «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» («Эпоха». 1864. № 6) писатель высоко оценил деятельность брата именно как издателя и редактора: «Всегда буквально заваленный работою по изданию, он сам писал в журнале мало – всего было только несколько статей его в отделении критики. Те, которые упрекают редакторов в том, что они мало пишут и, стало быть, как бы пользуются чужими трудами, не понимают, что говорят. Если редактор действительно занимается сам своим журналом, то дух, цель, направление издания – все исходит от него. Он мало-помалу неприметно окружает себя постоянными, согласными в убеждениях сотрудниками. Он часто, неприметно для самих сотрудников, наводит их на мысль писать именно о том, что надо журналу. От редактора исходит единство и целость журнала».
Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» – «с жаждой идеала и с потребностью нравственного убеждения» – были организованы и издавались в тот исторический период, когда Россия переживала подъем общественной жизни после крестьянской реформы 1861 года – отмены крепостного права – и связанных с ней других реформ. В этих условиях происходило бурное развитие отечественной журналистики. В ней отражался мощный всплеск политических, социально-экономических, культурно-эстетических, иных позиций и мнений в их переплетении и полемическом заострении.
Настроения и волнения, идейно-эмоциональный накал той кипучей эпохи ярко выразились в воспоминаниях П.Н. Ткачева, который, будучи 18-летним студентом, был заключен в Кронштадтскую крепость за участие в студенческих волнениях 1861 года и впервые выступил в печати на страницах журнала «Время» в 1862 году. Это был «самый разгар того, всем памятного, так бурно начавшегося, так много надежд и иллюзий возбудившего и так внезапно и неожиданно прекратившегося периода нашего “общественного возрождения”, периода, когда каждый живой человек восчувствовал непреодолимую потребность как можно скорее “высказаться”, как можно скорее поделиться с своими ближними запасом мыслей и чувств, накопившихся в глубоких тайниках его души в тяжелые, бесконечные дни его “обязательного молчания”».
В журналах братьев Достоевских помещались также зарубежные политические обозрения. В 1861–1862 годах главное место в них занимала Италия, ее борьба за независимость и объединение раздробленной страны. В особом фокусе внимания был лидер национально-освободительного движения Джузеппе Гарибальди, а также его незаурядная личность и роль в освобождении Италии от иноземного владычества. Подробно освещая «итальянский вопрос», «Время» в своем первом номере извещало о победоносном походе Гарибальди на север Италии: «Вся Европа следила за этим шествием с самым напряженным любопытством. <...> И деловой человек, и государственный муж, и простой работник, и поэт в то время принимались за свое дело не иначе как с мыслью: что-то делает Гарибальди? что он потом станет делать?»
Но покорное терпение внезапно закончилось совершенно неожиданным образом: «когда слезы, попреки и терзанья дошли наконец до последней степени, бедняк вдруг поднял голову и <…> проговорил так странно, что его отвезли в сумасшедший дом. И могло же войти ему в голову, что он – Гарибальди!» Непозволительное в полицейско-бюрократической России «вольнодумство», которое всегда теплилось в душе «маленького человека» и которого сам же он пугался, вырвалось на поверхность в виде безумной идеи, «что он-то и есть Гарибальди, флибустьер и нарушитель естественного порядка вещей».
Так, в помешательстве на имени итальянского предводителя народного освободительного движения обнаружился глубоко затаенный протест русского человека против несправедливости, мечта об избавлении от социального гнета и притеснений.
Еще одна остроактуальная тема международных обозрений в журнале «Время» – война северных и южных штатов Америки за освобождение чернокожих невольников. В России эта тема воспринималась как жгуче злободневная, поскольку очевидным было сопоставление с подготовкой и проведением крестьянской реформы, призванной освободить народ от крепостнического рабства.
В то же время политические обозрения в журнале «Время» справедливо вскрывали не только бессмысленную жестокость, но и своекорыстную сущность американской войны: «В Северной Америке резня продолжается с изумительным зверством и полнейшей бесполезностью... И вся эта ужасающая бойня людская, где каждый месяц у обеих воюющих сторон выбывает из строя по нескольку десятков тысяч человек, убитых и раненых в двух-трех сражениях, происходит из-за таможенных сборов, из-за денег, из-за барышей... Велика сила ваша, о барыши!»
Меркантильные денежные интересы – основная пружина социально-политической жизни Франции, которая также была неизменной темой международных обозрений в журналах «Время» и «Эпоха»: «Нынешнее поколение французов служит исключительно денежным интересам и дальше денег и помимо денег ничего не видит и видеть не хочет, и, что всего плачевнее, кажется, потеряло способность видеть».
«Время» указывало на убожество «общественно-политической жизни во Франции и ее замены торжественно пышной риторикой речей, восхваляющих режим. <…> При помощи цензуры и полиции проводится систематический обман бедных граждан, которым внушается вера в великолепное политическое и экономическое положение страны, в ее процветание, могущество и военные успехи. Между тем весь этот шум и декларации построены на сплошном обмане. <…> Итак, от принципов 1789 года ничего не осталось, забыты идеи революции 1848 года, Конституция 1852 года поглощена диктатурой императора. У депутатов парламента, путем хитро организованных через префектов выборов, полицейского вмешательства и цензуры зажат рот, сенат полностью состоит из тех, кому выгоден существующий режим. Печать выражает лишь официальную точку зрения, общественное мнение задавлено цензурой и развернутой сетью шпионажа. <…> Огромны государственные долги, зато гремит военная слава, воздвигается триумфальная арка, идет перестройка Парижа. Никто не выражает желаний, намерений, надежд». «Пока вы сохраняете эти порядки, откажитесь от чести управлять народом свободным. <…> Все молчит и не выступает наружу, благодаря заведенному порядку... Центр политики заключается в голове императора, он не дает никому отчета, и французы ничего не знают, что их ожидает» – писал политический обозреватель журнала «Время» А. Разин.
Тему жизни Франции, которая явно отреклась от своих революционных идеалов libertе, égalitе, fraternitеé – свободы, равенства, братства, также подробно освещал Достоевский на основе личных наблюдений от своей заграничной поездки по странам Европы в очерках «Зимние заметки о летних впечатлениях» (Время. 1863. № 2, 3). Писатель задавался вопросом: «Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно». Но и до поры благоденствующий миллионер-буржуа «за благоденствие свое платит ужасно и всего боится, именно потому, что всего достиг. Когда всего достигаешь, тяжело становится все потерять».
Алла НОВИКОВА-СТРОГАНОВА