Мысли о святой Екатерине и совершенной любви

0
296
Время на чтение 5 минут

Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. ФрагментИсточник: Православие.ру

Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Фрагмент

Имя великомученицы Екатерины дает пищу для размышлений на многие темы… Вспомнилось о том, как, редактируя тексты рубрики «Вопрос священнику» для разных православных сайтов, не раз обращала внимание, что больше всего писем (процентов 70), где люди ищут помощи в семейных проблемах, в отношениях с представителями противоположного пола. И так много пишут о боли, страданиях, ссорах, обидах! И ситуации такие запутанные, замороченные… Поди разберись! Хотя пастыри всегда находят, что сказать страждущим и ищущим — только бы «имеющий уши» услышал, то есть смог получить пользу от прочитанного.

Безусловно, все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить и понимаем ли суть того, что обозначает слово, которое слишком часто и легко употребляем?

Так вот. Если выразиться лаконично, история святой Екатерины — это, собственно, история поиска истинной любви. А еще — впечатляющий пример того, как душа человеческая может горячо полюбить Бога. Так, что и смерть становится не страшна…

Жизнь и смерть этой святой девы связаны с необычайными, чудесными событиями. Не буду перечислять их все, только отмечу, что казнили ее в египетском городе на берегу Средиземного моря, а святые останки спустя три столетия нашли на вершине самой высокой горы Синая! Рядом со священной горой Хорив, где пророк Моисей получил от Господа 10 заповедей. После того, как мне довелось побывать в этом священном месте и увидеть древнейший монастырь Святой Екатерины, ее житие увиделось в новом свете.

Екатерина была единственной дочерью весьма знатных родителей. Обладала редкой красотой и умом. Кроме этого, в свои 18 лет имела блестящее образование, полученное в университетах Александрии. Прекрасно знала греческую литературу и философию, риторику, медицину, владела иностранными языками.

Конечно же, слава о такой невесте разнеслась далеко за пределы просвещенной и великой в те времена Александрии. Самые высокородные юноши Римской империи хотели жениться на прекрасной Екатерине. Но она медлила с решением… Родные всячески уговаривали Екатерину вступить в брак. Однако юная дева неожиданно заявила родителям: «Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого жениха, который был бы равен мне и по знатности, и по богатству, и по красоте, и по уму». Условие это оказалось, практически, невыполнимым… И все женихи получали отказ.

Так что же — Екатерина была очень гордой?! Может, и так. Трудно сказать, слишком давно это было — считай, 1700 лет назад. Да и понять, чем на самом деле живет душа другого человека, дело непростое. Это до конца одному Богу известно. До нас дошли разные варианты жития святой. В одних прямо говорится, что Екатерина очень гордилась собой. Оно и понятно: трудно человеку, одаренному разнообразными талантами, удержаться от чувства превосходства.

В других текстах сказано, что Екатерина полюбила целомудрие и потому решила не выходить замуж. Кстати, имя ее в переводе с греческого означает «всегда чистая».

А может, ей просто хотелось быть счастливой? Хотелось, чтобы супруг был не только знатным человеком, но и личностью, интересной для нее. И главное — чтобы между ними возникли взаимная любовь и уважение. Ведь браки между наследниками знатных и царских родов обычно заключались не по любви, а ради государственной выгоды. Одаренная умом и красотой девушка понимала, что подобный брак вряд ли принесет ей счастье, вот и пыталась найти нечто по-настоящему значимое…

Синайские горы — это место, где два великих святых человека — пророки Моисей и Илия — искали Бога и встретили Его. И кажется очень символичным, что сие священное место стало связано еще и с именем святой Екатерины. Ведь она искала не только Вечного Бога, как делали это Моисей и Илия. Она искала еще и совершенную Любовь, и нашла ее, только не среди людей — она стала невестой Христовой. И за свою любовь к всесовершенному Богу не пожалела самой жизни.

Однако ясно: ее путь, ее выбор, ее мера — не по силам всем и каждому. И речь не о том, чтобы во всем подражать этой великомученице. Большинству из нас Господь предлагает иной и вполне реальный путь. Но он не менее трудный и гораздо более длинный…

Большинство из нас выбирает любовь земную и создает семью. Но сколько ошибок, драм и трагедий случается на этом пути… И как часто мы заблуждаемся, называя любовью то, что совсем не является таковой — либо представляет собой ее болезненное искажение…

Масса книг написано на эту тему, но я остановлюсь на одной — «Влюбленность, любовь, зависимость». Ее авторы — московский священник Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии, и его коллега в области психологии Ольга Красникова. Это изложение авторского курса лекций для желающих построить семейное счастье. Но лучше сказать, что это книга о любви, написанная с любовью — искренней, бережной любовью к человеку, к его высшему предназначению.

У отца Андрея много мудрых мыслей и наблюдений по поводу здоровых чувств и патологии — болезненной зависимости, которая может отравить жизнь человека на долгие годы. Но вот что хочется кратко изложить своими словами.

Анализ мучительных, искаженных отношений сводится, в частности, к одному важному выводу: зависимый человек до смерти боится потерять ту личность, за которую держится буквально мертвой хваткой. И готов унижаться или, наоборот, идти на разные неблаговидные поступки, например, следить, жестко контролировать, принуждать, — лишь бы не потерять того, к кому болезненно привязан.

А ведь человек всегда свободен дарить или не дарить свои чувства другому. И авторы книги подчеркивают, что суть зависимости именно в этом: зависимый не дает свободы своему «возлюбленному», он хочет, чтобы все было по его сценарию и только так, как хочет он. Конечно, это самость, чувства, недостойные христианина и вообще человека.

Подлинная любовь, возвышенные, одухотворенные отношения возможны лишь тогда, когда ты не боишься потерять и признаешь за тем, кого назвал любимым или любимой, свободу поступать и чувствовать так, как он захочет и решит.

Но научиться быть терпимым и воспринимать другого человека с его индивидуальностью, особенностью, неповторимостью, сложностью и непонятностью в том числе — безумно сложная задача. У Сергея Аверинцева, христианского философа, профессора, академика РАН, есть весьма оригинальная статья об этом: «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи». Конечно, сложновато, по-философски написано, но есть там удивительные, неординарные мысли…

Если же вернуться к книге отца Андрея Лоргуса, то в ней достаточно ясно и прозрачно говорится о том, как тонка грань между привязанностью здоровой, положительной — и искаженным, болезненным вариантом отношений, когда один из пары, а может быть, и оба мучительно боятся потерять друг друга и готовы на все, лишь бы этого не произошло. Этот страх может приобретать уродливые формы.

Однако всегда и во всем — как только включается чувство собственничества и желание удержать близкого человека любой ценой — начинается насилие над личностью и отрицание свободы другого человека. И это уже не есть хорошо.

Когда всячески желаешь удержать того, кто тебе очень нужен и крайне дорог, можно попасть в капкан, в ловушку эгоизма, и совершить массу грубых ошибок в отношениях. А можно… начать учиться любить. И это, несомненно, лучше, чем болезненно рефлексировать по поводу того, что он (или она) меня не понимает, не ценит, не любит!

Христианин знает, что его умение или неумение любить ближнего, и в первую очередь того, с кем хочешь быть самым близким — буквально «одной плотью», неразрывно связано с умением любить Бога.

Поэтому закончить этот монолог о любви земной хочется словами апостола любви небесной — Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).

Елена Наследышева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Наследышева
Монастырь на горе по имени Христианка
Дом преподобного Сергия в Черногории
19.07.2023
Сохранить трепет первой любви
Великопостная беседа с архиепископом Артемием (Кищенко)
16.03.2020
"Молитвами этих людей вы спасетесь"
22 августа исполнилось 10 лет минскому Свято-Елисаветинскому женскому монастырю
01.09.2009
Все статьи Елена Наследышева
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24