Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)
35 лет назад, в конце мая 1989 года, закончил свой земной путь архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Имя его хорошо известно, в первую очередь благодаря незаурядному литературному таланту. Это подлинный поэт, писатель, философ, богослов, духовный наставник. Всё его творчество органично и глубоко пронизано духом Православия.
Встреча с произведениями этого автора всегда впечатляет. Более того – утешает, греет душу, дает пищу для размышлений и ответы на самые насущные вопросы, изумляет оригинальностью мыслей, возрождает надежду на лучшее и питает веру в моменты, когда, как говорится, совсем упал духом. Потому каждому ищущему света, красоты и духовного наставления человеку хочется сказать: читайте Шаховского – и прозу, и стихи!
На мой взгляд, среди множества великолепных и мудрых духовных произведений других известных авторов слово владыки Иоанна выделяется изысканной простотой, подобно цветам майского ландыша, незабудки или сирени, что так скромны на вид, но, сколько бы ты ни созерцал их, не перестают удивлять своей красотой и благоуханием.
Когда тревога медленная взглянет
Очами темными тебе в глаза,
Пусть не единая твоя слеза
Видений вечности не затуманит.
Мы не напрасно тайн последних ждём
В молчаньи долгом, в вере безответной.
Мы все стоим пред благостным Вождём,
Не изменившим никому из смертных.
Конечно, личность автора таких строк вызывает живой интерес, поскольку обстоятельства и события его жизни многое могут добавить к общей картине его творчества.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн родился в аристократической семье, имеющей в числе предков людей, прославленных в лике святых. Был Иоанн (в миру – Дмитрий Алексеевич) потомком славного рода князей Шаховских, который ведет свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и сыновей его – Давида и Константина Ярославских.
Родился Дмитрий в 1902-м году в Москве, но судьба, жизненное странничество в итоге привело его на страну далече, за тридевять земель от России – в Америку.
По поводу своих поисков и изломов жизненного пути – попыток воевать на фронтах Гражданской войны или посвятить себя исключительно литературному творчеству – у Шаховского есть такие слова:
«Мы задуманы, а не только сотворены. Именно задуманы волей Божественной, предрасположены ее надеждой, что откликнемся лично на это творение… И всякий раз, когда мы принимаем в себя что-то наносное для нас, это вредит нам и тормозит наш путь к цели основной».
Многогранные дарования, литературные и административные, в сочетании с княжеским титулом, сулили ему блестящие успехи в литературном мире эмиграции. Но Небеса явно предназначили ему иное призвание и служение – духовное.
«‟Не может человек увидеть Лице Мое и остаться жив”(Исх. 33, 20), – сказал Господь. И не остаётся ‟живым” для себя и для этого мира человек, который взглянул в Лицо Христово и увидел Его».
«Когда думаешь, КТО ТЫ, Господи, и кто – я, любовь переходит в ужас. Но – ‟камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?”(Пс. 138, 7)».
«Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог – не ‟Он”, а безмерное ТЫ».
По словам самого владыки,
«в Бога я верил всегда... Я никогда не проходил в жизни через ‟кризис веры”, колебания или сомнения... Одиночество было чуждо мне с детства, но я любил уединение», которое считал «...временем наибольшей жизненной полноты, а также и общения более высокого, чем какая-либо человеческая общительность».
Аминь
Я просил у Господа исцеления
От песен земных моих
И мне дан, вместо прощения,
К небу летящий стих, –
Господа Бога призывание,
Только это одно,
Как радость и оправдание
Жизни моей, дано.
И так хочется Богу молиться,
Говорить Богу: аминь,
Посылать эту белую птицу,
Уходящую в синь!
Если вкратце обрисовать ключевые вехи его жизни именно в лоне Церкви, то монашеский постриг будущий владыка принял рано – в день своего 24-летия. Случилось это в 1926-м году на Афоне, в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Белое иночество
Всю душу предать Господу,
В молчаньи пламенея строгом.
И, идя по полю или по городу,
Молиться – говорить с Богом.
Любить равно святого и грешного,
Смотреть на людей взором открытым.
Не иметь плача неутешного,
Не иметь трапезы сытой…
В том же году он поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже и был рукоположен в сан иеродиакона.
Спустя 4 месяца его духовник, епископ Вениамин (Федченков), рукоположил отца Иоанна во иеромонаха в сербском городе Белая Церковь в юрисдикции РПЦЗ. Здесь он служил до 1930 года.
Вернувшись в Париж, перешел в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В 1932-м году переехал в Берлин, назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви. В 1935-м году возведен в сан игумена, в 1937-м – архимандрита. Все страшные годы фашизма и Второй мировой отец Иоанн служил и миссионерствовал в эпицентре трагических событий – в Берлине.
В 1946-м году он переезжает в США, где переходит в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, которая в 1970-м была признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке.
В 1946–47-м годах он служил настоятелем храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 года хиротонисан в сан епископа Бруклинского и назначен викарием митрополита Феофила (Пашковского). Тогда же работал ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
В 1950-м году назначен руководить Сан-Францисской и Западно-Американской епархией. В сан архиепископа возведен в 1961-м году.
С 1978 находился на покое. Скончался 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре и похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско.
Целых 40 лет Владыка вел на радиостанции «Голос Америки» миссионерскую передачу «Беседы с русским народом». Он автор многочисленных книг и богословских трудов, статей, сборников стихотворений.
«Евангелие всем удивляет... Так всё просто в нём и заострено до чрезвычайности. Всё на грани этого и того мира. Если хочешь узнать тот мир, смотри в Евангелие, пей его, причащайся ему... И если хочешь узнать истину о лукавстве и окаменении своего сердца и увидеть слепоту человечества, читай Евангелие, целуй его».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что вся проза архиепископа Иоанна по сути поэтична, полна метафор и аллегорий, наполнена возвышенными, не обыденными, не будничными словами и образами.
На мой взгляд, все тексты владыки объединены одной общей темой, которая в одних строчках звучит прикровенно, в других более явно. Тем не менее они ярко и искренне выражают то, как этот человек прочувствовал незримое прикосновение Бога к своей душе. Все его произведения, и поэтические, и прозаические, объединяет пылкий призыв ко всякому смертному – остановиться, оторвать взор от земного и всмотреться в Вечность.
Безводные пески
Так странно мне близки.
По ним идёт последняя дорога,
Которой может мир дойти до Бога.
Всё смертное остановилось тут.
В песках сухих всё тленное пропало.
И эти зёрна золотые – покрывала
Переходящих к вечности минут.
Моя первая встреча с творческим словом владыки произошла в 1999-м году, когда Московское издательство «Лодья» выпустило сборник стихотворений Шаховского «Другу во Христе». Эта тонкая брошюрка стала событием в моей жизни, именно – со-бы-ти-ем!
«Нас волнуют масштабы... Нам всё хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет всё малое, немногословное, недостаточное».
«Когда мы с Господом, мы необозримы, бездонны. И вокруг нас, и в нас тогда нет ничего малого».
«В мире этом Небо не дает людям слишком ярких откровений... После них человек терял бы охоту жить на земле... Но в Гефсиманию человеческую сходит ангел, укрепляющий созерцание Бытия».
Прошло немало лет… Богословские и публицистические произведения, сборники стихотворений архиепископа Иоанна Шаховского по-прежнему занимают на моей книжной полке почетное место. Хочется читать и перечитывать их снова и снова. И делиться со всяким неравнодушным к духовным поискам человеком. Слова владыки, его мысли, образы врезались в память и вплелись в ткань моих собственных мыслей и чувств, как теплые, светлые слова действительно очень близкого и мудрого друга – друга во Христе.
Вновь омыт благоуханьем неба,
Позван вновь к безбрежным берегам,
Словно был ты на земле и не был,
Словно жизни не изведал там.
Что скажу тебе, мой друг любимый,
Приходящий к Свету вновь и вновь, –
На земле живут неразделимо
Тихий плач и вечная любовь.