На спектакле «Рождены в Ленинграде»
Анна Загребнева – художественный руководитель и режиссер Театра драмы имени Ольги Берггольц, созданного на общественных началах при поддержке Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Презентация театра состоялась на площадке музея 16 мая 2020 года – в день 110-летия со дня рождения Ольги Федоровны. Труппа одного из самых молодых театров Санкт-Петербурга выступает на разных площадках города и Ленинградской области со спектаклями, благотворительными концертами и мастер-классами, напоминая нам о том, о чем забывать категорически нельзя. Слова Михаила Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» стали девизом актеров театра.
– Анна Александровна, как родился ваш театр?
– В ноябре 2019 года я шла по Фонтанке и думала: «Есть театр Константина Сергеевича Станиславского, есть театр Георгия Александровича Товстоногова. А почему в блокадном Ленинграде нет театра имени Ольги Федоровны Берггольц, где бы ставили и ее произведения и произведения других авторов о самом главном?» Решила выступить с инициативой – и стала художественным руководителем Театра драмы имени Ольги Берггольц. Страшной зимой 1941 года ее вместе с тяжело больным мужем Николаем Молчановым должны были эвакуировать, но он умер, а Ольга осталась в городе. Лялечка, как ее все тогда называли, в одночасье стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда, осажденного фашистами. Ежедневно она вела радиопередачи из Дома Радио (Радиокомитета). После войны она включила их в свою книгу «Говорит Ленинград». Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
– В 2019-м году вы поставили по пьесе Ольги Берггольц и Георгия Макогоненко свой первый спектакль «Рождены в Ленинграде». В том же году он стал лауреатом XIII Пасхального театрального фестиваля в Санкт-Петербурге. А в следующем году этот спектакль стал лауреатом московского фестиваля «Нам дороги эти позабыть нельзя».
– В Москве мне сказали тогда: «В мире пандемия. Все вокруг закрывается, а у вас открылся новый театр на общественных началах»? А я ответила: «Да, мы такие – ленинградцы». К сожалению, мой любимый спектакль «Рождены в Ленинграде», который мы считаем визитной карточкой нашего города, сейчас заморожен. Но я надеюсь, что нам хватит задора, чтобы вдохнуть новую жизнь в этот спектакль, чтобы снова зазвучали строки пьесы: «И пусть весь мир знает – мы в Ленинграде не умирали, мы в Ленинграде рождались…».
Анна Загребнева– Вы 26 лет проработали в государственном театре. Почему решили уйти из него, посвятив свою жизнь общественной инициативе – Театру драмы имени Ольги Берггольц?
– Наш театр зародился еще в 2015-м году, когда усилиями артистов государственного театра «Комедианты» создавались музыкально-драматические композиции по стихам и песням военных лет – «И я прошел по той войне», «С чего начинается Родина?» и другие. Эти программы стали толчком к тому, что в 2018-м году я создала творческую мастерскую «КаЧеЛи». В Музей обороны и блокады Ленинграда мы вошли как коллектив «КаЧеЛи», а вышли из него уже как профессиональная труппа Театра драмы имени Ольги Берггольц.
– Что означает название «КаЧеЛи»?
– «КАчество, ЧЕловек, ЛИчность». В поисках творческого вдохновения в мастерскую пришли не только профессиональные, но и самодеятельные актеры, которым важно, что слова «долг», «честь» и «совесть» – не пустой звук. Мы хотим видеть нашу молодежь сплоченной, умной, доброй, а помочь в этом может изучение истории нашей страны, причем учиться у прошлых поколений силе духа и самоотверженности можно и нужно не только в школе, но и в театре – при условии, что театр, по словам Станиславского, – это «рупор эпохи», что «он ставит проблему, подсказывая пути решения».
Сейчас, к сожалению, государственный театр потерял одну из главных своих функций – быть рупором. Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать. Но современный театр превращается в цирк. Почти 10 лет мне не давала покоя мысль, что не происходит что-то важное, что жизнь проходит, что я не на своем месте. Мучительно думалось: «Где та высокая сверхзадача, о которой много лет назад говорили мне, студентке, наши педагоги?» Это и ушедшие уже Вадим Ростиславович Данилевский, Николай Григорьевич Лавров, и здравствующие ныне – мастер курса Михаил Александрович Левшин и Николай Алексеевич Клочьев, который пришел в наш театр как актер, режиссер и близкий по духу соратник.
В 2018-м году за год я прошла начальный курс режиссуры. Помогло дистанционное образование, тогда еще не столь популярное, как сейчас. Это была круглосуточная работа, большой нескончаемый процесс: учеба – практика – учеба – реализация замыслов. Конечно, помог большой актерский опыт. Диплом режиссера театра драмы я получила в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
– Вашу инициативу кто-то поддерживал? Может быть, привлекали административный ресурс?
– Мне с первых дней существования нашего театра говорили: «Кому нужен ваш патриотизм?» Большие дяденьки восклицали: «Это не актуально. Это никому не нужно. Вы понимаете, что это от даты к дате?» Но, вопреки всему, 27 января 2019 года, в день 75-летия снятия блокады с Ленинграда, состоялся премьерный показ нашего спектакля-реконструкции «Рождены в Ленинграде». Потом целый год творческая мастерская «КаЧеЛи» формировала коллектив, искала свой язык, репетировала спектакль, в котором было 17 персонажей и массовка из учеников театральных студий. Первый состав труппы был наполовину народным. Первый показ прошел на площадке Анниенкирхе, где после пожара было так страшно, что мы сполна прочувствовали то, что испытывали жители блокадного Ленинграда. В зале было +3, на улице – 27 градусов мороза. «Уездные сугробы». Зрители сидели в верхней одежде. Зал обогревался огромными тепловыми пушками, которые в нужных местах создавали звуковой эффект работающего цеха завода.
В течение года спектакль собирал полные залы, став нашумевшим проектом. Изначально спектакль шел более 5 часов. Потом мы сократили его до трех часов и играли его новым составом.
27 января 2020 года премьерный показ состоялся в главном зале Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, в Соляном переулке, в доме № 9. Само убранство зала, серые срезанные углы стен, огромные, «заклеенные» крест-накрест окна служили декорациями, как и экспозиции под стеклянным полом, и рвущие сердца слова жителей блокадного Ленинграда, написанные на стенах.
– Благодаря вашему спектаклю я уже не раз была в этом замечательном музее в дни одной из Ленинградских декад памяти. Как родилась идея их проведения?
– Один памятный день – это так мало! У нас столько друзей и площадок, куда нужно приехать и обняться с друзьями. За один день мы физически не могли выступить там, где хотелось бы. И жители города тоже не успевали везде побывать. В январе этого года родилась идея проводить Ленинградскую декаду памяти, чтобы в течение десяти дней говорить со сцены о самом главном – о судьбе нашей Родины, ее прошлом, настоящем и будущем. Первую зимнюю декаду вместе с нашими партнерами мы провели с 20 по 30 января, приурочив ее к 27 января, когда отмечается день снятия блокады с Ленинграда. Потом прошли декады, приуроченные к 9 мая – Дню Великой Победы (6–16 мая), 22 июня – Дню памяти и скорби (17–27 июня) и 8 сентября – Дню начала блокады (8–18 сентября).
Ольга Берггольц– В мае этого года я впервые увидела в школьном народном музее «А музы не молчали…» ваш спектакль ко Дню Победы.
– Я рада нашей дружбе с музеем, посвященным культуре и искусству Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Он был открыт 16 марта 1968 года. В этом уникальном месте бережно хранят память о блокаде Ленинграда. На первом этаже музея можно увидеть фрак Карла Элиасберга, в котором он дирижировал оркестром на премьере Седьмой симфонии. Есть в музее и стол, на котором в дни блокады писала «муза блокадного Ленинграда» Ольга Берггольц, и рояль, клавиш которого касался Дмитрий Шостакович, и много других уникальных экспонатов, свидетельствующих о том, что и в блокаду культурная жизнь Ленинграда не замирала. В древности говорили: «Когда говорят пушки – музы молчат». А музы не молчали в годы Великой Отечественной войны. Не молчат они и сейчас.
– 20 июня мы встретились в народном музее на круглом столе с участием школьников. Порадовало то, как вы с ними общаетесь – очень живо, на равных, с уважением к мнению детей.
– Мы любим встречи с ребятами и часто проводим их. Наших артистов я называю «просветителями», потому что у нас мастер-классов и живого общения больше, чем драматических спектаклей. Но хочется, чтобы и то и другое взаимно дополняло друг друга, было полноценно и мощно.
– Удивительно, как вам удается в эпоху клипового сознания за час рассказать пятилетнюю историю Великой Отечественной войны!
– В премьерном спектакле «Пароль – Победа!» нам действительно удалось уложить всю ее историю в 54 минуты. Мы говорим о самых ярких моментах войны, которые нас трогают, которые вызывают отклик в душах ребят и взрослых, заставляя их изучать историю самостоятельно. Главное – мотивация. Нам нравится устраивать актерские провокации. Например, в День Победы в конце спектакля вместо поклона мы запеваем песню и приглашаем зрителей маршировать вместе с нами.
– Расскажите подробнее о работе с молодежью, пожалуйста.
– В 2021-м году мы, вопреки всему, возродили один из наиболее нужных наших проектов – «Уроки мужества». Его цель – воспитание молодежи посредством диалога. Мы задаем ребятам вопрос и вместе ищем ответ, очень ценя живое общение «от сердца к сердцу». Нам не нужны большие залы, все должно быть очень просто. На таких уроках дети могут еще больше сдружиться. Нам удалось воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту – создать Первую передвижную бригаду театра, состоящую из профессиональных артистов-педагогов. В ней бывает от 2 до 10 человек. Я рада, что мы уже 2 года вместе.
– Это что-то из разряда агитбригады?
– Мы не агитируем, мы мотивируем и вдохновляем. Театр – это ансамбль. Должен быть режиссер, должна быть высокая сверхзадача, но должны быть и артисты, каждый из которых неповторим. Наши артисты могут в короткие сроки подготовить небольшой музыкально-поэтический экскурс, скетч, рассказ, историю и выступить на любую тему.
Артисты готовы сочинять, петь, танцевать, а если нужно, и 4 спектакля в день играть. Я очень благодарна моим коллегам. Они демонстрируют яркий пример личностного подвига. Молодежь видит их и думает: «А вдруг и я так смогу?» Люди, которые относились к нам скептически, часто говорят после наших встреч: «Вы все такие разные и такие необычные. А самое главное – искренние. Очень мало этого сейчас в театре».
– Каков ваш репертуар?
– Сейчас в нашем репертуарном плане 3 спектакля передвижной бригады: «Пароль – Победа!», «БлокАда, или С чего начинается Родина?» и новый музыкальный спектакль-скетч «На фронт приехали артисты». Продолжается работа над спектаклем-путешествием «Город влюбленных» и его второй версией по стихам Николая Клочьева. В премьерном периоде – второй спектакль «Рядовые» белорусского автора Алексея Дударева.
В спектакле «БлокАда» мы рассказываем о том, что помогало людям выстоять, когда «вокруг холод, голод и темнота, а твои дети и соседи уже никогда не встанут и не придут к тебе. И над всем этим ужасом сияла горячая звезда веры в Победу и человека…». В спектакле звучат Седьмая симфония Шостаковича, голос Ольги Берггольц, строчки из писем погибших и выживших. Лейтмотив спектакля – «Никто не забыт, и ничто не забыто». Мы поем незаслуженно забытые песни, написанные во время блокады. Они живые, такие нужные нам сейчас.
– Есть ли у театра постоянная площадка?
– Нет. Когда меня спрашивают: «Где вы?» – я говорю: «Мы в городе Ленинграде». Конечно, мы мечтаем о своем доме. А пока мы везде. Мои ребята настолько гибкие, что им не принципиально, где репетировать: в кафе, на улице, в подвале – везде хорошо. Нам ничего не страшно.
Мы очень благодарны за поддержку протоиерею Александру Ежову – настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой. Это подворье Антониево-Дымского монастыря. Батюшка не только духовно нас окормляет, но и предоставил нам маленькую комнатку в трапезной. Когда совсем холодно и голодно, мы приходим туда. Нас покормят, и мы там репетируем, реализуя свои идеи, создавая новые проекты. Мы активно участвуем в приходской жизни: в организации и проведении концертов и других праздничных мероприятий, в подготовке и монтаже художественно-исторических видеофильмов, посвященных храму Покрова. В помещении под храмом хранятся наши костюмы. Слава Богу за все!
– Чего вам не хватает сейчас?
– Мы любим говорить: «Нам нужен мир, и желательно весь». Очень хочется, конечно, чтобы все создавалось не «на коленке», а в нормальных условиях. Но зато мы теперь вообще ничего не боимся – ни холода, ни долгой дороги, ни отсутствия микрофонов на площадке, а зрителей в зале, ни отваливающихся пюпитров, ни падающих на голову декораций, ни громких читок по 6 часов, ни четырех спектаклей в день. Мы боимся только одного – что все это закончится. Мы любим это все сильно-сильно. Без этого никак нельзя, но в конце каждой декады очень хочется отдохнуть.
Город нас поддерживает, народ нас поддерживает. Я верю, что наши труды принесут свои плоды, что к нам прислушаются и не дадут кануть в Лету. Надеюсь, что когда-нибудь напишут книгу о наших артистах, которые, поставив себе высокую сверхзадачу, делают воистину великие дела. Я вижу, что им Богом дано достучаться до молодых сердец, что они отдают зрителям все, что у них есть, и еще чуть-чуть. Мы стараемся не использовать такие штампы, как «духовно-патриотическое направление в воспитании средствами театра и музыки». Мы просто хотим, чтобы младшие уважали старших, а те всей своей жизнью объясняли детям, что такое долг, честь и совесть. Мы говорим об умении держать свое слово и отвечать за свои поступки.
С Анной Загребневой
беседовала Ирина Ахундова