Хранитель трепетных традиций

110 лет со дня рождения архимандрита Даниила (Сарычева)

0
608
Время на чтение 10 минут

Источник: Русский Вестник


Старчество в русской православной традиции – явление известное и одновременно прикровенное, загадочное.
Совсем недавно в возрасте 94 лет отошел ко Господу архимандрит московского Донского монастыря Даниил (Сарычев), по молитвам которого совершались исцеления, у неплодных супругов рождались дети, благоприятно разрешались сложнейшие семейные и общественные конфликты.
Православие нельзя объяснить – его исповедуют. Исповедание дает наглядные ответы на все недоумения, чаще всего это происходит при знакомстве с людьми, стяжавшими плоды Духа Святого уже в земной жизни. Таковы старцы – смиренные авторитеты в церковной и гражданской жизни, светильники веры в объемлющей современный мир тьме. В жизни архимандрита Даниила старцы сыграли основополагающую роль, цветы духовного возрастания Иоанна Сарычева культивировали опытные садовники. Обратимся к фактам жизни и религиозного служения почитаемого всей церковной Москвой батюшки Даниила.

В 1912 г. в деревне Зверево (Старожиловский р-н Рязанской обл.,) в крестьянской семье у Сергея Васильевича и Анны Валерьяновны Сарычевых родился сын. Младенца во святое крещение нарекли Иоанном в честь святого Иоанна Предтечи. В семье Сарычевых было шестеро детей, двое умерли в детском возрасте. Супруги воспитывали детей в благочестии и любви к Богу и ближним, приучали к посту с раннего детства, прививали любовь к молитве и Священному Писанию. Все односельчане были верующими, все строго соблюдали посты, жили церковной жизнью.
Православное старчество созидает основу того, что должно происходить в жизни каждой семьи, где младших наставляют и руководят старшие, где естественно формируются отношения детей к отцу и матери и где в мудрых, разумных и любовных поступках родителей заложена и совершенна основа гармоничного возрастания ребенка в мужа.
У богатого духовно и одаренного мальчика Вани в детстве были запоминающиеся религиозные видения: однажды недалеко от дома, на меже он увидел двух монахов в епитрахилях, кадивших над полем. Впоследствии Иоанн еще раз встретился с Ними, уже в Свято-Даниловом монастыре в лице преподобных Симеона Столпника и Даниила Столпника…
В Первопрестольную будущий старец вместе с семьей приехал в начале 20-х годов и остановился у родственников на Тульской улице вблизи Свято-Данилова монастыря. Из воспоминаний архимандрита Даниила:
«…Первый мой визит был в Симонов монастырь. Там служил иеромонах Севастиан, наделенный даром духовного зрения, а после этого я пришел в Данилов монастырь… Ежедневно ходил я в монастырь к ранней обедне, во время которой пел архимандрит Григорий (Лебедев), позже ставший настоятелем Александро-Невской лавры, а еще позже – архиереем. Я его очень полюбил, и он меня тоже. Вот он-то и обратил внимание на мой голос и отдал в обучение к игумену Алексию, бывшему в монастыре регентом. Науку отца Алексия, который учил меня гласам и славянскому языку, я освоил быстро: стоило мне один раз услышать песнопение, как я уже мог его спеть. Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было одиннадцать лет, моя мечта сбылась, и я стал канонархом Данилова монастыря… Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять – с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада».
По свидетельству современников, у канонарха Вани была уникальная память, абсолютный слух, альт его был силен и красив, юноша знал наизусть многие мелодии церковных песнопений. Прихожане любили и привечали юного канонарха. Службу в монастыре проводили строго по уставу, многие насельники прошли курс семинарий и академий и были знатоками церковного пения, литургические песнопения были распева Оптиной пустыни. Архимандрит Даниил вспоминал: «Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наемным и состоял примерно из тринадцати человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви. На левом клиросе пели наши монастырские насельники, числом около двадцати, под управлением игумена Алексия – человека одаренного и необычайной доброты, обладавшего красивым, немного «в нос» тенором. Всего же у нас в монастыре было около сорока монахов. Среди тех, что пели на клиросе, был архимандрит Симеон, у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске. Во время революции 1905 года он своим телом прикрыл от выстрела нашего настоятеля владыку Феодора, и пуля задела его позвоночник. Он также был очень добрым человеком и подвижником веры. В таком болезненном состоянии его арестовали, и в монастырь он больше не вернулся…»
К 1930 г. первый московский монастырь, основанный более семи веков назад святым благоверным князем Даниилом Московским, был закрыт. Последующую половину века мерзость запустения царила на святом месте. Всю свою жизнь архимандрит Даниил (Сарычев) помнил сотни имен своих сомолитвенников – репрессированных подвижников благочестия, молился о них, верил в их прославление.
После упразднения монастыря два года, вплоть до закрытия храма, Иоанн Сарычев регентовал в церкви Воскресения Словущего, вблизи Свято-Данилова монастыря.
В 1932 г. Иоанна посадили в Бутырскую тюрьму. Прозорливый старец – схимник Захария, поведал близким, что Иоанна скоро выпустят. Действительно, пребывание в тюрьме длилось только 40 дней. Выйдя на свободу, Иоанн Сарычев посетил старца Захарию, поблагодарил его за молитвенную помощь и испросил благословения принять священнический сан. В то время принятие сана означало немедленный арест и заключение в тюрьму. Старец не благословил, повелел продолжать петь и читать в церкви, предсказав, что Иоанн останется на свободе. Старческое окормление направило Иоанна по пути благодатного промысла Божия. Именно такое руководство позволяет идти по пути осуществления христианского совершенства: очищения сердца, освящения всей личности человека.
По благословению духовника, Иоанн Сарычев стал регентом в храме святителя Николая на Новокузнецкой улице, где и трудился в течение девяти с половиной лет.
Схиархимандрит Свято-Троице-Сергиевой лавры Захария (Минаев, 1850–1936 гг.), последним покинувший лавру после ее закрытия, поселился в Москве у своей духовной дочери. По воле Божией ему было открыто прошлое и настоящее обращавшихся к нему людей. Прозорливый старец благословил Иоанна жениться. Избранницей Иоанна Сергеевича стала набожная девица Клавдия Николаевна Кутомкина. В 1933 г. молодых людей тайно повенчал иерей Евфимий (Рыбчинский) – духовное чадо старца Захарии. Все близкие Иоанна Сарычева были глубоко религиозные люди. Так, например, сестра Клавдии Николаевны, Ольга Николаевна, 22 года ухаживала за старцем Захарией.
18 мая 1934 г. у Иоанна Сергеевича и Клавдии Николаевны родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 г. – сын Владимир.
Духовным отцом Иоанна Сергеевича (после принятия схимы – схиархимандрит Даниил) после старца Захарии стал архимандрит Серафим (в миру – Григорий Юрьевич Климков, 1893–1970 гг.). Старец Серафим отличался рассудительностью. Дар различения помыслов – отделение добрых от злых – многотрудный аскетический подвиг. В его основе лежат благоразумие и рассуждение. Дар этот обретают при помощи благодати Божией из обширной жизненной практики, опыта. Духовника Иоанна Сарычева, архимандрита Серафима, многократно арестовывали – он 15 лет провел в тюрьмах и лагерях. Благодать Божия руководила отношениями старца и ученика – между ними установились самые искренние внутренние отношения. Многолетняя практика исповедания помыслов развивала навык самонаблюдения, очищения сердца и сознания через непрерывную Иисусову молитву.
В океане безбожия и душепагубных страстей старцы Захария и Серафим готовили себе смену…
В 40–60-е годы Иоанн Сергеевич посещал храмы, организовывал церковные хоры и руководил ими. Так, в 50–60-е годы Иоанн Сергеевич руководил хором в храме Ризоположения на Донской улице и хором в Малом соборе Донского монастыря.
Начиная с правления императора Петра, Русской Церкви было навязано партесное, концертное пение вместо традиционного молитвенного знаменного распева. Католическая душевность, блеск вокальной формы, инославные концертные созвучия заполнили звуковое пространство русских православных храмов. Положение исправляла практика монастырского пения – строгая и молитвенная. Архимандрит Даниил вспоминал годы, проведенные в Свято-Даниловом монастыре: «На первом месте в нашем монастырском пении была церковность… Оно было одновременно и торжественным, и умягчало сердца молящихся. В пении должна быть внутренняя молитва, тогда оно будет духовным и будет побуждать к молитве. Службы у нас в монастыре были длинными, особенно под большие праздники: все кафизмы вычитывались, стихиры пелись полностью, служба длилась с полшестого и заканчивалась в половине одиннадцатого. Но мы не уставали и не хотели уходить из храма».
В те же времена, чтобы прокормить семью, Иоанн Сергеевич работал стеклодувом в научно-исследовательском институте.
Духовное возрастание Иоанна Сарычева приносило свои плоды. 27 апреля 1970 г. в Свято-Троицевой Сергиевой лавре архимандрит Наум (Байбородин) постриг Иоанна Сергеевича в монашество с именем Даниил. Тайный постриг с именем Ольга приняла и Клавдия Николаевна, погибшая 8 сентября 1983 г. в автомобильной катастрофе.
Архимандрит Даниил был усердным молитвенником и глубоко почитал святого благоверного князя Даниила Московского, небесного покровителя Свято-Данилова монастыря. Старец часто повторял: «Велико молитвенное дерзновение святого князя Даниила пред Святой Троицей!»
17 декабря 1978 г. состоялась дьяконская хиротония, рукополагал Иоанна Сергеевича Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков).
В 1983 г. Свято-Данилов монастырь был возвращен РПЦ. Иеродиакон Даниил передал Свято-Данилову монастырю старинные фотографии и ноты, хранившиеся у него все это лихолетье.
2 августа 1988 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялась пресвитерская хиротония. Вместе с игуменом Михеем, «звонарем всея Руси», иеромонах Даниил участвовал в восстановлении монастырского колокольного звона. Влияние о. Даниила прослеживается в процессах возрождения традиционного церковного пения, в том числе в создании замечательного ансамбля «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко, тесно связанного со Свято-Даниловым монастырем.
В 1991 г. иеромонах Даниил стал насельником Донского монастыря, куда за духовной помощью к старцу стекались многочисленные верующие. Игумен Даниил и здесь учредил строгое молитвенное пение, произносил простые по форме и глубокие по смыслу проповеди, часто молился у обретенных мощей патриарха Тихона, много десятилетий тому назад благословившего Ваню Сарычева, юного даниловского кононарха… Продолжался подвиг молитвы, старческого делания, духовной помощи страждущим. 7 апреля 2000 г. Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) возвел игумена Даниила в сан архимандрита. Старец Даниил относился со вниманием и любовью ко всем приходящим. Наделенный особыми духовными дарами, великий молитвенник за Россию к каждому находил свой подход. По свидетельству духовных чад, по молитвам прозорливого старца совершались исцеления, одинокие обретали семейное счастье, у бездетных супругов рождались дети, бедствующие получали материальную поддержку…
8 сентября 2006 г., в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев) мирно отошел ко Господу. Похоронили старца на кладбище Донского монастыря при большом стечении мирян и духовенства.
На могиле старца неугасимо горят лампады и свечи…

А.С. БОЧКОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Бочков
С верой, надеждой и любовью
Народному артисту России Александру Викторовичу Коршунову 70 лет
10.02.2024
Сколько можно кланяться врагам?
Только герои-подвижники спасут наше Отечество
23.01.2024
Военные песни должны помогать побеждать!
Ноты – приравнять к патронам!
11.11.2023
Священная война Александра Васильевича Александрова
Бессмертная песня оказалась исключительно актуальной и в наше время
08.05.2023
Военная песня – память народа
К выходу музыкально-поэтического сборника «Песни воинов России» (М.: Артель «Братья Масловы», 2022. – 232с.)
28.04.2023
Все статьи Александр Сергеевич Бочков
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 13:51
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:50
Злая сатира И.Е.Репина
Новый комментарий от E.O.
13.12.2024 13:50
Как Андреевский флаг отобрали у Андрея Первозванного
Новый комментарий от Мирянин
13.12.2024 13:32
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:14
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:07