Турецкий президент Реджеп Эрдоган с официальным визитом побывал в странах бывшей Югославии с 6 по 8 сентября. Турецкий лидер посетил Боснию и Герцеговину, Сербию, а также Хорватию. По сути, с распадом Югославии и вплоть до настоящего времени происходит возвращение Турции на Балканы. Там, где есть общий религиозный фактор – это, разумеется, для Турции серьёзное подспорье. В целом, Турция ведёт настоящую информационную борьбу за то, чтобы совместно с «молодыми» балканскими государствами пересмотреть историю совместного прошлого – речь, разумеется, идет о нахождении их в составе Османской Империи. Идея – проста: заменить «минус» на «плюс» и кардинально по-новому взглянуть на национально-освободительные движения. Турецкая точка зрения на эти процессы звучит следующим образом: все народы одинаково хорошо, на равных правах и без дискриминации, жили в Османской империи. Что же до распада, то он, (на турецкий взгляд), происходил под влиянием империалистических держав, включая Англию, Францию и Россию, которые были спонсорами османского сепаратизма и его последующими интересантами. Отметим, что отчасти Турции удаётся избавиться от этого груза, как могут свидетельствовать нынешние отношения с Балканскими государствами – бывшими республиками Югославии. Успехи демонстрируются Турцией и на болгарском направлении. Главными турецкими антагонистами, которые родом «из прошлого», остаются Греция и Армения. Однако, даже со второй Турцией проводится работа в рамках «нормализации» отношений. Что же до Греции, то очередной виток напряженности в турецко-греческих отношениях на сегодняшний день выражен очень ярко.
Во многом в происходящем переосмыслении велика роль турецкого президента и его дипломатии. При информационном сопровождении со стороны главной «пропагандисткой» структуры страны – Управления по коммуникациям при администрации президента Турции под руководством Фахреттина Алтуна.
Начнём с пресс-релиза на сайте президента Турции, посвященного поездке Эрдогана. Цитируем пресс-релиз от 5 сентября:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган по приглашению своих коллег совершит официальные визиты в Боснию и Герцеговину, Сербию и Хорватию 6-8 сентября 2022 года соответственно. На предстоящих встречах должны быть рассмотрены двусторонние отношения с вышеупомянутыми странами во всех аспектах, а также должен быть проведен анализ дальнейшего развития существующего сотрудничества в различных областях, особенно совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Предусматривается также обмен мнениями о развитии событий на Балканах и международных вопросах. Во всех трех странах пройдут бизнес-форумы. Наш президент также примет участие в церемонии открытия Исламского культурного центра в городе Сисак, Хорватия. С уважением доводим до сведения публики».
На этот визит отреагировал один из ведущих турецких политологов, генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран. 8 сентября в газетах Sabah и Daily Sabah им была опубликована статья «Лидерство Эрдогана на Балканах и интересы Европы».
Цитируем публикацию:
«Я сопровождал президента Реджепа Тайипа Эрдогана в его поездке по Балканам в течение последних трех дней. Во время встреч в Боснии и Герцеговине, Сербии и Хорватии турецкий лидер сосредоточился на содействии стабильности, безопасности и экономическому сотрудничеству. Во время своей своевременной поездки, которая включала ряд двусторонних соглашений, бизнес-форумов и встреч между лидерами, Эрдоган взял на себя исключительную роль в склонной к конфликтам части мира, снизив напряженность и поддержав мир.
Босния и Герцеговина, в которой 2 октября состоятся выборы, столкнулась с кризисом, вызванным сложными и нефункционирующими политическими структурами, созданными Дейтонскими соглашениями в 1995 году. Турция содействовала экономическому развитию страны, поддерживая тесные отношения со всеми тремя её общинами. Можно сделать вывод, что турецкая политика была успешной, учитывая благодарность Милорада Додика, серба, члена Президиума Боснии и Герцеговины – коллективного федерального главы государства. Несомненно, Турция не только обеспечивает безопасность и будущее боснийской общины этой страны, но и служит активным посредником в предотвращении ожесточенных столкновений между сербами, боснийцами и хорватами. Другими словами, Анкара выступает духовным гарантом Боснии и Герцеговины.
Визит Эрдогана в Сербию также имел значение помимо заключения семи двусторонних соглашений между двумя странами. Заявив, что начался «золотой век» отношений, сербский лидер Александр Вучич не стал скрывать, что высоко ценит лидерство своего турецкого коллеги: «Мы глубоко уважаем конструктивную роль Эрдогана. Мы — небольшая нация, но он всегда проявлял большой интерес к этому региону. Мы благодарны за это».
Вучич также продемонстрировал свое уважение к Эрдогану в своих замечаниях по поводу российско-украинской войны. Президент Турции проводит сбалансированную политику между воюющими странами, время от времени отправляя необходимые сообщения соответствующим правительствам. Соответственно, сербский президент ясно выразил признательность своему турецкому коллеге за способность открыто говорить об ошибках Европы, продолжая сотрудничество Анкары с Москвой, не беспокоя европейцев.
Безусловно, Эрдогану следует удвоить свою роль активного посредника в российско-украинской войне. Нет абсолютно никаких признаков того, что боевые действия прекратятся в ближайшее время. Тем не менее, Турция, выступившая посредником в сделке по зерну, могла сыграть важную роль в предотвращении ядерной катастрофы и содействии обмену пленными.
Президент России Владимир Путин, недовольный решением Европейского союза ввести предел цен на российские энергоносители, недавно призвал к ограничению направлений экспорта украинского зерна: ««Нам, вероятно, следует рассмотреть вопрос об ограничении направлений экспорта зерна, и я обсужу это с Эрдоганом, потому что мы с ним разработали этот план».
Создавалось впечатление, что Путин выступил с ответом президенту Франции Эммануэлю Макрону, который недавно настаивал на том, чтобы Турция не была единственной страной, говорящей с Россией. Очевидно, что ни один европейский лидер не в состоянии демонстрировать схожие дипломатические отношения Эрдогана со своим российским коллегой. Санкции вкупе с двойным энергетическим и продовольственным кризисом превратили российское «вторжение» в Украину в полномасштабный европейский кризис. В конце концов призыв Макрона к Европе воздержаться от дальнейшего отчуждения россиян остался без внимания.
Тем не менее, этой зимой в Европейском союзе могут произойти определенные события, которые могут вызвать дебаты по поводу следующего заявления Эрдогана: «Россия — это не та страна, к которой можно относиться легкомысленно». Действительно, те комментаторы, которые предупреждают, что российские санкции на самом деле вредят европейским экономикам, уже высказываются. Безусловно, российская экономика тоже испытывает определенные трудности. Тем не, менее есть основания полагать, что европейские общества всеобщего благоденствия менее склонны сопротивляться этим плохим условиям, чем россияне. На фоне этого кризиса турне Эрдогана по Балканам имело решающее значение для обеспечения того, чтобы регион не был дестабилизирован внутренними событиями или украинским вопросом.
Я считаю, что те комментаторы в европейских СМИ, которые обеспокоены усилением присутствия Турции в Африке и на Балканах, страдают ограниченностью. В эту новую эпоху неопределенности, когда соперничество между великими державами продолжает углубляться, украинского кризиса должно быть достаточно, чтобы Европа осознала, что она сталкивается с некоторыми очень серьезными угрозами. Не нужен еще один кризис, чтобы понять, что Турция необходима для будущего континента. Соответственно, в интересах европейцев позволить Анкаре взять на себя активную роль на всех платформах и в рамках всех инициатив, начиная с «европейского политического сообщества».
Обратим внимание на самое основное, что прозвучало в приведенной выше публикации. Во-первых, президент Эрдоган позиционирует себя как лидер, который способен не только говорить с президентом России Владимиром Путиным, но и решать с ними вопросы. Более того, в публикации чётко прослеживается идея о том, что «зерновая сделка» — это придумка и инициатива именно турецкой стороны, на которую Россия лишь только пошла. За тем, логичным образом, могут последовать и другие инициативы – будь то в сфере ядерной безопасности или же продовольствия. Во-вторых, интересна та роль, которую отводит Бурханеттин Дуран Турции на Балканах – роль «духовного лидера», арбитра в возможных спорах между тремя общинами той же Боснии и Герцеговины. это полностью вписывается в нынешнюю политику Турции на Балканах по «возвращению» после более чем 100-летнего отсутствия. В-третьих, Турция считает, что выступает в качестве страны, своего рода гаранта безопасности Балкан в условиях полноценного европейского кризиса. В этом смысле, турецкий автор обратился в сторону Европы не мешать Турции выполнять свою миссию в регионе.
Заметим, что это достаточно сильные тезисы, особенно, с учётом того, что Турция – «держательница ключей» от газопровода «Турецкий поток», чья значимость резко выросла после приостановки поставок по «Северному потоку». Кроме того, Турция – ещё сторона «зерновой сделки». И энергия, и зерно – это аспекты, которые не могут не беспокоить балканские государства.