itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О пораженческой ереси

Когда богослову лучше… богословствовать

Украинский кризис 
0
682
Время на чтение 4 минуты

Олег Стеняев

Источник: ФСК

 

Есть в Москве замечательный миссионер батюшка Олег Стеняев. Наряду с А.Л. Дворкиным и киевским профессором В.М. Чернышевым он сегодня, пожалуй, самый действенный обличитель сектантства. А вот в отношении украинства (частного случая ереси этнофилетизма) о. Олег неожиданно оказался «по ту сторону»...

Священноначалие УПЦ (МП), «освящающее» войну с «агрессором», батюшка сравнил с со святым равноапостольным Николаем Японским. Святитель, как мы знаем, в 1904 году благословил свою японскую паству на войну с Россией. По сути, о. Олег повторил «аргументацию», которую украинские «богословы» подвели под разрыв УПЦ с Московским патриархатом.

Фонд стратегической культуры уже обращал внимание на несостоятельность подобной аналогии. Ведь русско-японская война 1904-1905 гг. была столкновением не просто разных стран и народов, но разных цивилизаций. Нынешняя же брань – междоусобная и братоубийственная. Таковой её с 2014 года признаёт и УПЦ (МП). Получается, что священноначалие УПЦ благословляет своих чад на братоубийственную войну. Причём благословляет лишь ту часть паствы, которая поддержала государственный переворот 2014 года. А вот православных Юга и Востока Украины, которые не признают законным установившийся киевский режим, а себя именуют не украинцами, а русскими, УПЦ (МП) защищаться от карателей не благословляет. И о. Олег Стеняев, по сути, оправдывает такой подход.

Для него, правда, все жители Украины – не русские. «В Библии сказано, что Бог для каждого народа положил пределы обитания, и не надо говорить, что мы один народ, – повторяет русский православный миссионер мантры украинских русофобов. – Если мы две разных страны, то это уже не один народ. Страна налагает на каждого подданство, и он должен помнить о своей стране, как о некоей границе ответственности, которая очерчена рукой Бога. По воле Творца мы рождаемся в этом народе, в этой стране, в этой семье».

Оставим в стороне упоминания о подданстве – понятии, вообще-то, относящемся к монархической форме правления, ненавистной украинским единомышленникам о. Олега. Куда более печалит другое – утверждение о том, что «этот народ» и «эта страна» созданы «по воле Творца». Не по Его попущению за грехи наши разорвана была на всяческие украины страна, призванная хранить православие до скончания века, а «по воле». Значит, те, кто пытаются восстановить эту страну без кавычек, – что кремлёвские правители, что донбасские ополченцы, что оставшиеся верными киевляне, – поступают против воли Творца?

Обратим внимание на то, с какой готовностью сие «откровение» подхватила информобслуга Киевской митрополии УПЦ (МП), доведя до «логического» конца: «Протоиерей РПЦ Олег Стеняев отметил, что украинцы и россияне не являются одним народом, поскольку живут в разных государствах». Вершина этнологической и политологической мысли!

Но, допустим, и для одного из образованнейших священников «украинцы» и русские  – совершенно разные народы, а Украина – «страна, границы которой очерчены рукой Бога». Странно, но допустим. Однако очерчены ли Богом в таком случае границы новых образований – ДНР и ЛНР? В конце концов, нынешние границы Российской Федерации с Крымом в её составе?

Конечно, если Бог очерчивает границы не в соответствии со Своим замыслом о народе, а в интересах  политической верхушки (которая сегодня есть, а завтра исчезла), тогда понятна апология о. Олегом Стеняевым митрополита Онуфрия, которого «ругают», дескать, исключительно «невежественные люди»: «Митрополит Киевский должен быть с Киевом. Митрополит Украинский – с украинской паствой. Он должен думать о них день и ночь, особенно о тех, кто в окружении оказался, кто ранен. Точно также глава Русской церкви должен думать о нашем народонаселении». То есть не с Вечной Истиной должен быть предстоятель, а с теми, кто у власти. В крайнем случае – с народонаселением. Причём только с той частью народонаселения, которая попадает в котлы благодаря военному «гению» своих предводителей, будь они хоть трижды антиправославными.

Поведение священноначалия УПЦ (МП) напомнило мне историю из далёкого детства. Идя на тренировку по дзюдо через «чужой раён», я увидел, как пара моих ровесников во главе с «королём двора» издевалась над местным тютей. И хотя в секции учили, что мы ни в коем случае не должны демонстрировать боевое искусство на улице, тут я, наконец, дорвался. Однако пришлось положить не троих, а... четверых. Потому что тютя присоединился к своим обидчикам. Они-то «свои», а я – проходящий. Так и для УПЦ (МП), несмотря на десятилетия гонений, все  эти Кравчуки, Ющенки, Порошенки и Зеленские –  куда более свои, нежели далёкий московский патриарх.

Однако для святителя Николая Японского Москва была ещё дальше. При этом ни от России, ни от Российской церкви он, в отличие от нынешних тють, не отрекался. Поэтому можно согласиться с о. Олегом в том, что «святитель создал прецедент, как грамотно с библейской святоотеческой точки зрения надо вести себя в подобной сложной ситуации». Но если уж современный миссионер рассматривает позицию святителя со святоотеческой точки зрения, значит, и его собственные воззрения подпадают под такой же разбор. И тогда его поддержка деятельности священноначалия УПЦ (МП), направленной на разрыв заповеданного единства, в определённом смысле  – ересь. Ведь ересь –  это не только учение, противоречащее вероучению Церкви (о том же единстве). Согласно «ересь – это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине». И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе.

Русско-японская война стала преддверием Первой мировой и запустила череду революций, погубивших последнее православное царство. В числе предавших царя оказались не только генералы, но и духовенство. А в числе выигравших от того –  сепаратисты всех мастей. Война на Украине есть, по сути, первый акт третьей мировой. И сейчас, когда большая страна начинает, наконец, приходить в себя, хорошо бы и кому-то из духовенства лучше вспомнить уроки столетней давности.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7, оxтeнcкий оxpанитель:

Всё верно. Только в 1904 году не Россия напала на Японию, а Япония на Россию, совершив нападение на Порт-Артур, официально находившийся в аренде России. И Россия, насколько я знаю, не собиралась захватывать и оккупировать Японские острова, как это сделали американцы в 1945 году, поэтому Отечеству японских солдат никто не угрожал. А Маньчжурия, на территории которой развернулись сухопутные сражения той войны, никогда не являлась японской территорией, и, если уж на то пошло, географически она гораздо ближе к нашему Дальнему Востоку, чем к японскому архипелагу. Поэтому что там вообще забыли японцы непонятно...

Россию и Японию тогда в 1904 году столкнули американцы и англичане. Когда читаешь про Цусимский бой, диву даешься: с одной стороны - русские корабли, построенные на верфях Портсмута и Филадельфии, а с другой стороны - японские корабли, построенные на тех же или на соседних верфях. Долго готовили Россию и Японию к этому столкновению, чтобы в столкновении ослабить обе державы. Такими же методами и те же силы столкнули Россию и Германию в 1914 году, а потом еще раз - в 1941 году. Известный факт.

Николай Стариков, ученый, писатель, публицист и депутат "Кто заставил Гитлера напасть на Сталина: Роковая ошибка Гитлера" https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/389046/
дима эки бастуз / 19.08.2022 14:44

7. Ответ на 4, Русский Сталинист:

Всё верно. Только в 1904 году не Россия напала на Японию, а Япония на Россию, совершив нападение на Порт-Артур, официально находившийся в аренде России. И Россия, насколько я знаю, не собиралась захватывать и оккупировать Японские острова, как это сделали американцы в 1945 году, поэтому Отечеству японских солдат никто не угрожал. А Маньчжурия, на территории которой развернулись сухопутные сражения той войны, никогда не являлась японской территорией, и, если уж на то пошло, географически она гораздо ближе к нашему Дальнему Востоку, чем к японскому архипелагу. Поэтому что там вообще забыли японцы непонятно...

Россию и Японию тогда в 1904 году столкнули американцы и англичане. Когда читаешь про Цусимский бой, диву даешься: с одной стороны - русские корабли, построенные на верфях Портсмута и Филадельфии, а с другой стороны - японские корабли, построенные на тех же или на соседних верфях. Долго готовили Россию и Японию к этому столкновению, чтобы в столкновении ослабить обе державы. Такими же методами и те же силы столкнули Россию и Германию в 1914 году, а потом еще раз - в 1941 году. Известный факт.

6.

Согласно «ересь – это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине». И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе.

так смело и дерзновенно взять и написать: и добавим. Знаете, как говорится, "ежли кто от себя что добавит или убавит" - так и здесь, это от себя или от Господа? Простите, а Божий Промысл о том или ином народе автор откуда узнал? Ему Господь Сам Свой Промысл Господь сообщил? Может не надо пороть отсебятину, сопровождаемые ссылками на Божий Промысл и клянясь Именем Его? "Господи! не от Твоего ли имени ..." - знаете что дальше? Нет? Тогда читайте: Евангелие от Матфея, 7:22.

5.

На мой взгляд, позиция отца Олега по сегодняшнему русско-украинскому кризису наиболее подобающая для русского православного священника и вообще христианина.
Sofya / 19.08.2022 12:55

4. На 3 комментарий

Всё верно. Только в 1904 году не Россия напала на Японию, а Япония на Россию, совершив нападение на Порт-Артур, официально находившийся в аренде России. И Россия, насколько я знаю, не собиралась захватывать и оккупировать Японские острова, как это сделали американцы в 1945 году, поэтому Отечеству японских солдат никто не угрожал. А Маньчжурия, на территории которой развернулись сухопутные сражения той войны, никогда не являлась японской территорией, и, если уж на то пошло, географически она гораздо ближе к нашему Дальнему Востоку, чем к японскому архипелагу. Поэтому что там вообще забыли японцы непонятно...

3.

Как-то очень упрощённо: "Святитель, как мы знаем, в 1904 году благословил свою японскую паству на войну с Россией".

На самом деле святителю Николаю стоило больших переживаний, чтобы правильно отнестись к происходящему. Вот некоторые его слова:

Своим прихожанам-японцам свт. Николай сказал:
«Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

Святитель написал письмо во все приходы Японской православной церкви, где сказал:
«Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь – не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам… Любовь к отечеству есть святое чувство… Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное… Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью… И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит… И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир…»

На Соборе 1903 года владыка Николай сказал:
«Хотя вы, японцы, и приняли православную веру от России, но, несмотря на это, когда будет объявлена война с ней, то она – неприятельница ваша, сражаться с которой – ваш долг… Воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество. Положим, вы захватили поджигателя, но это вы сделали, конечно, не из ненависти, а только чтобы защитить свой дом от опасного покушения. Или увидя, что кто-то притесняет ваших родных, вы окажете противодействие тому, то при этом руководит вами не злоба к этому человеку, а любовь к родным…»

Человек / 18.08.2022 20:03

2. Ответ на 1, Сергей:

"Ересь – это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине».
И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе.

Это за уши притянуто. Так нельзя. Независимо от позиции по вопросу УПЦ.
Ересь - это именно искажение вероучения. Когда "к учению веры примешивают мнения".

Добавлю. К учению веры примешивают прелесть мнения. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 18.08.2022 19:41

1.

"Ересь – это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине».
И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе.

Это за уши притянуто. Так нельзя. Независимо от позиции по вопросу УПЦ.
Ересь - это именно искажение вероучения. Когда "к учению веры примешивают мнения".
Сергей / 18.08.2022 13:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Москаленко
Хуторское «богословие» УПЦ против православного духа
Установка на лжесвидетельства
04.08.2022
Все статьи Александр Москаленко
Украинский кризис
Блеск и нищета официозных «военных экспертов»
Оправдание бездействия и поражений успешно продолжаются
04.10.2022
По ситуации на фронте всё те же горькие вопросы и недоумения
Понесёт ли кто-то ответственность за отступление из Лимана?
03.10.2022
Идти по примеру ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья!
Бог помогает тем, кто следует Правде, а не играется в игры с врагом рода человеческого
01.10.2022
Сколько можно измываться над Русской армией?
«Отступ» и сдача техники продолжаются – «Верховный обязан вмешаться»
29.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Концерт «оперённого Киркорова отменен»!
Новый комментарий от электрик
06.10.2022 15:48
Байденомика накрывается «медным тазом»
Новый комментарий от Тюменец
06.10.2022 15:20
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.10.2022 13:03
Новый справедливый социализм – путь к спасению
Новый комментарий от Владимир22
06.10.2022 12:39
Путин сформулировал национальную идеологию
Новый комментарий от Валерий
06.10.2022 12:35
Ответ Макаревичу
Новый комментарий от Клавдия
06.10.2022 12:20
Аватары из Москвы
Новый комментарий от Калужанин
06.10.2022 12:07