Источник: Православное Поволжье
Когда мы приезжаем в Сергиев Посад и подходим к воротам Троице-Сергиевой Лавры, когда мы слышим звон ее колоколов и молимся за богослужением в ее прекрасных храмах,— представляем ли мы себе, как все это начиналось, что было здесь, на этом самом месте, семь столетий назад? Здесь стоял глухой лес, оглашаемый только воем волков да криком филинов; и сквозь эту чащобу продирались два совсем молодых еще человека — два брата, Стефан и Варфоломей. Они искали уединенного места для молитвы, для подготовки к иноческому постригу. Постриг еще только предстоял, младший из братьев, Варфоломей, не стал еще Сергием — а великая обитель, благословение Русской земли, уже родилась, ее жизнь уже началась — с хижины, сооруженной братьями, с первых слов их молитвы в глухом лесу.
Несколько позже братья решили построить церковку и пошли пешком в Москву, за благословением к митрополиту Феогносту; а тот, подумав, что вдвоем братья этого дела не осилят, послал с ними в лес нескольких монахов; и они подняли небольшую бревенчатую церковь, освятив ее во имя Святой Троицы. «Так скромно было положено основание Свято-Троицкого монастыря»,— пишет святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Сергия.
Но в дальнейшем сложилось так, что Варфоломей остался в этом месте совсем один — ушли все, даже брат, который предпочел суровому уединению московский общежительный монастырь. И именно тогда Бог послал к Варфоломею игумена Митрофана, постригшего его в иноческий чин. Это был день святых мучеников Сергия и Вакха. Новопостриженному шел двадцать четвертый год.
Мы привыкли представлять себе преподобного Сергия седобородым старцем, а ведь ему не было тридцати, когда к нему уже шел со всех сторон русский народ — за утешением, за советом, за словом любви. Многие слезно просили позволения остаться — жить и молиться рядом. Сергий отвечал, что жить здесь, в этом безлюдном месте, очень трудно; кого-то это останавливало, кого-то нет, и вот — на месте, где молодой подвижник желал подвизаться уединенно, возникло целое поселение, община пустынножителей: у каждого своя избушка-келья, и все они обнесены изгородью — тыном. Повседневную жизнь лесных отшельников святитель Димитрий описывает так:
«Часто у братии не было вина для совершения Божественной литургии, и они были принуждаемы с глубоким чувством сожаления лишать себя и сего духовного утешения; часто не хватало пшеницы для просфор или фимиама для каждения, воска для свеч, елея для лампад,— тогда иноки зажигали лучины и при таком освещении совершали службы в церкви. В бедно и скудно освещенном храме они сами горели и пламенели любовью к Богу яснее самых ярких свеч. Проста и несложна была внешняя жизнь иноков, также просто было и всё, что их окружало и чем они пользовались, но величественна была простота сия: сосуды, кои употреблялись для таинства Причащения, были сделаны из дерева, облачение было из простой крашенины, богослужебные книги писались на бересте…»
Чем больше возрастали братья в своем подвиге, тем яснее им становилось, насколько необходим в обители игумен — духовный руководитель и наставник, человек, которому они предали бы себя в полное послушание. Не считая достойным себя, Сергий пошел просить игумена у епископа Волынского Афанасия, управлявшего делами Русской митрополии (напомним, Патриарха у русских тогда еще не было, Русская Церковь подчинялась Константинополю). Но святитель Афанасий ответил:
— Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою же собранной в новой обители Живоначальной Троицы!
Сергий стал игуменом не только для братии. Когда его называют игуменом земли Русской, это означает, что вся наша земля предана Святой Троице, что она — Ее обитель, Ее царство. Вот почему у Руси должен быть игумен, как у монастыря; вот почему каждую эпоху российской истории, какой бы она ни была — славной ли, трагической, освещают нездешним светом святые. И в каждом нашем святом, когда бы он ни жил, вновь и вновь оживают те черты русского подвижника, которые получили совершенное воплощение в преподобном Сергии: глубокое смирение, отсутствие всякого мечтания о себе (см.: Рим. 12, 16) и та самая любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13, 5).
Слава о русском игумене дошла уже до Константинополя, а он оставался таким же — если не в храме и не в келье за молитвой, то с топориком, коромыслом, лопатой, метлой — в ветхом залатанном подряснике, который не менял даже для того, чтобы встретить очередную знатную особу, посетившую монастырь.
А меж тем Сергиево древо — воистину древо жизни духовной — росло и разветвлялось. Еще при его жизни, по его благословению, его учениками, последователями, духовными друзьями были основаны знаменитые обители: Спасо-Андроников монастырь, серпуховский Высоцкий, коломенский Старо-Голутвин, московский Симонов… По преставлении игумена его духовные дети основали Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Николо-Пешношский на Яхроме, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов на Вологодчине, многие другие. Так создавалась единая ткань — Сергиева Русь, страна, которую преподобный игумен населил своими учениками, а те — уже своими учениками, духовными внуками преподобного.
Житие преподобного Сергия рассказывает о многих чудесах, включая воскрешение умершего, и о чудесных явлениях, высшим из которых стало посещение подвижника Пресвятой Богородицей со святыми. Но нужно сказать еще и об общественной миссии игумена Сергия. Поздне-средневековая Русь, истязуемая татаро-монгольским игом и сотрясаемая княжескими междоусобицами, имела в его лице подлинную христианскую совесть. Вот как пишет об этом историк Владислав Петрушко: «Смиренный радонежский подвижник стал непререкаемым авторитетом для своих современников и последующих поколений русских людей… <…> Благотворное влияние игумена Сергия распространялось и на русских князей. Одним своим словом он мог остановить усобицу, примирить враждующих соперников, побудить их осознать свою неправоту. Большое значение имело то, что преподобный Сергий всегда поддерживал курс московских князей, и <…> по всей Русской земле на Москву стали смотреть как на безусловного лидера в деле объединения Руси и борьбы с ордынским игом» (В.И. Петрушко, «Очерки по истории Русской Церкви с древнейших времен до середины XV века», ПСТГУ, 2019). Преподобный Сергий был близок семье святого князя Димитрия Донского, и не случайно именно к нему князь поехал за благословением на Куликовскую битву.
* * *
Преподобный Сергий отошел ко Господу на 78-м году земной жизни, 25 сентября (8 октября по н.с.) 1392 года, передав крест игуменства своему ученику, преподобному Никону Радонежскому. Святого погребли под спудом выстроенной им в свое время Троицкой церкви. Через тридцать лет, в 1422 году, были обретены его святые мощи. Вот как рассказывает об этом один из первых жизнеописателей святого, его младший современник преподобный Епифаний Премудрый: «В то время бывал в обители некий благочестивый муж, весьма почитавший святого. <…> Однажды ночью, молясь, он заснул тонким сном, и вот явился ему блаженный Сергий, говоря: “Передай Игумену обители: почему вы оставляете меня так долго во гробе, покрытого землей? Ведь вода теснит мое тело!”». Когда гроб вскрыли, продолжает преподобный Епифаний, «не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога…». Для святых мощей преподобного Сергия его преемник, преподобный Никон, с помощью Звенигородского и Галицкого князя Георгия (Юрия) Дмитриевича, сына Димитрия Донского и крестника преподобного Сергия, воздвиг каменный Троицкий собор, в котором мощи преподобного пребывают и поныне. И до сего дня совершаются от них чудеса: люди избавляются от болезней и пагубных пристрастий, преображаются духовно, обретают веру и упование. Уникальная роспись собора выполнена духовными внуками преподобного — артелью Андрея Рублева и Даниила Черного; для вновь выстроенного собора была написана светоносная рублевская Троица, о которой отец Павел Флоренский сказал: «Если есть Троица Рублева, значит, есть Бог».
* * *
Итак, текущий год юбилейный: 18 июля мы отметили 600-летие обретения святых мощей преподобного Сергия. А 12 июня сего года, в день Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась реализация масштабной программы по принесению ковчега с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви.Саратов также является одним из пунктов маршрута: ковчег будет пребывать в нашем городе 10-11 августа.
Игумен земли Русской — это святой, которому молятся именно о Руси, о России, об Отечестве, о сохранении души русского народа, его неповторимого лица, о том, чтобы народ наш шел по своему, Самим Богом приуготовленному для него пути. Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в день 600-летия обретения мощей преподобного сказал об этом так: «Сегодня мы собрались здесь именно для того, чтобы еще и еще раз помолиться об Отечестве нашем, проходящем не самое простое время в своей истории. Да поможет Господь России и всей исторической Руси сохранить веру, сохранить благочестие, сохранить способность содержать в своем сознании, в своей памяти великие духовные подвиги тех представителей нашего народа, кто прославился в лике святых. И среди них один из первенствующих — смиренный Радонежский старец преподобный Сергий, ставший душой нашего народа, великим угодником Божиим, несомненно для всех нас и сегодня.
Марина Бирюкова