Источник: Русский Вестник
Конец 1990-х годов прошлого века вошел в историю как эпоха развала военных учебных учреждений. Начальникам училищ сулили единовременные выплаты в размере не одного десятка месячных окладов, поэтому они молча соглашались с директивами сверху о закрытии учебного учреждения. При этом Фонд Сороса изыскивал продажных офицеров за долларовые подачки, чтобы помогали командному составу уничтожить военную школу России. В Нижнем Новгороде предательски сдали на развал два высших военных учреждения – Нижегородское высшее зенитно-ракетное училище (НВЗРКУ) и Нижегородское высшее военное училище тыла. Сотни офицеров-преподавателей вынуждены были заняться бизнесом, мелким производством, работать охранниками или водителями. Тысячи парней не военному делу стали обучаться, а избрали гражданские специальности. Так, сокращали численность Российской армии в угоду планам стран НАТО ослабить мощь России. Иначе США и Европа не осмелились бы стравливать украинских националистов с русским населением Украины и Росси. Как говорят, «кишка тонка» была у них.
Дипломированный военный переводчик Эдвард Евгеньевич Капранов, как и большинство кадровых военных офицеров, остался без служебного места по специальности – наши войска из дружественных стран уже в ту пору были выведены. Осознавая опасность происходящего, молодой специалист не утратил чувства долга перед Отечеством, был озадачен сохранением российской государственности. Как человек православный, осознавал, что без Высшей Силы развал страны не остановить. Главное в такое время – повернуть лицом к Господу молодое поколение. И стал, по сути, одним из сооснователей православной гимназии в городе Семенове, обсуждал программы обучения детей с руководителем гимназии о. Игорем Иудиным. Своего семилетнего сына Эдвард Евгеньевич хотел определить учиться в православную гимназию, но в Нижнем Новгороде такого учебного учреждения еще не было.
Спустя годы, по требованиям родителей, православные гимназии в городе стали открываться. Наряду с этим, офицеры-запасники выхлопотали разрешение в нескольких школах учредить кадетские классы. Появилась возможность учить детей военному делу. Сын Капранова перешел в 7-й класс, изъявил желание стать кадетом. Родители занялись поиском такого учебного учреждения. Их интерес остановился на Воронежском Великого князя Михаила Павловича кадетском корпусе: учреждение создано с помощью выпускников русских кадетских школ, созданных за рубежом российскими офицерами-эмигрантами. Ветераны-кадеты своими заботами не оставляли воронежских кадет, помогали программами обучения, средствами на обмундирование, на прочие нужды учебного заведения.
История основания этого кадетского корпуса началась в Новгородской губернии, в деревне Аракчеевка Грузинской волости. Официальное открытие новгородского корпуса состоялось 15 (27) марта 1834 года. В этом мероприятии принял участие генерал-инспектор всей артиллерии и пехоты граф А.А. Аракчеев. Проект этого кадетского корпуса создал сам Император Николай I. Но важнейшую миссию в основании кадетского корпуса выполнил граф Аракчеев, пожертвовавший на создание и содержание учебного учреждения огромную по тому времени сумму – 300 000 рублей. Вскоре после основания корпуса граф А.А. Аракчеев скончался.
Летом 1866 года из новгородского края кадетский корпус был переведен в Нижний Новгород, в бывшее здание присутственных мест нижегородского кремля.
Выпускники кадетского корпуса участвовали в Русско-японской войне, в Первой мировой войне. Из них пятьдесят человек за воинские подвиги награждены орденом Святого Георгия.
В 1917 году кадетские корпуса переименовали в гимназии военного ведомства. А вскоре кадетов перевели в село Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Дальнейшая судьба офицеров Царской армии, которые не покинули Россию, известна. Поэтому кадетское движение долгое время живо было только за рубежом.
Воссозданием Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса Э.Е. Капранов занялся в 2013 году буквально с нуля. Мальчишки, желающие стать офицерами, нашлись быстро. Число кадет росло. А помещения для занятий не было. Несколько занятий провели в воскресной школе храма Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской. «Далее, – сказал Эдвард Евгеньевич, – помогла мама: она много лет служила в Военторге, у нее были ключи от аварийного помещения, которое освободило кафе “Гусарская баллада”. Отопление и воду в этом помещении отключить было невозможно по техническим причинам, кадетам другого помещения не давали: не было государственной регистрации. А регистрацию кадетского учреждения не осуществляли, поскольку нет помещения для занятий… 2,5 года так учились военному делу… и выживать! Нагрянули комиссии, но не помочь благому делу, а заглушить инициативу, как это чаще всего бывает. Пришлось регистрироваться как клуб «Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус» и искать новое помещение. Предоставил большую проходную комнату в подцерковье Спасской церкви настоятель прихода о. Александр (Гемоян). А руководитель корпуса, помимо забот об учебном процессе, вновь был озадачен поиском классов и спортзала для парней-кадет.
Программа обучения в кадетском корпусе включает в себя много дисциплин. По военному делу: строевая подготовка, военная история, огневая подготовка, теоретическая и практическая тактика, топография, фортификация, уставы, физическая подготовка.
«В настоящее время военная история в училищах, – говорит Эдвард Евгеньевич, – нередко сводится до уровня факультатива, а порой и до самообучения. Но известно, что и Александр Суворов, и Наполеон говорили, что офицера-полководца могут сделать только глубочайшие знания с большим самообразованием.
В кадетском корпусе изучаются также традиции Русской армии, артиллерии. Не второстепенными предметами при обучении являются иностранные языки, рисование, каллиграфия, хоровое пение, бальные танцы, этикет. К образовательной программе относятся: спортивная гимнастика, умение владеть рапирой, саблей, штыком, дзюдо, бокс, изящные искусства.
Пока проводились занятия по всем этим предметам, кем-то спровоцирована была, по сути, необъективная жалоба на кадетский корпус, из-за которой адрес учебного учреждения вновь пришлось менять. При желании всегда можно найти повод, чтобы квартирантов выселить. Это произошло во время последней четверти учебного года, когда все учащиеся пишут контрольные работы, сдают экзамены.
Новый адрес НКОО «Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус» уже найден. 33 кадета продолжают обучение. Желающих учиться намного больше. Кадеты – это не клуб, не школа развлекательных шоу-программ, не студия балета на льду. Кадеты – это щит нашего Отечества, о котором должны, обязаны заботиться и правительство области, о своих будущих преемниках – военные структуры, и Нижегородская епархия, если обучение кадет проходит с православным уклоном. Какой щит мы вырастим, таким впоследствии и будем защищены.
Елена ВАСКАНОВА, г. Нижний Новгород