В 70-е годы СССР находился в жёсткой конфронтации с Китаем, которая однако компенсировалась «политикой разрядки» в отношениях с США. В начале 80-х республиканцы Рейгана, опираясь на достигнутую чуть ранее нормализацию отношений США с Китаем и наблюдая усугубление внутренних проблем Советского Союза, решились нарушить статус-кво американо-советских отношений в свою пользу, приступив к реализации программы размещения ракет средней дальности в Европе и таким образом, создавая прямую угрозу безопасности СССР. В той ситуации Советскому Союзу было необходимо перегруппироваться для сдерживания Запада за счёт прекращения многомиллиардных вложений в конфронтацию с Китаем, а прагматики, пришедшие к власти в Китае в 1978 году, помимо сокращения расходов на противостояние с СССР (с конца 60-х до конца 70-х Китай, опасаясь войны с СССР, ежегодно тратил более половины бюджета на оборону, а СССР за это же время потратил порядка 200 млрд. рублей на укрепление китайской границы и содержание армейской группировки на китайском направлении), нуждались в стабильных отношениях с обеими сверхдержавами для разворачивания внутренних социально-экономических преобразований исторического масштаба.
Фактически первыми о нормализации китайско-советских отношений заговорили китайцы: 3 апреля 1979 года в день отказа Китая от пролонгации Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи от 14 февраля 1950 года министр иностранных дел КНР Хуан Хуа уведомил об этом советского посла Щербакова и предложил советской стороне начать поэтапные переговоры для разрешения имеющихся проблем и улучшения отношений. Однако новая эра российско-китайских отношений, которая продолжается уже 40 лет, ведёт отсчёт с 24 марта 1982 года, поскольку именно в этот день руководитель СССР Л.И.Брежнев, выступая в Ташкенте, впервые официально заявил о готовности нормализовать отношения с Китаем «без предварительных условий». 26 марта 1982 года Китай также официально отреагировал на выступление Брежнева, заявив, что будет готов к нормализации, если СССР «подтвердит свои слова делами».
Таким образом официально и на высшем уровне инициативу нормализовать отношения с Китаем проявил Советский Союз, тем самым вольно или невольно выступив в роли «более заинтересованной стороны», что в свою очередь позволило Китаю позиционировать себя как «менее заинтересованная сторона» и на этом основании обставлять нормализацию собственными условиями.
16 апреля 1982 года Дэн Сяопин попросил находившегося в Пекине Чаушеску на словах передать Брежневу буквально следующее: пускай он, Брежнев, вначале сделает одну-две вещи, а там посмотрим. Можно, сказал Дэн Сяопин, начать с вывода вьетнамских войск из Кампучии и советских войск из Афганистана, а можно - с сокращения советских войск на границе КНР и СССР и на границе КНР и МНР. То, что Дэн Сяопин перечислил в устном послании Брежневу через Чаушеску, МИД КНР в июле-августе 1982 года сформулировал как принципиальное условие Китая для нормализации отношений с СССР, назвав это «необходимостью устранения Советским Союзом «трёх больших препятствий», угрожающих национальной безопасности Китая» и уточнив, что «устранение Советским Союзом «трёх больших препятствий» означает: 1) сокращение советской военной группировки на китайско-советской и китайско-монгольской границах до уровня 1964 года; 2) обеспечение вывода вьетнамских войск из Кампучии; 3) вывод советских войск из Афганистана.
Собственно к теме «трёх больших препятствий» в конечном счёте сводились советско-китайские политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел, стартовавшие в октябре 1982 года. По состоянию на ноябрь 1984 года было проведено пять раундов консультаций, на которых советская сторона, демонстрируя желание нормализовать отношения с Китаем во всех «второстепенных» сферах, категорически отказывалась сдавать важные военно-политические позиции. Однако, после прихода к власти «реформаторов», СССР откровенно «посыпался» в центральном для нормализации двусторонних отношений вопросе «трёх больших препятствий». По публикуемым в Сети воспоминаниям Горбачёва, подлинность которых не доказана, в 1986 году он принял Чаушеску, который вновь, как и в 1982 году, на словах изложил советскому лидеру главное условие Дэн Сяопина для нормализации советско-китайских отношений, - «устранение «трёх больших препятствий».
Первой «слили» Монголию.
Я был тогда молодым и холостым лейтенантом, мысли мои были сосредоточены на службе и женщинах, на программу «Время» времени не оставалось, и новость о том, что 28 июля 1986 года во Владивостоке Горбачёв заявил об обсуждении с руководством МНР вопроса о выводе значительной части советских войск из Монголии, я узнал от сослуживца, незадолго до этого переведённого в нашу часть из 39-й армии ЗабВо, дислоцированной в Монголии, а потому принявшего эту новость близко к сердцу.
Затем настала очередь Кампучии.
В мае 1987 года Горбачёв встретился с генсеком ЦК КПВ Нгуен Ван Линем, а потом убеждал председателя Народно-демократической партии Кампучии Хенг Самрина в необходимости национального примирения и самостоятельного, без вьетнамцев, управления страной. Тогда же начались встречи министра иностранных дел СССР Шеварднадзе и завотделом ЦК КПСС Медведева с председателем правительства Кампучии Хун Сеном. Итогом всех этих бесед стала встреча генсека ЦК КПВ Нгуен Ван Линя с Горбачёвым 20 июля 1988 года, на которой вьетнамский лидер сообщил о принципиальном решении постепенно вывести вьетнамские войска из Кампучии к концу 1989 - началу 1990 года, что в итоге и было сделано. В сентябре 1988 года, выступая в Красноярске, Горбачёв предложил провести советско-китайскую встречу на высшем уровне, а в декабре 1988 года Шеварднадзе и министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь достигли принципиальной договорённости о проведении такой встречи в 1989 году. 4 февраля 1989 года СССР и КНР заключили соглашение о взаимном сокращении численности войск на советско-китайской границе.
А 15 февраля 1989 года СССР устранил ещё одно «большое препятствие» - вывел свои войска из Афганистана.
Точка в устранении «трёх больших препятствий» была поставлена заявлением Горбачёва в Пекине 15 мая 1989 года о частичном выводе 39-й армии из МНР. И только после всего этого: после гарантий вывода вьетнамских войск из Кампучии, после советско-китайской договорённости о взаимном сокращении войск на границе СССР и КНР, после вывода советских войск из Афганистана и после гарантий вывода советской 39-й армии из МНР (откуда её подразделения окончательно ушли в декабре 1992 года) Дэн Сяопин на встрече с Горбачёвым в Пекине 15 - 18 мая 1989 года заявил о необходимости «закрыть прошлое, открыть будущее» в отношениях двух стран. С тех пор советско-китайская встреча на высшем уровне в мае 1989 года считается рубежом, на котором состоялась нормализация межгосударственных отношений СССР и КНР. Причём, состоялась она исключительно на китайских условиях, а чтобы выполнить их, позднему СССР пришлось поступиться своими важными военно-политическими позициями. И данное обстоятельство до сих пор является незримым фактором, во многом влияющим на поведение современной России и современного Китая в их отношениях между собой.
Разумеется, общественность не должна знать о содержании послания Зеленского Путину, переданного на словах индонезийским президентом. Как показывает история, подобный способ обмена информацией используется в отношениях, которые плохи настолько, что перспективы их улучшения в рамках традиционной дипломатии не просматриваются. Тем не менее, тот, кто шлёт устное сообщение через посредника, на что-то рассчитывает, потому собственно и прибегает к услугам третьего лица, чтобы достучаться до противной стороны.
Зеленский, видимо, полагает своим политическим джокером собственную молодость. Он почти на 30 лет моложе Путина, и такой гандикап не обнуляет даже привычка Зеленского бухать и нюхать. Зеленский, полагая себя объективно в начале большого политического пути, а Путина в конце, все свои каверзы строит на данном обстоятельстве. Отсюда, например, странные на первый взгляд мартовские заявления украинских переговорщиков «об отказе решать вопрос Крыма в течение 15 лет». Предложения, которые Зеленский передал Путину на этот раз через «индонезийского Чаушеску», вне всякого сомнения касаются главного для украинской стороны вопроса текущих отношений с Россией - условий прекращения СВО. И, возможно, в них даже содержится нечто такое, что, как будто, соответствует стратегической задаче обеспечения безопасности России. Однако, опять же учитывая исторический опыт, надо понимать, что лидер государства, передающий послание другому лидеру исключительно на словах, через посредника и никак иначе, «прижат» настолько, что в первую очередь думает не о выгодах противной стороны, а о спасении собственной страны, армии, о создании для своей страны благоприятных условий, в которых жизненно нуждается и пр.. То есть надо понимать, что автор такого рода послания находится в обстоятельствах стратегической угрозы для собственного государства, а потому в его искренних и отчаянных на первый взгляд клятвах, посулах, предложениях, вариантах и т.д., вне всякого сомнения спрятаны «крючки», «заглотив» которые, адресат послания, сам того не ведая, проваливается в хитроумно расставленную автором послания ловушку.
Альманах Школы Здравого Смысла № 249
Ютуб канал "Школа Здравого Смысла":