Святитель Феофан Затворник о Балканской войне и национал-предатель Кураев о СВО

Освободительный поход Русской армии на Украину  Андрей Кураев 
0
3128
Время на чтение 14 минут

Источник: Благодатный Огонь

Ранее мы проводили аналогию Крымской войны 1853-1856 гг. с нынешним украинским кризисом и пользовались глубоким религиозно-философским анализом того геополитического конфликта такого христианского мыслителя, как Константин Леонтьев, в качестве подходящего инструмента познания современных событий. В дополнение к сказанному хотелось бы привести оценку следующей русско-турецкой войны XIX века, которая принадлежит уже одному из светочей Русской Церкви – святителю Феофану Затворнику.

В 1877 г. Россия вступила в очередную войну с Османской империей вслед за сербами и черногорцами. Основным мотивом к этому стало жестокое подавление турками славянского восстания в принадлежащей им Герцеговине. В текущем противостоянии аналогичное восстание русского населения Донецкой и Луганской Народных Республик против нацистского режима Киева было поддержано Россией, вступившей в этот конфликт на стороне первых. И вот в одном из писем епископа Феофана тех лет мы встречам следующую оценку той войны.

«Кажется, и войне конец, но если турки податливы будут. Боюсь, как бы не разжалобились наши. Надо Болгарию совсем отчуждать от турок... и только с большею нуждою разве уступить плату подати, как ныне Сербия... Если этого не достигнут, надо тянуть войну; иначе она опять нужна будет  чрез год или два...» (еп. Феофан, январь 1877 г. / Святитель Феофан Затворник. Письма о молитве и духовной жизни. М., «Правило веры», 2008. С. 66).

Если спроецировать это в современные реалии, то позиция Вышенского епископа теперь была бы следующей: «Кажется, скоро и войне конец, если в Киеве податливы будут. Боюсь только, как бы не разжалобились в Москве. Надо Донбасс совсем отчуждать от Украины... и только с большею нуждою разве уступить… Одессу. Если не достигнуть демилитаризации, надо продолжать войну; иначе она опять нужна будет чрез год или два».

Конечно, в деталях (додуманных нами условиях окончания нынешнего противостояния) могут быть неточности, но суть, несомненно, ясна. Главное в оценке святителя Феофана – это геополитическая трезвость, как видим, ничуть не противоречащая подлинной христианской аскетике. Война должна быть доведена до достижения поставленных политических целей, в противном случае это приведет к ее рецидиву, а значит, к еще большим жертвам, чем те, что требуют насущные задачи разрешения кризиса. Так мыслит благодатный ум.

«Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь, не хочешь, – а ступай воевать, мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы, что сделали свое дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям, и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падет Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., «Правило веры», 2001. С. 326). 

При этом обстоятельства Балканской войны и СВО на Украине имеют и другие прямые аналогии. Святитель Феофан пишет:

«Чего же тут трусить? у турок, конечно, будет множество англичан, венгерцев, поляков и других уродов. Но все же это не армия какая, а подспорье. Неужто Англия открыто станет за турок? И неужто Австрия к ней пристанет? Ничего. Поколотим и их. У Австрии возьмём Галицию, восстановим Чешское королевство, отделим прочих славян от венгров, с особым управлением; частичку возьмём для Румынии. Австрия дорого поплатится за своё лукавство. Англию теперь только на турецкой территории поколотим; но после неизбежна с нею война, чтобы смирить ее и отбить у ней охоту и возможность вмешиваться всюду, и липнуть как банный лист» (там же; с.327).

Как мы видим, за полтора столетия в геополитической диспозиции в этом регионе мало, что изменилось: те же коалиции (разве что Германия заняла место Австрии как крупного игрока), те же «горячие точки» (Приднестровье, в частности), та же стратегия англосаксов воевать с Россией чужими руками.

Соответственно, противоположная логика нынешних квазицерковных пацифистов вроде Андрея Кураева, выступающих за немедленное прекращение «агрессии России» и т.д. и т.п., это логика, прежде всего (или с христианской точки зрения), людей безблагодатных, «думающих не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23), в частности, исходящих из человеческих представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, истинном и ложном. Если кураевы делают акцент как раз на «жалость», то святой Феофан опасается этой ложной «жалости» даже со стороны российского государства («Боюсь, как бы не разжалобились наши»). Такая существенная разница позиций и говорит о том, что перед нами носители различного духа.

Поэтому учитель Кураева патриарх Кирилл, поначалу выступавший с дипломатически нейтральной оценкой украинского кризиса и призывавший к «молитве о мире» скорее в духе того же самого пацифизма (собственной безучастности и, соответственно, безусловности мирного урегулирования), впоследствии (в силу сугубой благодати своего Святейшества) изменил свою позицию и неоднократно выступал уже с поддержкой поставленных Российским государством целей специальной военной операции на Украине, то есть, с тех же позиций, на которых стоял святитель Феофан Затворник в своих оценках русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Вот слова Святейшего патриарха Кирилла:

«“Архистратиг” означает высший стратег, т.е. военачальник, и этим словом мы именуем ангела Божия. Казалось бы, Бог есть Любовь, все, что вокруг Бога, пронизано любовью, так почему же ближайший к Господу ангел именуется Архистратигом, то есть военачальником? А потому что в мире существует такое явление, как борьба добра со злом, и она проходит и по государственным границам, и по многим другим границам, разделяющим человеческое общество. Но чаще всего этот фронт проходит по человеческой душе, и в какой-то момент человек оказывается на стороне добра или на стороне зла. Очень важно, чтобы наши военнослужащие, наша армия всегда были на стороне добра. Это будет обеспечивать им не только полную поддержку со стороны народа, но и, несомненно, поможет обретать Божественную поддержку в ответ на их подвиг – поддержку силой Божественной, через святого Архистратига Божиего Михаила» (Патриархия.ру).

И наоборот. Как аскетическому ригоризму святителя Феофана противостоит «теплохладность» церковного модерниста с фигурой Обеликса, так и «уму Христову» того же святителя противостоит плотской ум лжехристианского эрудита.

«Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, немало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с “высшими взглядами”; но и это всё грошёвый народ…» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. Цит. изд. С. 330). 

Поэтому Кураев не останавливается на искажении веры и нарушении церковных законов (за что уже извергнут из сана), но нарушает и государственные законы, в частности, в своем гностическом опьянении продолжает распространять фейки, порочащие Вооруженные силы РФ и Специальную военную операцию. 

«“Киев сегодня утром обстреляли с самолетов Ту-95 и Ту-160 ракетами Х101, которые могут летать на расстояние до 5,5 тысяч км Бомбардировщики взлетали из Астрахани. Пуск ракет происходил над Каспийским морем”, – заявил спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. *** Вот для этого воздушное пространство над Кубанью должно быть свободно. Потерпите, туристы, не мешайте убивать киевлян» (Кураев А. Почему из Москвы в Сочи летят 4 часа через Казахстан).

А вот как было на самом деле:

«Российские военные нанесли удар по цехам оборонного завода “Артем” в Киеве, – следует из сводки Минобороны РФ за 26 июня. – Двадцать шестого июня Воздушно-космическими силами России нанесен удар четырьмя высокоточными ракетами воздушного базирования по цехам ракетно-строительной корпорации “Артем” в Шевченковском районе города Киева. На данном предприятии производились боеприпасы для украинских реактивных систем залпового огня, – говорится в документе Минобороны. – По данным объективного контроля все ракеты достигли цели, гражданская инфраструктура не пострадала. В свою очередь, украинские военные попытались перехватить российские снаряды, выпустив более десяти зенитных ракет из комплексов С-300 и Бук М1. При этом две ракеты, выпущенные С-300, сбили украинские же “Буки”. Один из боеприпасов мог упасть на жилой дом. Завод “Артем” производил авионику, ракеты “воздух – воздух”, вооружение для танков и тяжелой бронетехники, вертолетные системы защиты» (РИА-Новости).

Иными словами, ВКС России был уничтожен очередной объект военно-промышленного комплекса Украины, завод, на котором производились снаряды, которыми ВСУ убивают мирных жителей Донбасса. Жилой сектор Киева при этом если и пострадал, то от действий тех же ВСУ. То есть, все с точностью до наоборот. Ранее Кураев вслед за киевским режимом уже обвинял Вооруженные силы РФ в военных преступлениях ВСУ, в частности, после обстрела Краматорска.

«У кого может быть Точка У? Действующие операторы: <…> Белоруссия — 36 единиц 9М79, по состоянию на 2021 год <…> Сирия — некоторое количество 9М79, по состоянию на 2021 год. <…> Бывшие операторы: Россия — 24 единицы Точка-У по состоянию на 2019 год, в конце года была официально снята с вооружения и на 2022 год не состоит на вооружении российских войск. <…> Если у защитников ДНР видели даже винтовки Мосина, то и точка У может появиться где угодно и у кого угодно. <…> Если у некоей страны Х. было некое оружие, которое она сняла с вооружения (но не уничтожила: проверяемых сообщений об этом не было) за три года до некоего конфликта, то ничего не мешает ей для восполнения расхода и потерь в технике на определенной фазе начавшегося конфликта расконсервировать “устаревшее” оружие и использовать его. Это касается и старых танков, и старых ракет. Или же можно легко заимствовать это оружие у своих же карманных союзников» (Кураев АУ кого может быть Точка У?).

Следом, напомним, появилось видео итальянского корреспондента, на котором виден серийный номер ВСУ на обломках Точки У, которой был осуществлен спланированный теракт в Краматорске (обстрел массового скопления гражданского населения, собранного в этом месте под благовидным предлогом). Однако никакого опровержения от Кураева не последовало.

Но если аналогию между Балканской войной и СВО еще можно отвести от нынешних «выродков» как лишь косвенное доказательство их «грошёвости» как людей (хотя сами они, скорее всего, опровергли бы этот силлогизм, не указав на отдельные неточности исторической аналогии, но, как это у них водится, подвергнув сомнению христианский авторитет святителя «синодального периода», частное мнение которого не может служить критерием истины), то в геополитических откровениях Кураева обретаются оценки в том числе и самой Балканской войны. И выдержанны они, разумеется, в том же русофобском духе, а значит, уже прямо противоположны духовно-нравственным оценкам святителя Феофана этих же самых событий. 

«В прошлой проповеди он [патриарх Кирилл] заявил, что Россия никогда ни на кого не нападала. Очевидно, до него донеслись реакции людей, потрясенных этим его историческим открытием. И он решил пояснить: “На Балканы армия наша пошла не для того, чтобы расширить пространство своей страны, не для того, чтобы обогатить страну богатой добычей, не для того, чтобы подчинить другие народы, а для того чтобы спасти от пятисотлетнего рабства болгарский народ. И назовите еще страну, которая пожертвовала тысячами и тысячами своих сынов для того, чтобы помочь другой стране так, как мы помогли болгарам!”. И в самом деле – 12 апреля 1877 года именно Россия объявила войну Турции. <…> Это открытое вмешательство во “внутренние дела”. <…> Но точно ли среди мотивов и целей Балканской войны не было желания России прирасти землицей?» (Кураев АНа этот раз патриаршая сказка – про Балканскую войну).

Далее Кураев приводит исторические сведения об условиях мирных договоров после окончания войны 1877–1878 гг, в результате которых Россия, конечно же, получила свои (и своих союзников) территориальные выгоды, отстояла свои интересы в регионе, о чем, напомним, святитель Феофан писал в самом начале этой войны как о ее насущных целях. Поэтому спор Кураева идет напрямую не только с патриархом Кириллом, но и со святителем Феофаном, ему в данном вопросе полностью единомысленным. И то, что святой Затворник называет добром, миссионер-отступник объявляет злом, и наоборот.

Таким образом, так же, как у укронацистов порой бывают сбиты прицелы, у церковного национал-предателя Кураева расфокусирована совесть и разум, как у всякого «душевного человека» (1 Кор 2:14), «верящего лжи и возлюбившего неправду» (2Фес 2:11-12) и всецело уповающего на самого себя.

«Человек деловой душевно – ученый, практикующий по какой-либо части, художник – все божеское приносит в жертву делам своим, всегда отодвигая его на задний план, именно – молитву, богомыслие, дела благочестия; и упованием своим опирается он на своих делах и силах» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., «Правило веры», 2007. С.541).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. храбро.

Молитву патриарха Кирилла о мире я читаю ежедневно. Ведь украинцы наши братья и к нынешней драматической ситуации «двигались» с тех самых 90-х. Тогда в 90-х наш президент Ельцин заварил эту мерзкую кашу от которой настрадались и россияне, и особенно наши соседи –украинцы, грузины и другие.
Но! Одно дело - самоутверждаться на безнаказанной критике своих властей, другое – на осуждении священнослужителей. Кураеву я не верю, его речей не читаю. Но судить его мне не по чину. Как не вспомнить: «…безумству храбрых поем мы песню..»
дед / 04.07.2022, 10:42

2. Причем здесь А. В. Кураев?


Александр Буздалов:
«В 1877 г. Россия вступила в очередную войну с Османской империей вслед за сербами и черногорцами. Основным мотивом к этому стало жестокое подавление турками славянского восстания в принадлежащей им Герцеговине. В текущем противостоянии аналогичное восстание русского населения Донецкой и Луганской Народных Республик против нацистского режима Киева было поддержано Россией, вступившей в этот конфликт на стороне первых...»
//////////////////
Не «притягивает ли за уши» автор публикации несопоставимые «вещи» прикрываясь к тому же Святителем Феофаном Затворником? Но тогда, что это как минимум – недобросовестность «исследователя»?
Следующий «момент»… Не надо забывать, что рассуждения Феофана Затворника претерпевали «коррективы-изменений» по мере духовного становления-совершенствования Святителя…
И «вообще»… Как можно столь плоско (!) рассматривать подобные вопросы, имеющие в «изнанке» - как и нынешний конфликт – «верченую» предысторию? В «параллели», вот, такую, например (из текста В. М. Ереминой «Святой среди святых: преподобный Силуан Афонский в кругу афонских подвижников (пастырское служение афонских отцов в 20–е годы нашего столетия):

«Сербский епископ Михаил Шабатский… …. выдвигает следующий аргумент: архиерей должен заботиться не только о вере, но и о нации. Да, отвечает еп. Вениамин, но прежде всего о вере. Приводит апостольское учение о гражданской покорности властям… Ему отвечает еп. Михаил: Было другое время, христиан была малая кучка, они ничего не могли поделать, и т.д. Он рассказывает об участии сербского духовенства в национально–освободительной борьбе. Настоятелей монастырей, принимавших участие в этой борьбе, турки сажали на кол, они претерпевали мучения и т.д. И еп. Вениамин отвечает: Ну, хорошо, а что же теперь? Поднялись ли у вас в Сербии вера и благочестие? Нет. И еп. Михаил Шабатский этого утверждать не смог… …. Еп. Вениамин продолжает размышлять: и греки, и сербы столетиями боролись за политическую свободу. Каков же результат? Духовный, христианский. Уже не для них самих, а для пленивших их — для турок. Никакого. Нигде турки не приняли христианство. (У нас с татарами было иначе. — В. М. Е. ). Христианство греков и сербов не преодолело магометанства. И теперь еще целая область Сербии — Босния наполнена теми же сербами–мусульманами, которые веками укреплялись в магометанстве и теперь, после освобождения Сербии, не думают возвращаться в Православие. Значит и сейчас Православие в Сербии не сильно духовно. Они сами это сознают...»?

1. Кураев лишний...

Главное в оценке святителя Феофана – это геополитическая трезвость, как видим, ничуть не противоречащая подлинной христианской аскетике.

Связать историю, политику с аскитикой — это интересная связка...
Но если к этому умно привязать ещё и то, что "главное в том, надо упражняться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием", то тогда и изменения в направлении ко Господу могут произойти... Ну, реальный, продуманный, неформальный тренинг памяти Божией нужен...
А иначе... Всё будет как всегда...
Сант / 04.07.2022, 08:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
«Америке нужна и важна прибалтийская провокация»
США, провоцируя конфликт в Прибалтике, пытаются разменять Эстонию и Латвию на Калининградскую область
26.04.2024
Все статьи темы
Андрей Кураев
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Мне странно...
Зачем в наших СМИ пишут о предателях Родины?
07.11.2023
«Верю, что Кураев вернётся в родную гавань»
Человек, щедро наделённый дарами «харизмы обличения» не станет мириться с нравами Евросодома
19.10.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06